Не попасть в пятерку: Россия «тормозит» китайский истребитель и свой Су-57

Основной недостаток J-20 в его российских двигателях

3801

Истребители пятого поколения — это такой фетиш, обожествляемая вещь для каждой из стран, которые сумели создать подобные чудо-самолёты. И, естественно, что все расхваливают именно свои воздушные машины, находя при этом недостатки у конкурентов. Вслед за США в авиаклуб пятого поколения вошли Россия и Китай со своими истребителями Су-57 и J-20. Считающийся эталонным в этом классе американский F-22 Raptor дал дальнейшее развитие программы для F-35 Lightning, Россия традиционно использовала свой прежний опыт, взяв лучшее от семейства истребителей «Су», Китай был бы не Китаем, если бы не произвел «китайскую подделку».

Во внешнем облике и в технических характеристиках Chengdu J-20 «Черный орел» (по китайской классификации он относится к истребителям четвертого поколения, по западной — к пятому) во многом напоминает американские истребители пятого поколения, а также советско-российский опытный прототип МиГ-1.44, на который «китаец» особенно похож. Тем не менее, истребитель получился у Китая вполне себе действующим. Тут, конечно, надо отметить, что при всех достоинствах китайского J-20, в том числе вполне неплохой универсальной ракеты PL-21 класса «воздух-воздух», у него есть существенный недостаток. Эти истребители комплектуются двигателями российского производства АЛ-31Ф, которые более надежны, чем китайские WS-10 В, но и они не вытягивают на пятое поколение.

Собственно именно двигатели АЛ-31Ф, которые создавались для российского истребителя Су-27, тормозят сейчас путь в пятое поколение и для Су-57 (при этом они оказались достаточно эффективны для более легкого истребителя Су-35, который оценивается как 4+++). Россия активно испытывает новый двигатель, известный как «Изделие 30» — с более высокой удельной тягой, чем у АЛ-31Ф, при сохранении его экономичности с расходом 670 грамм топлива на килограмм-силы в час в крейсерском режиме. Для сравнения, у двигателя Pratt &Whitney F119, которым оснащен F-22, он намного больше — 1,943 кг на килограмм-силы в час.

Читайте также
Парад чисел: Зачем Госдума продлила войну на один день Теперь Россия будет отмечать окончание Второй мировой в День солидарности в борьбе с терроризмом

Китайцы присматриваются к новому российскому двигателю, и именно ему приписывают новые скоростные качества для Су-57, однако рассчитывают сейчас на собственный потенциал производства — двигатели Xian WS-15. Как оказалось, скопировать двигатели тяжелее, чем авионику, тем более что Китай всегда покупал их в Советском Союзе, а затем и в России.

Зная о этой «слабости» своего истребителя пятого поколения, Китай тем не менее регулярно нахваливает J-20, отмечая его выдающиеся характеристики. Как утверждает издание Sohu, он не уступает другим самолётам этого поколения, а по мощи вооружения и качеству радиолокационной системы сопоставим с американским истребителем F-22. Расхваливают китайцы и невидимость своего тяжелого истребителя, утверждая, что по технологиям стелс он даже превосходит аналогичные американские самолёты (российскому Су-57 они здесь ставят слабую тройку).

Истребители J-20 уже стоят на вооружении ВВС НОАК и активно летают (известно как минимум о 6 испытуемых машинах). Эти истребители осуществляют постоянное патрулирование над юго-восточными водами Китая и так называемыми спорными островами в районе архипелага Спратли и островов Дяоюйдао. Китайские эксперты высоко оценивают преимущества своего самолета. «J-20 уже сегодня уникален своей концепцией по аэродинамической компоновке. Она существенно отличается от американских F-22 и F-35, и от российского Су-57. У американских самолетов отличная технология малозаметности, но есть проблемы с маневренностью, а потому они не подходят для ближнего боя. У Су-57 всё наоборот — прекрасная аэродинамика, но отсутствуют реализованные сталс-технологии», — пишет китайское издание Sohu.

О том, что Китай совершил мощный прорыв в сфере высокотехнологичного оружия уже давно известно и не секрет, что Пекин делает ставку именно на современные технологии. Каждая новая китайская разработка вызывает пристальное внимание во всем мире, в первую очередь в США, где ревностно следят за этим развитием. Всё просто — чем мощнее армия Китая, тем сложнее давить на страну с позиции экономических выгод.

При этом многие технические характеристики J-20 остаются засекреченными. Известны лишь его габариты, вес, дальность полёта и практический потолок, частично вооружение. В Поднебесной с гордостью подчеркивают, что весь корпус истребителя собран в Китае, за исключением двигателя. И это главная проблема, с которой может столкнуться Китай при дальнейшем серийном производстве истребителей пятого поколения, связана именно с отсутствием собственных двигателей. Имеющийся WS-10А относится к четвертому поколению и обладает низкой устойчивостью, к тому же имеет малый ресурс эксплуатации. А упомянутый двигатель АЛ-31ФН, который Россия изначально поставляла для лёгких истребителей J-10 (известен на Западе как «Стремительный дракон»), для J-20 оказался недостаточно мощным.

При этом Китай не стоит на месте в области развития авиационных вооружений. Пекин приступил к разработке уже следующего типа истребителей. Этот проект известен как JJ и на настоящий момент его образец уже представлен в тестовом виде (правда, широкой аудитории он показан не был). И, как сообщает Global Times, этот самолет будет обладать стелс-способностью, а в его конструкции используют большое количество современных композитных материалов. По крайней мере, известно, что группа разработчиков из команды JJ получила премию именно за работы в этом направлении. То есть очевидно, что это будет именно самолет-невидимка, обладающий сверхзвуковой скоростью.

Читайте также
«Затерли русский след»: У России украли Гагарина и… весь космос Частная американская компания SpaceX поставила на колени «Роскосмос» и чиновникам нечего сказать

Однако проблема с мощными реактивными двигателями для современных истребителей для Китая остается самой главной. Вот и ещё один перспективный и «слишком продвинутый» J-31, который предполагается использовать в качестве палубных истребителей для авианосцев, столкнулся именно с отсутствием соответствующего двигателя. И, как полагают китайские эксперты, проблему удастся решить не ранее, чем через два года. При этом не уточняется, за счет российских двигателей, или собственного производства.

В России двигатели пятого поколения, к которым относят особо секретные «Изделия 30», проходят успешные испытания, в том числе на практике — на истребителях Су-57, для которых они станут двигателями второго этапа. Насколько известно, новые авиационные «движки» представляют собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и имеют сходство с более ранними моделями семейства АЛ-31 и АЛ-41, однако все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющих выйти на уровень следующего поколения.

Будут ли поставлять новые российские двигатели в Китай — пока неизвестно. Свои бы истребители переоснастить.

Военное обозрение: Стрелков: ВСУ в состоянии нанести унизительное поражение российской армии

Последние новости
Цитаты
Игорь Скурлатов

Лидер Всероссийского общественного объединения «Свободная Россия»

Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Александр Саверский

Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня