Появилась информация о том, что к участию в воздушных операциях ударов в Сирии по позициям боевиков после продолжительного перерыва начали привлекаться российские штурмовики Су-25.
Этому непростому решению способствовало обострение ситуации в Идлибе, обусловленное не только поддержкой турецкой армией сирийских боевиков, но и участием турок в атаках на российскую военную технику. Существуют видеоматериалы, на которых видно, как военные в турецкой форме обстреливают российский бомбардировщик Су-24. При этом используется турецкий бронеавтомобиль Kirpi, оснащенный боевым модулем и системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
По бомбардировщику с различных позиций были выпущены три зенитные ракеты ROKETSAN FIM-92 — турецкий аналог американского ПЗРК Stinger FIM-92. Бомбардировщик маневрируя, а также используя ложные тепловые цели, ушел от поражения.
Надо сказать, что эта история не характерна для эксплуатации Су-24. Для нанесения ракетно-бомбовых ударов бомбардировщику нет нужды опускаться ниже 4-километровой высоты. Да и опасно это, потому что максимальная высота стрельбы «Стингера», который расползся по всему миру, — 3800 метров. До нынешней турецкой эскалации российская авиация придерживалась тактики полетов на средних высотах, недоступных для зенитных ракет ПЗРК. Теперь ситуация резко изменилась.
Дело в том, что турки начали ввозить в зону конфликта более серьезные ЗРК, их зона поражения по высоте перекрывает высоту полетов российской авиации.
К таким ЗРК относится довольно возрастной американский комплекс средней дальности Nike Hercules. Его максимальная дальность стрельбы — 150 км, высота — 30 км. В турецких войсках ПВО также используется американский ЗРК I-Hawk, который бьет в высоту до 18 км. В этом году в войсках начали поставляться комплексы турецкой разработки Hisar-А, верхняя граница поражения которых — 5 км. Это все-таки побольше, чем у «Стингера». Такую же высоту перехвата имеют и британские ЗРК Rapier. Однако со следующего года должны начаться поставки новой модификации турецкого ЗРК — Hisar-О, для которого максимальная высота перехвата равна 10 км.
В связи с появлением в Сирии турецких ЗРК, способных поражать самолеты на больших высотах, и было решено привлечь к участию в воздушных операциях штурмовики Су-25, которые работают на низких высотах. Логика тут простая — отныне зенитными ракетами будут простреливаться все высоты, и нет существенной разницы между полетами на километровой или на десятикилометровой высоте. При этом, казалось бы, «Грачи», как называют Су-25, окажутся в более выигрышном положении. Потому что это, по сути, летающий танк, который сбить крайне сложно.
Однако есть обстоятельства, которые свидетельствуют, что с появлением вышеперечисленных ЗРК ситуация для пилотов Су-24, Су-30, Су-34 и Су-35 осложнится не радикально. Дело в том, что два американских и один британский комплексы были созданы в 60-е годы. Они были эффективны для борьбы с самолетами третьего поколения. Все имеют радиокомандный способ наведения ракеты на цель. И при этом каналы наведения не имеют высокой помехозащищенности. Российские же самолеты оснащены современным комплексом обороны «Витебск», который может не только выбрасывать ложные тепловые цели, уводящие в сторону инфракрасные головки самонаведения зенитных ракет, как у «Стингера». «Витебск» оснащен еще и эффективным комплексом РЭБ. Но, разумеется, не существует систем обороны, обеспечивающих стопроцентную защиту. Так что риск быть сбитым имеется.
Конечно, можно предположить, что турки вдруг решатся подтянуть к зоне конфликта недавно приобретенный у России комплекс С-400 «Триумф». Однако это было бы «чрезмерным» решением проблемы. С-400 — это объектовая система, и она эксплуатируется войсками ПВО. Для чего пришлось бы вместе с комплексами перетаскивать в Сирию соответствующую инфраструктуру и значительный контингент военнослужащих, в нее вовлеченных. В данной ситуации больше подходят войсковые ЗРК, которые защищают не объекты и территории, а конкретные войсковые соединения, в состав которых и входят.
Ну, а к тому же С-400 слишком дорогая система, чтобы подвергать ее риску быть уничтоженной. Поэтому турки намереваются приобрести что-то более мобильное и не столь дорогое. И именно для Идлиба. Об этом в конце прошлой недели сообщил турецкому отделению канала CNN министр обороны Хулуси Акар. Переговоры с США по вопросу приобретения ЗРК Patriot идут и уже близки к позитивному разрешению.
Если Patriot в Сирии окажется в руках турецких военных, то это, безусловно, повысит опасность полетов российских самолетов. Чему есть печальное подтверждение.
3 февраля 2018 года штурмовик Су-25, пилотируемый майором Романом Филиповым, был сбит боевиками в провинции Идлиб зенитной ракетой ПЗРК «Стингер». Летчик катапультировался, но был убит в ходе столкновения с боевиками Свободной сирийской армии. Роману Филипову было посмертно присвоено звание Героя России.
В то же время штурмовик Су-25 (сейчас используется более современная модификация Су-25СМ, а также Су-25СМ3) обладает уникальной живучестью. За 8 лет участия в Афганской войне «Грачи» совершили около 60 тыс. боевых вылетов. Боевые потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый самолет приходилось в среднем 90 повреждений от ракетного и пушечного огня. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.
Порой советские штурмовики возвращались на базу, получив 150 и более пробоин. Зафиксированы уникальные случаи, когда пилотам удавалось посадить самолет с чудовищными повреждениями. С вырванной снарядом половиной крыла. С развороченным снарядом двигателем. С отказавшей гидросистемой. С полностью обесточенной электросетью. С захлебнувшимися двигателями, залитыми керосином из пробитых баков. С не выпускающимися шасси…
Впрочем, в российской авиационной группе в Сирии есть еще один самолет, который способен, как и «Грач», работать на малых высотах. Это истребитель-бомбардировщик Су-34. На него у командования ВВС большие планы: существует довольно популярное мнение, согласно которому Су-34 должны постепенно вытеснить из ВВС все Су-25.
Су-34 — многоцелевой самолет. Принятый на вооружение в 2014 году, он способен не только наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям, но и постоять за себя при встрече с истребителями противника. Это возможно и за счет высокой маневренности, и необходимого набора ракет «воздух-воздух», и прицельной системы, которая включает в себя РЛС как переднего, так и заднего обзора.
При этом Су-34 прекрасно защищен от ударов противника, как воздушных, так и наземных. Кабина, как и у Су-25, тоже бронированная. Но толщина бронестекла фонаря и титановых пластин, прикрывающих кабину, больше. Также используется дублирование основных узлов и систем и их прикрытие бронепластинами, защищающими от снарядов калибра до 20 мм включительно, а в некоторых проекциях и от 30-миллиметровых. То есть это уже почти готовый штурмовик.
Военное обозрение: Для победы над Россией США нанесут ядерный удар по Беларуси
Военные новости: «Суперграчи» прилетели в Ставрополье