Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Без «изделия 30» Су-57 мало кому интересен

Поможет ли китайцам наша новейшая «сушка» создать истребитель шестого поколения?

9823

В последнее время в самых разнообразных изданиях высказывалось недоумение относительно того, зачем ВВС Китая хочет закупить партию новейших российских истребителей Су-57, к которым многие относятся скептически.

Китайский эксперт Ван Юнцинь, работающий над созданием истребителя пятого поколения J-31, отчасти дал ответ на этот вопрос: Су-57 поможет китайским конструкторам создать истребитель шестого поколения. А также стимулирует развитие китайского двигателестроения, чтобы оно смогло удовлетворять потребность новых истребителей в силовых установках.

Китай уже давно закупает у России турбовентиляторные двигатели с форсажной камерой. Всего приобретено больше тысячи единиц. Больше всего куплено двигателей для истребителей Су-27 — АЛ-31Ф. Есть и более свежие моторы — АЛ-41Ф1С, использующийся в истребителе Су-35С. И именно их устанавливают на китайские J-20. В связи с чем этот истребитель трудно отнести в пятому поколению, потому что самолет-«пятерочник», согласно предъявляемым к поколению требованиям, должен осуществлять сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме. Су-35С на это не способен. Значит, не способен и J-20, хоть китайцы крайне скупо раскрывают параметры своей новой военной техники. Так что купить несколько Су-57, досконально изучить двигатель и сделать такой же — для китайцев жизненно необходимо.

Читайте также
Китай купит Су-57, потому что НАТО назвали его Felon — «лютый злодей» Приобретя эскадрилью новых русских «сушек», Пекин сможет наказать США на $8 трлн

Однако в деле закупки этих истребителей существует целый ряд нюансов. Дело в том, самолет нельзя брать прямо сейчас. Потому что он будет продан с двигателем первой очереди — АЛ-41Ф1, разработанным в рыбинской двигателестроительной компании «ОДК-Сатурн». Он, конечно, полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к авиационным силовым установкам пятого поколения. И главные из них — полностью электронное управление и плазменное зажигание. Однако тяга, хоть недостаточной ее не назовешь, все-таки могла бы быть и побольше.

И побольше она была запланирована. В открытых источниках на Су-57 приводятся два варианта тяги и характеристик, от нее производных. Потому что было запланировано использование в истребителе и двигателя второй очереди, которому пока не присвоен индекс и который выступает под заводским номером — «изделие 30».

Этот новый двигатель создается тоже в Рыбинске. Но старт его разработки произошел позже, чем конструкторы занялись созданием АЛ-41Ф1. При этом имелся определенный задел. В 80-е годы в ОКБ Микояна-Гуревича проектировался «ответ на F-22» — МиГ 1.44. Именно для него был создан двигатель АЛ-41Ф, на основе которого и был сделан двигатель АЛ-41Ф1.

У микояновской разработки драматическая и поучительная судьба. При его создании были максимально использованы стелс-технологии не только в части покрытия самолета, но и отражающей радиоволны геометрии планера. Все вооружение убиралось во внутренние отсеки. ЭПР была порядка 0,3 кв.м. Мощная РЛС Н014 (правда, с пассивной фазированной антенной решеткой) обнаруживала цели с ЭПР 1 кв.м. на удалении в 250 км, что несколько лучше, чем у F-22. Бортовое радиоэлектронное оборудование имело открытую архитектуру. Говорили, что «русский F-22» развивал сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость на высоте с работающей форсажной камерой — 3200 км/ч.

Прототип в единственном экземпляре был построен в конце 90-х годов. А 29 февраля 2000 года, 20 лет назад, он совершил первый полет. Но в 2002 году, когда стало понятно, что ОКБ не вытянет проект, на «русском F-22» поставили крест.

Не будут китайцы покупать и экспортную модификацию самолета — Су-57Э. Потому что в нем, по всей видимости, будут установлены двигатели первой очереди. А им позарез требуется «изделие 30». И оно уже фактически готово. С новыми двигателями уже летает один истребитель. Еще несколько моторов готовы, испытаны и переданы на авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре.

Читайте также
«Стингеры» Эрдогана прижимают российских «Грачей» к земле В сирийском Идлибе становится опасно летать на любых высотах

Су-57 с новым двигателем приобрел феноменальную тяговооруженность. Сравнивать можно только с одним американским самолетом — F-22. При нормальной взлетной массе у Су-57 она равна 1,36 против 1,15 у F-22. При максимальной — соответственно 1,1 против 0,88.

Высокотехнологическая военная промышленность Китая развивается довольно причудливым образом. В КНР прекрасно развита электронная промышленность. Громадны достижения в ракетостроении. Военный флот уже перегнал российский и неумолимо догоняет американский. Сильна китайская спутниковая группировка. Однако с авиационными двигателями в Китае дело идет туго. Что, конечно, вопрос времени.

Для того чтобы заткнуть эту брешь, Китай предпринимает различные меры. Не только в плане развития собственной конструкторской школы, но и в заимствовании уже имеющихся разработок.

Так, в 2017 году была предпринята попытка купить украинскую двигателестроительную компанию «Мотор Сич». Было создано совместное предприятие с размещением производства в городе Чунцин. Начали строиться заводские корпуса.

Однако сделку сорвали американцы. Украине позарез нужны деньги, но пойти против Вашингтона в Киеве не решились.


Новости авиации: Продажа «Мотор Сич»: Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой

Военные новости: Китайский эсминец обстрелял лазером американский самолёт

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня