Обострение в Сирии продолжается, несмотря на то, что в середине января Москва и Анкара договорились о прекращении огня. Наверное, это был тактический ход, чтобы не дать туркам возможности сконцентрировать ресурсы в особенно уязвимых зонах. И действительно, обойдя некоторые турецкие наблюдательные пункты, Сирийская армия медленно, но уверенно двигается к столице провинции по одному направлению — через юго-восток. Уже захвачена деревня Нэйраб — один из ближайших к Идлибу населенных пунктов. Более того, войска продвинулись немного дальше, и теперь их отделяет от главного города мятежной мухафазы всего восемь километров. Турки здесь слабо представлены — это самая дальняя точка провинции от их границы, так что даже оперативная переброска займет немало времени. В общем, грамотно организованное наступление. Только какова его истинная цена?
В России не особенно охотно об этом говорят, да и Дамаск не сильно откровенничает, тем не менее, внутри САР реальные новости с фронта никто не скрывает. Различные источники отмечают активную бомбардировку Идлиба со стороны России и Дамаска. Сообщается о десятках, а порой и сотнях авиаударов за день, начиная с 24-го января, когда с режимом прекращения огня было покончено. Наши военные бомбят ближайшие к городу Идлиб территории с самолетов, практически не трогая все, что находится западнее и севернее столицы провинции. Сирийцы же используют для осуществления воздушных атак преимущественно вертолеты. Однако столь внушительная поддержка с воздуха не спасает Сирийскую арабскую армию от серьезнейших потерь по меркам локального конфликта.
Так, по некоторым данным, менее чем за десять дней Дамаск потерял 307 человек, при этом присланные Ираном стражи Исламской революции также несут потери — десять бойцов. В частности Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека сообщает примерно о таком количестве жертв. Не самый надежный источник, но другие и вовсе сообщают о пяти сотнях павших асадитов, а то и больше. И это похоже на правду, если учесть, что данные о количестве погибших сепаратистов, впечатляют еще больше.
По самым скромным оценкам, антиправительственные группировки потеряли 350 человек. Более всего пострадали религиозные террористические группировки, выросшие из ИГИЛ* и Джебхат-ан-Нусры**. Итого мы имеем примерно 700 трупов чуть больше, чем за неделю. Многовато.
К чему проведет эта военная активность? И как много времени понадобится асадитам и нашим военным, чтобы наконец-таки покончить с терроризмом в Сирии?
Наш источник в военном руководстве РФ сообщает, что активное развитие операции связано с деятельностью боевиков, которые, невзирая на договоренности между Турцией и РФ, продолжали обстрелы и диверсии. Именно на них приходится львиная доля потерь среди состава Сирийской арабской армии. После же возобновления наступления, как это ни парадоксально, асадиты стали гибнуть в меньших количествах, ибо сейчас вести полноценную войну сепаратисты не способны. Наиболее комфортным подходом для них остается полупартизанская война, к чему располагает также и рельеф провинций Идлиб, Алеппо, Латакия. И вот сейчас предпринимаются активные меры для того, чтобы лишить боевиков всех имеющих козырей. Последним из них остается турецкая поддержка. Тут активную роль играет дипломатия, но в последнее время Анкара не принимает активного участия даже в снабжении врагов Дамаска.
По прогнозам нашего источника, взятие Идлиба — дело времени. Оно обязательно состоится, и по наиболее оптимистичным прогнозам в течение нескольких месяцев крупнейший город оплота террористов будет взят под контроль Сирийской арабской армией. Причин для этого несколько — активное наступление правительственных сил, а также перемещения боевиков внутри мухафазы. Значительные силы противника по не совсем понятным причинам были переброшены на восток и север провинции Идлиб. Более того, часть из них и вовсе ушла в Алеппо — в зоны, контролируемые турецкими войсками после успешного завершения операций «Оливковая ветвь» и «Щит Евфрата». Вероятно это — запасной план Анкары, которая, ожидая, что Идлиб рано или поздно падет, решила переправить своих союзников в более безопасное для них место внутри Сирии. Кроме того вместе с перемещением боевиков наблюдается также пока не очень значительная миграция гражданского населения. Вероятно, это тоже так или иначе связано с действиями Анкары, которая пытается не допустить очередного потока беженцев. И с этой целью турки даже восстанавливают инфраструктуру и в целом улучшают условия в северо-западной и северной части провинции Алеппо. Дамаск же в свою очередь сохраняет для жителей проблемного региона возможность покинуть горячую точку — действует несколько коридоров, благодаря которым можно перебраться в безопасные районы САР.
* Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Аль-Каида решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.