Вооруженные силы Украины использует оружие времен Первой мировой войны. Такой «сенсационной» новостью поразило на днях своих читателей американское онлайн-издание The Drive.
Обычно этот ресурс информирует о новинках в автомобильной и оборонной промышленности. А тут рассказал, как солдаты ВСУ воюют в Донбассе раритетным «огнестрелом».
В основу материала, как сообщается, лег репортаж, показанный 28 января по украинскому «5 каналу» — на кадрах там видно, как лихо украинский военнослужащий управляется со станковым пулеметом «Максим».
По данным The Drive, появившееся в ролике телеканала оружие получило широкое применение по всему миру с конца 1880-х годов, в том числе в Российской империи.
«Стоит также отметить, что даже если бы пулемет, показанный на видео с Украины, был одним из самых последних M1910, произведенных в Советском Союзе, ему все равно было бы 75 лет», — пишет издание.
Но что здесь сенсационного, не совсем понятно…
Далеко не секрет, что «сильнейшая армия Европы», как неоднократно называл ВСУ экс-президент Порошенко (кстати, «5 канал» принадлежит ему), иногда воюет музейными экспонатами — в прямом и в переносном смысле.
Касательно «Максимов»… Еще 2016 году тогдашний начальник вооружения украинской армии генерал-майор Николай Шевцов заявлял, что Минобороны Украины разрешило использовать эти пулемёты образца 1910 года в зоне силовой операции в Донбассе. В частности, на опорных пунктах и блокпостах, как «средство усиления огня».
Более того, если верить украинскому генералу, то у командиров военных частей одно время нарасхват шли и винтовки Мосина, принятые, как известно, на вооружение Русской императорской армии еще в 1891 году. Правда, по словам Шевцова, трехлинейки выдавали только «в исключительных случаях».
В сети также ходят рассказы о том, как в одно время вдруг из музеев Украины забрали все трофейные немецкие Кар-98 (в годы Второй мировой войны эта винтовка была индивидуальным оружием солдат Вермахта). На них цепляли оптику и отправляли в войска, как снайперские карабины. Правда, это больше похоже на байки…
Однако все эти «стволы» хоть и древние, но хотя бы стреляют. А ведь были случаи — и вполне реальные, — когда ВСУ «успешно» применяли деревянные «Джавелины».
Пару лет назад в Интернете появилось забавное видео, как украинские солдаты изображают американский противотанковый комплекс при помощи суковатого полена и консервной банки. Этим муляжом они якобы пугали ополченцев, перед тем как занять более выгодные позиции.
Впрочем, как писал известный поэт, «меч для битвы и шпагу для дуэли каждый выбирает для себя…»
Вопрос в том, куда идут деньги многочисленных спонсоров военной мощи Украины?
Ведь только США за эти пять с лишним лет с момента начала конфликта в Донбассе предоставили Киеву военную помощь на сумму полтора миллиарда долларов. Недавно вот Анкара обещала подкинуть на нужды ВСУ 50 млн. долларов. Всего же таких стран — «доброхотов» — более двадцати. Причем помогают они Украине не только деньгами, но и вооружением, спецсредствами, экипировкой, а также предоставляют своих военных инструкторов.
— Знаете, в свое время афганские моджахеды, несмотря на, казалось бы, огромную помощь, которая шла к ним из западных стран, из Пакистана, Китая, Ирана, тоже воевали оружием прошлого века в буквальном смысле слова — английскими карабинами и винтовками конца 80-х гг. 19 века, — комментирует ситуацию директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов. — Даже более древнее оружие было — начала 19 века. И оружие прекрасно продемонстрировало свои возможности.
Пулемет «Максим», разработанный в Британии в позапрошлом веке, это как бы классика автоматического стрелкового оружия. И то, что он до сих пор не списан в утиль, доказывает лишь, что «дедушка» жив и готов еще «внукам» дать фору.
Потому, конечно, никакой сенсации тут нет…
Это сегодня не показатель, скажем так, убогости украинской армии.
«СП»: — Вы в этом уверены?
— У меня на Донбассе много друзей, которые воюют буквально с первых дней конфликта. И они отмечали, что в 2015 году в украинских войсках начал происходить перелом.
То есть, если до этого украинские части были вооружены абы как, экипированы абы как. Войска при первом столкновении с противником (за редким исключением) бросали поле боя. Оставляли раненых, которые там умирали от болевого шока… То, начиная с 2015-го ситуация начала меняться не в лучшую для Донбасса сторону — армия украинская научилась воевать.
