Реджеп Эрдоган выступил с заявлением о том, что в результате массированной атаки турецких беспилотников на позиции сирийской армии в Идлибе были уничтожены 8 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1».
Этот камень был брошен уже не в сирийско-правительственный, а в российский огород. Потому что такие громадные потери военной техники — это не только несмываемый позор для производителей такой техники, но и серьезный удар по экспортному потенциалу этих комплексов. То есть репутационные потери, за которыми должны неизбежно последовать потери экономические.
Тульское КБ приборостроения, создавшее этот комплекс, промолчало. Ответило Министерство обороны РФ. Было сообщено, что предоставленная президенту Турции информация не соответствует действительности. И не только потому, что российский ЗРПК «Панцирь-С1» является прекрасным комплексом, способным эффективно отражать любые воздушные атаки. Но еще и потому, что такого количества комплексов в Идлибе никогда не было. Главные силы сирийской ПВО, включая «Панцири», сосредоточены в Дамаске и его окрестностях. А в Идлибе поддерживали действия правительственных вооруженных сил лишь четыре ЗРПК.
Правда, чуть позже было добавлено, что в результате налета все же пострадали два комплекса. Но незначительно. И полученные повреждения уже практически ликвидированы.
Так какими же воздушными силами оперировали турки, атакуя сирийские правительственные войска? Все налеты, как сообщил канал CNN Turk, осуществлялись с использованием беспилотных летательных аппаратов Akıncı SİHA, разработанных турецкой компанией «Байкар» и начавших поступать в турецкую армию в самом начале этого года. Это тяжелый БПЛА, его взлетная масса достигает 4500 килограммов. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями украинского производства. Размах крыла — 20 метров. Полезная ракетно-бомбовая нагрузка: 900 кг на внешней подвеске и 450 кг во внутреннем отсеке. Скорость, естественно, дозвуковая — 450 км/ч. Потолок — 12000 м. Продолжительность полета — 24 часа.
Судя по характеристикам, машина достаточно серьезная. С большой полезной нагрузкой, в которую могут входить и высокоточные авиационные ракеты «воздух-поверхность». Оснащена бортовой РЛС. Как утверждают разработчики, имеет широкополосный канал приема/передачи цифровых данных, что позволяет не только эффективно управлять самолетом из командного пункта, но и использовать его в сетецентрических действиях. Использовалась ли эта возможность в Идлибе — неизвестно, поскольку турки за столь короткий срок эксплуатации беспилотника могли ее и не освоить должным образом.
Вообще, турецкая сторона приписала своему новому беспилотному ударному самолету такие подвиги, в которые не так-то и легко поверить. Поскольку по объявленной результативности действий в столь короткий срок в Идлибе они должны были бы превзойти по эффективности российскую авиагруппу, состоящую из «взрослых» многоцелевых истребителей и истребителей-бомбардировщиков.
Министр обороны Турции Хулусин Акар в конце февраля объявил о том, что за неполную неделю силами беспилотников и буксируемой артиллерии были совершены атаки на более чем 200 объектов сирийской армии. В результате были уничтожены 5 вертолетов, 23 танка, 23 артиллерийских орудия, 2 комплекса ПВО и 309 военнослужащих.
После таких реляций 8 уничтоженных ЗРПК «Панцирь-С1» кажутся сущим пустяком. Вполне понятно, что высказывания об уничтожении/неуничтожении комплексов с обеих сторон имеют пропагандистских характер. Потери, конечно, были, но, разумеется, не в таком количестве. Министерство обороны Турции смогло доказать лишь один случай попадания ракеты в цель.
То есть «Панцирь» не такой уж и простой орешек, чтобы щелкать его дюжинами. До марта этого года поразить этот комплекс смогли лишь дважды. 10 мая 2018 года крылатая ракета, выпущенная израильским самолетом F-16, попала в «Панцирь», у которого отсутствовал боекомплект. Повреждения оказались не тотальными, комплекс через некоторое время был отремонтирован.
21 января 2019 года Израиль нанес удар дроном-камикадзе по комплексу, расположенному в районе Дамаска. «Панцирь» был уничтожен, восстановить его не удалось.
Оба эти удара были зафиксированы на видео, опубликованном в интернете. Как, впрочем, и турецкая удачная атака. Свидетельств о поражении еще семи «Панцирей» беспилотниками Akıncı SİHA не имеется.
Тем не менее, остается ряд вопросов к самому ЗРПК «Панцирь-С1». Существует ряд критических высказываний экспертов относительно «слабости зрения» этого комплекса. И не только экспертов — сравнительно недавно в специализированном Телеграм-канале промелькнула и исчезла информация от офицеров ПВО, находящихся в Сирии, где они также утверждают, что комплекс плохо обнаруживает малоразмерные и низкоскоростные цели, каковыми являются беспилотники. Но при этом порой реагирует на больших птиц.
То есть его РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой плохо отслеживает цели, имеющие небольшие значения эффективной площади рассеяния. Что определяется не только небольшими размерами, но и использованием в конструкции летательного аппарата не металла, а пластмассы. А порой террористы делают и вовсе деревянные дроны.
Однако новейший турецкий ударный беспилотник не должен относиться к разряду неудобных целей. У него внушительные габариты. А также изобилие «железа», к которому относятся и бомбы с ракетами, и обширное бортовое электронное оборудование, и довольно мощные двигатели — два по 900 л.с. каждый. Поэтому «Панцирь» должен нормально обнаруживать турецкий дрон и брать его на сопровождение. Причем обнаруживать на значительном расстоянии, поскольку это не низколетящая с огибанием рельефа местности крылатая ракета.
И должен нормально и результативно обстреливать беспилотник ракетами. Причем еще до того, как цель сама выпустит ракеты. Дело в том, что ударные беспилотники оснащаются ракетами «воздух-поверхность», дальность которых не превышает 10−12 километров. Это обусловлено свойствами РЛС самолетов-штурмовиков и ударных вертолетов, дальность наведения ракет на цель у которых невелика. Ну, а у ЗРПК «Панцирь-С1» дальность успешного перехвата больше — 20 км. Высота перехвата также превышает потолок Akıncı SİHA — 15000 м.
Но почему-то нет не только документальных свидетельств, но и сообщений о том, что сирийские силы ПВО сбили хотя бы один Akıncı SİHA. Правда, они сбивают менее совершенные беспилотники, поступившие в турецкую армию раньше — Anka-S и Bayraktar TB2. Счет уже приближается к десятку. Правда, сведения об отличившихся комплексах неполны и довольно противоречивы. В качестве средств, поражающих турецких крылатых агрессоров, называют ЗРК «Стрела-10», который, по сути, является ПЗРК с 8-ю ракетами на гусеничном шасси, а также вполне серьезный ЗРК средней дальности «Бук».
В то же время сведений о вкладе «Панциря» в дело уничтожения и этих, более скромных, беспилотников не имеется.
Однако по данным Министерства обороны, за время сирийской кампании комплексы «Панцирь», эксплуатирующиеся российскими военными, отличались многократно. Отражая атаки на российскую базу Хмеймим, эти комплексы с начала своего присутствия в Сирии и до конца 2017 года уничтожили 54 ракеты РСЗО и 16 беспилотников.
Противоречивая вырисовывается картина.
Военное обозрение: Русский «Кинжал» и китайский «Восточный ветер» стали кошмаром для «Джеральда Форда»
Военные новости: Пентагон подтвердил гибель трех военных в Ираке