Американский специалист в области гидроакустики Аарон Амик в статье для издания The Drive называет российскую универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду (УГСТ) «Физик» одной из лучших в мире. При этом он называет ее модернизированной, из чего следует, что речь идет о торпеде «Футляр». Путаница тут вполне естественная, поскольку модернизационные работы по усилению боевых возможностей «Физика» проходили под шифром «Физик-2». Однако торпеда все-таки была названа «Футляром».
Торпеда «Физик» появилась, можно сказать, на пустом месте. То есть после значительного перерыва на вооружение в 2015 году была принята тепловая торпеда. Это объясняется тем, что после аварии на подводной лодке «Курск» к тепловым торпедам было предвзятое отношение. Этот принцип построения торпедных двигателей, использующий однокомпонентное жидкое топливо, считали чрезвычайно опасным в эксплуатации. И отдавали предпочтение электрическим торпедам, работающим от аккумуляторов. Хоть они и существенно уступали тепловым в продолжительности работы. Так, универсальная электрическая самонаводящаяся торпеда УЭСТ-80, которую заменяет «Физик», а сейчас уже и «Футляр», имеет дальность хода почти в три раза меньшую, чем УГСТ, — всего 18 километров.
О боевых качествах «Физика», а затем и «Футляра» свидетельствуют планы вооружения этими торпедами в первую очередь наших главных атомных подводных лодок «Ясень» и «Борей».
«Физик» шел на флот почти 30 лет. Разработка этой торпеды началась в 1986 году в НИИ Мортеплотехника, входящем в концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор». Но после 2000 года в связи с подрывом на лодке «Курск» тепловой «толстой торпеды» № 65−76 калибра 650 мм (это официальная версия, с которой согласны не все эксперты) работы по «Физику» были заморожены.
«Опала» закончилась в конце нулевых годов. И через 29 лет после начала разработки УГСТ «Физик» была принята на вооружение. Однако она ничуть не устарела.
Спустя три года на свет появилась модификация «Футляр» с характеристиками, улучшенными на 5−10% по отношению к базовой торпеде «Физик». Ее также разработали в НИИ Мортеплотехника.
Максимальная скорость «Футляра» — 65 узлов, а дальность достигает 60 км. В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое однокомпонентное топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт. Калибр — 533 мм. Длина торпеды — 7,2 м. Масса — 2,2 т. Боевая часть содержит 300 кг взрывчатого вещества, это более чем достаточно для нанесения самых серьезных повреждений подводным лодкам и надводным кораблям.
В качестве движителя используется не винт, а водомет. Благодаря этому торпеда имеет большую скрытность. Максимальная рабочая глубина — 480 м. Запуск производится с глубины в 400 м.
Система самонаведения «Футляра» пока не раскрыта. Однако можно воспользоваться данными по этой системе торпеды «Физик», предположительно они отличаются не кардинальным образом.
Возможно телеуправление торпедой по кабелю. Имеются два кабеля, расположенные на разных катушках. Длина первого — 25 км, второго — 5 км.
Антенна системы самонаведения расположена в передней части торпеды. Локация производится активно-пассивным методом. При этом торпеда реагирует не только на шумы двигателей, винтов и механизмов лодок и кораблей, но и на кильватерный след надводных кораблей. Система самонаведения захватывает надводные цели с расстояния до 1,2 км, подводные — 2,5 км. Взрыватель дистанционный, срабатывающий на расстоянии в несколько метров от атакуемой цели.
Так что американский эксперт совершенно справедливо отметил эту торпеду как одну из лучших ныне существующих. У нее прекрасные дальность и скорость. Низкий уровень шумности. И эффективная система самонаведения.
Правда, до 2002 года существовала торпеда «Кит» — «толстая». Ею была вооружена, в частности, подводная лодка «Курск». В 2002 году «толстые торпеды» сняли с вооружения.
Среди лучших торпед Аарон Амик перечисляет британскую Spearfish, немецкую SeaHake Mod 4 и французскую F21. Все они имеют калибр 533 мм.
Британскую тепловую торпеду Spearfish компания BAE Systems разрабатывала более 20 лет, поскольку происходили задержки и даже остановки работ, связанные с ненадежным финансированием. Торпеда появилась в начале нулевых годов. Имеет прекрасную скорость, превышающую 60 узлов. А на испытаниях ее разгоняли даже до 70 и более узлов. Максимальная дальность — 54 км. Масса боевой части — 300 кг. Надо сказать, что эти 300 кг — почти стандарт практически для всех торпед калибра 533 мм. Управление производится по двум кабелям.
Немецкая электрическая торпеда SeaHake Mod 4, созданная компанией Atlas Electronik в 2012 году, стала рекордной модификацией своей предшественницы — DM2A4. За счет значительного увеличения длины корпуса удалось существенно нарастить количество аккумуляторных батарей. В связи с чем дельность хода достигла 140 км, что было подтверждено во время испытаний. В то же время разработчики утверждают, что дальность может достигать и 185 км. Однако в этом случае невозможно реализовать телеуправление на всем пути, поскольку длина кабелей рассчитана на 140 км. Максимальная скорость — 50 узлов.
Система наведения включает коррекцию движения по сигналу GPS. Для чего на маршевом участке торпеда несколько раз поднимает над водой антенну. На конечном участке используется пассивная гидролокация.
Французская торпеда F21 Artemis, созданная компанией DCNS, также электрическая. Она не вполне оригинальная, поскольку является модификацией итальянской торпеды Black Shark, производящейся с 2004 года как для итальянских ВМС, так и на продажу. На вооружении ВМС Франции F21 находится уже 4 года.
Развивает скорость в 50 узлов. Максимальная дальность — 50 км. То есть это характеристики российской тепловой торпеды «Физик». «Немощь» российских электрических батарей в сравнении и с F21, и с SeaHake Mod 4 объясняется отсутствием в стране аккумуляторов, имеющих большой заряд. На свинцовых аккумуляторах далеко не уедешь. Французы же используют серебряно-водородно-алюминиевые аккумуляторные батареи.
Длина французской торпеды — 6 м, масса — 1,3 т. Система управления использует активно-пассивную акустическую систему. Наведение осуществляется по волоконно-оптическому кабелю.
Необходимо сказать и еще об одной интересной торпеде — MU90 IMPACT. Она была создана консорциумом EuroTorp, в который вошли итальянские и французские компании. Стоит на вооружении ВМС Италии, Франции, Германии, Дании, Польши и Австралии. Это легкая электрическая торпеда. Имеет калибр 324 мм, длину — 2,85 м. Масса — 304 кг. Но при этом рабочая глубина превышает 1000 метров. Скорость достигает 50 узлов. Дальность на минимальной скорости — 25 км, на максимальной — 10 км.
Ну, и, наконец, о массовой американской тепловой торпеде Mark 48 калибра 533 мм, принятой на вооружение в 1972 году. К нынешнему времени она прошла 7 модернизаций. Максимальная скорость — 55 узлов. Максимальная дальность — 55 км. Управление стандартное — активно-пассивная гидролокация плюс волоконно-оптический кабель.
Военное обозрение: Хватит ли у России денег, чтобы защититься от превентивного ядерного удара
Военные новости: Секретный разведчик «Академик Александров» подойдет к Трампу в районе Аляски