Это было сказано без малого пять лет назад. За пять лет конфликта (уже почти за шесть) любая армия, даже плохая — а украинская армия была вначале конфликта очень плохой, ее фактически не было, — учится воевать.
Это показали наши войска в Чечне, которые тоже вначале воевать не умели. Это показала Великая Отечественная война — лишь к середине 43-го года мы, действительно, научились воевать и побеждать, и погнали врага в его логово. И т.д.
Мои друзья, которые являются профессиональными военными, говорят, что в ВСУ сегодня имеются подразделения очень подготовленные, очень боеспособные и прекрасно, на уровне войск армий НАТО, экипированные и вооруженные. Обо всей армии Украины сказать такого нельзя, но подготовка ведется.
«СП»: — Собственно, не секрет, что натовские инструкторы не первый год их натаскивают…
— Безусловно. Товарищи мои воевали в районе Широкино, Новоазовска — напротив Мариуполя — на этом юго-западном направлении. Им противостояли боевики батальона «Азов"*, крымскотатарские части и те самые инструкторы из западных стран.
Друзья рассказывали, что сталкивались непосредственно с инструкторами из Польши и Канады, которые в некоторых случаях тоже участвуют в боестолкновениях. Действуют, как мне говорили, очень профессионально. И демонстрируют очень высокий уровень боеспособности. Чему, конечно, учат и украинскую армию.
Некоторые украинские части уже обучены, экипированы и вооружены на уровне стран НАТО. Все это в купе дает многократно возросший боевой потенциал.
Чего у нас не хотят понять. У нас до сих пор многие (даже некоторые эксперты) полагают, что украинская армия по-прежнему представляет собой какой-то сброд, как в начале конфликта в 2014 году. Это не совсем так.
Поэтому, я думаю, что новость, которую привел американский журнал, говорит не о том, что украинская армия по-прежнему такая дремучая, а о том, что ВСУ в некоторых случаях используют раритетное оружие, которое себя зарекомендовало неплохо и в тех условиях использовать его целесообразно.
Что не исключает, конечно, того, что воровство — это национальный украинский вид спорта. И пока существует Украины, воровать на Украине будут, в том числе в войсках.
И, слава богу, что там воруют. Иначе нашим бойцам из ДНР и ЛНР в 2014-м пришлось бы очень плохо. Именно потому, что там есть вороватые прапорщики (в прошлом году звание прапорщика в украинской армии отменили — ред.) и генералы — особенно генералы — нашим ополченцам было чуточку легче.
Но, как я уже сказал, то, что афганские моджахеды предпочитают старые английские винтовки, вовсе не означает, что у них нет «Стингеров». Точно так же и пулеметы «Максим» в частях ВСУ.
Хотя шанс поплакаться и получить немножко денег и оружия на «бедность» украинцы тоже не упустят.
«СП»: — А что вы скажете об армиях Народных республик?
— Ну, там тоже не сидят сложа руки. Я недавно беседовал с представителем военных кругов ЛНР, который мне сказал, что два армейских корпуса — Донецкий и Луганский — располагают таким количеством современной бронетехники, какого нет, наверное, ни у одной армии Европы.
Поэтому — чего скрывать — уровень украинской армии вырос. Но и уровень армий республик Донбасса тоже на месте не стоял. Все эти годы, они прошли не зря.
С одной стороны (об этом много писали СМИ), ушли энтузиасты «первой волны», многих командиров ополчения уже нет в живых. Но, с другой стороны ополчение, партизанские отряды сегодня превратились в регулярные войска.
Я был в одном из таких подразделениях (правда, в 2017 году) и видел, как они вооружены, как экипированы. С ними регулярно проводятся учения.
То есть, наши люди тоже занимаются боевой подготовкой.
И, самое главное, Украина понимает, что избиение младенцев не получится. Чем бы ни закончился конфликт, для нее это будет большая кровь. За спиной Донбасса стоит Россия — это как бы «секрет Полишинеля». Наш президент неоднократно давал понять нашим «друзьям», что мы не допустим геноцида народа Донбасса, не позволим повторить опыт бывшей Югославии в Донбассе.
Поэтому, если конфликт снова войдет в горячую фазу — а это только вопрос времени, — то Украина просто так не войдет на территорию республик. Она получит жёсткий ответ. И Украина, я думаю, это понимает.
Новости мира: В Донецке отказались от обмена пленными «всех на всех» из-за нарушения Киевом условий перемирия
*Изображения шевронов батальона «Азов», признано экстремистским решением Фрунзенского районного суда г. Владимира