Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Стингеры» Эрдогана прижимают российских «Грачей» к земле

В сирийском Идлибе становится опасно летать на любых высотах

58845

Появилась информация о том, что к участию в воздушных операциях ударов в Сирии по позициям боевиков после продолжительного перерыва начали привлекаться российские штурмовики Су-25.

Этому непростому решению способствовало обострение ситуации в Идлибе, обусловленное не только поддержкой турецкой армией сирийских боевиков, но и участием турок в атаках на российскую военную технику. Существуют видеоматериалы, на которых видно, как военные в турецкой форме обстреливают российский бомбардировщик Су-24. При этом используется турецкий бронеавтомобиль Kirpi, оснащенный боевым модулем и системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

По бомбардировщику с различных позиций были выпущены три зенитные ракеты ROKETSAN FIM-92 — турецкий аналог американского ПЗРК Stinger FIM-92. Бомбардировщик маневрируя, а также используя ложные тепловые цели, ушел от поражения.

Надо сказать, что эта история не характерна для эксплуатации Су-24. Для нанесения ракетно-бомбовых ударов бомбардировщику нет нужды опускаться ниже 4-километровой высоты. Да и опасно это, потому что максимальная высота стрельбы «Стингера», который расползся по всему миру, — 3800 метров. До нынешней турецкой эскалации российская авиация придерживалась тактики полетов на средних высотах, недоступных для зенитных ракет ПЗРК. Теперь ситуация резко изменилась.

Читайте также
Китай купит Су-57, потому что НАТО назвали его Felon — «лютый злодей» Приобретя эскадрилью новых русских «сушек», Пекин сможет наказать США на $8 трлн

Дело в том, что турки начали ввозить в зону конфликта более серьезные ЗРК, их зона поражения по высоте перекрывает высоту полетов российской авиации.

К таким ЗРК относится довольно возрастной американский комплекс средней дальности Nike Hercules. Его максимальная дальность стрельбы — 150 км, высота — 30 км. В турецких войсках ПВО также используется американский ЗРК I-Hawk, который бьет в высоту до 18 км. В этом году в войсках начали поставляться комплексы турецкой разработки Hisar-А, верхняя граница поражения которых — 5 км. Это все-таки побольше, чем у «Стингера». Такую же высоту перехвата имеют и британские ЗРК Rapier. Однако со следующего года должны начаться поставки новой модификации турецкого ЗРК — Hisar-О, для которого максимальная высота перехвата равна 10 км.

В связи с появлением в Сирии турецких ЗРК, способных поражать самолеты на больших высотах, и было решено привлечь к участию в воздушных операциях штурмовики Су-25, которые работают на низких высотах. Логика тут простая — отныне зенитными ракетами будут простреливаться все высоты, и нет существенной разницы между полетами на километровой или на десятикилометровой высоте. При этом, казалось бы, «Грачи», как называют Су-25, окажутся в более выигрышном положении. Потому что это, по сути, летающий танк, который сбить крайне сложно.

Однако есть обстоятельства, которые свидетельствуют, что с появлением вышеперечисленных ЗРК ситуация для пилотов Су-24, Су-30, Су-34 и Су-35 осложнится не радикально. Дело в том, что два американских и один британский комплексы были созданы в 60-е годы. Они были эффективны для борьбы с самолетами третьего поколения. Все имеют радиокомандный способ наведения ракеты на цель. И при этом каналы наведения не имеют высокой помехозащищенности. Российские же самолеты оснащены современным комплексом обороны «Витебск», который может не только выбрасывать ложные тепловые цели, уводящие в сторону инфракрасные головки самонаведения зенитных ракет, как у «Стингера». «Витебск» оснащен еще и эффективным комплексом РЭБ. Но, разумеется, не существует систем обороны, обеспечивающих стопроцентную защиту. Так что риск быть сбитым имеется.

Конечно, можно предположить, что турки вдруг решатся подтянуть к зоне конфликта недавно приобретенный у России комплекс С-400 «Триумф». Однако это было бы «чрезмерным» решением проблемы. С-400 — это объектовая система, и она эксплуатируется войсками ПВО. Для чего пришлось бы вместе с комплексами перетаскивать в Сирию соответствующую инфраструктуру и значительный контингент военнослужащих, в нее вовлеченных. В данной ситуации больше подходят войсковые ЗРК, которые защищают не объекты и территории, а конкретные войсковые соединения, в состав которых и входят.

Ну, а к тому же С-400 слишком дорогая система, чтобы подвергать ее риску быть уничтоженной. Поэтому турки намереваются приобрести что-то более мобильное и не столь дорогое. И именно для Идлиба. Об этом в конце прошлой недели сообщил турецкому отделению канала CNN министр обороны Хулуси Акар. Переговоры с США по вопросу приобретения ЗРК Patriot идут и уже близки к позитивному разрешению.

Если Patriot в Сирии окажется в руках турецких военных, то это, безусловно, повысит опасность полетов российских самолетов. Чему есть печальное подтверждение.

3 февраля 2018 года штурмовик Су-25, пилотируемый майором Романом Филиповым, был сбит боевиками в провинции Идлиб зенитной ракетой ПЗРК «Стингер». Летчик катапультировался, но был убит в ходе столкновения с боевиками Свободной сирийской армии. Роману Филипову было посмертно присвоено звание Героя России.

В то же время штурмовик Су-25 (сейчас используется более современная модификация Су-25СМ, а также Су-25СМ3) обладает уникальной живучестью. За 8 лет участия в Афганской войне «Грачи» совершили около 60 тыс. боевых вылетов. Боевые потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый самолет приходилось в среднем 90 повреждений от ракетного и пушечного огня. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.

Читайте также
Для победы над Россией США нанесут ядерный удар по Беларуси Цели, которые Пентагон отрабатывает на учениях, уже известны

Порой советские штурмовики возвращались на базу, получив 150 и более пробоин. Зафиксированы уникальные случаи, когда пилотам удавалось посадить самолет с чудовищными повреждениями. С вырванной снарядом половиной крыла. С развороченным снарядом двигателем. С отказавшей гидросистемой. С полностью обесточенной электросетью. С захлебнувшимися двигателями, залитыми керосином из пробитых баков. С не выпускающимися шасси…

Впрочем, в российской авиационной группе в Сирии есть еще один самолет, который способен, как и «Грач», работать на малых высотах. Это истребитель-бомбардировщик Су-34. На него у командования ВВС большие планы: существует довольно популярное мнение, согласно которому Су-34 должны постепенно вытеснить из ВВС все Су-25.

Су-34 — многоцелевой самолет. Принятый на вооружение в 2014 году, он способен не только наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям, но и постоять за себя при встрече с истребителями противника. Это возможно и за счет высокой маневренности, и необходимого набора ракет «воздух-воздух», и прицельной системы, которая включает в себя РЛС как переднего, так и заднего обзора.

При этом Су-34 прекрасно защищен от ударов противника, как воздушных, так и наземных. Кабина, как и у Су-25, тоже бронированная. Но толщина бронестекла фонаря и титановых пластин, прикрывающих кабину, больше. Также используется дублирование основных узлов и систем и их прикрытие бронепластинами, защищающими от снарядов калибра до 20 мм включительно, а в некоторых проекциях и от 30-миллиметровых. То есть это уже почти готовый штурмовик.


Военное обозрение: Для победы над Россией США нанесут ядерный удар по Беларуси

Военные новости: «Суперграчи» прилетели в Ставрополье

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня