Анатолий Сердюков скоро потрясет Россию новым истребителем

ОКБ Микояна и ОКБ Сухого сделают «дешевый и сердитый» самолет под руководством экс-министра обороны?

13928

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сообщает, что в России идут работы по созданию перспективной авиационной платформы, которая относится к оперативно-тактической авиации. Речь идет о легком многоцелевом фронтовом самолете — ЛМФС.

Заказ на первый этап работ по аэродинамическим расчетам на сумму в 4 млн. рублей размещен на портале государственных закупок. В роли исполнителя выступает российская самолетостроительная корпорация «МиГ».

Сообщается также, что самолет должен быть двухдвигательным. При этом он как минимум не должен уступать по характеристикам зарубежным самолетам. Ну, и еще, хоть об этом и не говорится, «истребок» должен быть недорогим. И вот эти два последних требования противоречат друг другу, если выбрать в качестве сравнительного образца американский истребитель-бомбардировщик F-35. Да даже если взять легкий шведский однодвигательный истребитель «Грипен», то он стоит 48 млн. долларов. А наш МиГ-35 — 45 млн. Куда уж дешевле-то при приемлемых характеристиках, отличающих современные машины от самолетов третьего поколения?

Предполагается, что на базе ЛМФС будет создано несколько самолетов, отличающихся функциональностью, но имеющих одинаковые базовые характеристики. О времени окончания проекта ничего не известно, вероятно, даже в РСК «МиГ».

Читайте также
Морской бой: Какие русские торпеды наводят страх на ВМС США и Британии Американцы внесли российский «Футляр» в четверку самого опасного оружия

Эксперты, как водится, уже высказали свои мнения о том, что же в результате может получиться. Вот эти прогнозы: легкий фронтовой истребитель, учебно-боевой самолет, штурмовик взамен Су-25.

С этой концепцией не согласен главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он считает, что самолет должен быть однодвигательным. И в «весовом» положении занимать место где-то посередине между средним многоцелевым истребителем МиГ-35 и учебно-боевым самолетом Як-130.

Вопросов к этому проекту очень много. И главный предельно прост — а зачем все это затевается? Надо ли это ВВС? Или же только для того, чтобы поддержать переживающую не лучшие времена компанию «МиГ»?

Какие существуют типы самолетов фронтовой авиации и какие из них сейчас используются в ВВС США и европейских стран НАТО? Истребители легкие и тяжелые, бомбардировщики, штурмовики, разведчики, перехватчики, учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты. Но, теперь, когда вовсю эксплуатируются многоцелевые самолеты, в одной машине совмещено несколько функций. Так, уже не существует фронтовых разведчиков, есть только стратегические с большим радиусом действия. Отпала надобность и в чистых перехватчиках. Также в наш перечень необходимо внести палубные самолеты, эксплуатирующиеся на авианосцах и больших десантных кораблях.

В ВВС европейцев используются, как правило, 4−5 типов самолетов. Легкие истребители F-16, тяжелые истребители-бомбардировщики F-15 и какой-либо из европейских истребителей — «Торнадо», «Рафаль», «Грипин». Ну, конечно, у кого-то остались не до конца еще снятые с вооружения «Тайфуны» или даже «Тайгеры». А также 2−3 учебных самолета, тренировочных или боевых. У Великобритании и Франции на авианосцах эксплуатируются палубные самолеты — F-36C и морская модификация «Рафаля». Итого получается 5−6 различных самолетов. Ну, а ВВС Великобритании обходится тремя боевыми самолетами, правда, есть еще 4 различных тренировочных.

У США их больше. Легкий истребитель F-16, тяжелый F-15, тяжелый многоцелевой F-22, истребитель-бомбардировщик F-35, штурмовик A-10. Есть 7 различных учебно-тренировочных самолетов. Но реально в подготовке пилотов фронтовой авиации используется лишь два из них — Raytheon T-6 Texan II и Northrop T-38 Talon. На авианосцах и БДК используют истребитель-штурмовик F/A-18, а также две палубные модификации F-35. В сумме получается 8 различных самолетов.

ВВС России: легкие истребители МиГ-29, МиГ-35, тяжелые истребители и истребители-бомбардировщики Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, Су-57, Су-24, штурмовик Су-25, истребитель-перехватчик МиГ-31, учебно-боевые Як-130, L-39, палубные истребители МиГ-29К/КУБ и Су-33. Итого: 14 самолетов.

И даже если учесть, что МиГ-29, Су-27 и L-39 в обозримом будущем будут выведены из состава ВВС, то получается слишком много. Большое количество различных машин ложится значительной нагрузкой и на подготовку пилотов, и на производство самолетов, и на их ремонт, и на летную эксплуатацию. При этом не просматривается каких-то ощутимых преимуществ от того, что якобы один самолет лучше решает какую-то конкретную задачу, чем другой, несколько от него отличный. Это довольно странные соображения сейчас, когда, начиная с четвертого поколения истребителей, одним из основных требований к ним является многофункциональность.

И это отчетливо просматривается, например, в истребителе-бомбардировщике Су-34. Он создан на базе «воздушного акробата» Су-27. И поэтому способен постоять за себя при встрече с истребителями противника. Именно поэтому на боевое задание по нанесению ракетно-бомбовых ударов по наземным целям Су-34 вылетают без сопровождения истребительной авиации.

Читайте также
Хватит ли у России денег, чтобы защититься от превентивного ядерного удара ЗРС С-500 выходит на стартовую предсерийную позицию

Кстати, высказываемые экспертами соображения относительно того, что на базе ЛМФС хорошо бы построить штурмовик взамен Су-25, конечно, не лишены логики. Поскольку это будет «дешево и сердито». Однако замена для Су-25 уже практически есть. Это все тот же Су-34. Дело в том, что этот самолет при бомбометании также снижается до высоты, которая может быть опасной с точки зрения поражения огнем с земли как из ПЗРК, и из автоматического стрелкового оружия. Поэтому самолет имеет серьезную броню, титановые пластины толще, чем в Су-25. Необходимо лишь частично доработать авионику и можно будет пускать Су-34 на неприятельские позиции или в гущу танкового сражения.

Однако при изучении парка отечественной фронтовой авиации очевидна явная диспропорция между тяжелыми самолетами и легкими, которые представлены лишь готовящимися сойти со сцены МиГ-29 и МиГ-35, которые, как выяснилось, Министерству обороны абсолютно не нужны. Министерство обороны подписало контракт с РСК «МиГ» на поставку до 2023 года 6 (шести!) самолетов.

Самолет прекрасный, относящийся к поколению 4++. Способен решать множество боевых задач. Оснащен новейшей авионикой, включая РЛС с АФАР. Появились публикации на Западе, в которых оцениваются шансы МиГ-35 при встрече с F-35, и они достаточно велики не только для того, чтобы уцелеть, но и выиграть воздушный бой.

Однако МиГ-35 стоит дорого, как считаем Министерство обороны, — 45 млн. долларов. Именно поэтому от него и решили отказаться, заявив, что у этого истребителя прекрасный экспортный потенциал. В общем, пусть платит заграница, начиная с Индии, где, вероятно, когда-нибудь завершится авиационный тендер и МиГ-35, возможно, его выиграет.

Так вот, проект ЛМФС представляется попыткой получить легкий самолет, который в первую очередь стоил бы дешево. Поскольку наступили тяжелые финансовые времена. И неизвестно, когда они закончатся. А уж все остальные его качества, то есть тактико-технические характеристики, — это, как говорится, по остаточному принципу.

Если бы авторов проекта в первую очередь интересовали боевые качества платформы, то следовало бы взять МиГ-35 и получить на его базе и легкий штурмовик, и истребитель-бомбардировщик, и еще что-то. При этом стоимость можно было бы уменьшить за счет некоторого упрощения авионики. А еще, как всем прекрасно известно, стоимость самолета зависит от серийности его производства. Разумеется, если выпустить шесть машин, как и запланировало Минобороны, то каждая будет стоить безумно дорого. Потому что в цену будет включены и затраты на разработку.

То есть получилась ситуация, когда жареный петух клюнул. 30 лет направление легких истребителей не просто держали в черном теле, а уничтожали. И совершенно непонятно, как миговцы смогли сделать прекрасный самолет.

В результате, когда все страны обзаведутся одним, а то и двумя истребителями пятого поколения, подоспеет ЛМФС явно не пятого поколения. Потому что это слишком дорогое удовольствие.

И как платформа для разнообразных машин он тоже не подойдет. О возможности придать функции штурмовика самолету Су-34 мы уже сказали. Но есть и еще один проект — по модернизации УБС Як-130 с целью получения легкого штурмовика.

Как УБС или УТС он тоже будет не нужен. Потому что Як-130 — это уникальный в своем классе самолет, обладающий способностью имитировать летные характеристики самых разнообразных самолетов, в том числе натовских. Да, он дозвуковой. Но именно на дозвуковых скоростях отрабатывается 90% учебной программы. Зачем нам два УБС, если второй будет вряд ли лучше первого?

И останется у него одна функция — легкого истребителя, способного сражаться с заведомо более слабым противником. То есть с террористами. Но у террористов нет авиации. Остается одна функция — наносить бомбовые удары.

Читайте также
Шойгу взял на мушку спутниковый интернет Илона Маска Вашингтон обвиняет Москву, а сам испытал противоспутниковую ракету еще в 2008 году

Вот только абсолютно непонятно, почему, как следует из сообщения ОАК, у этого самолета должны быть два двигателя. Прав Виктор Мураховский, такая машина должна довольствоваться одним двигателем.

В то же время, как в основном вещают источники в ВПК, РСК «МиГ» приступил к решению абсолютно противоположного проекта, который называется Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата (ПАК ДП). И времени, и денег на его реализацию должно потратиться существенно больше, чем на Су-57. Потому что этот самолет, уже получивший название МиГ-41, должен относиться почти к шестому поколению.

Он должен быть и невидимкой, и иметь беспилотную модификацию, и обладать гигантским радиусом действия, и выходить в ближний космос. И скорость должна быть окологиперзвуковая - 4,0−4,3 М, что потребует создания материалов, никогда в авиации не применявшихся. Об этих чудесах в конце прошлого года рассказывал генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.

Однако в феврале этого года ситуация поменялась. Было принято решение об объединении компаний МиГ и Сухой в Дивизион военной авиации ОАК, входящей в корпорацию Ростех. Директором назначен Тарасенко. Планы и проекты начали перетряхивать. Ну, а в связи с пикированием экономики, о МиГ-41, несомненно, забыли.

Из этого следует, что легким перспективным истребителем займутся уже обе сливаемые компании, которые раньше делали прекрасную авиационную технику. Но в этот процесс вмешался Анатолий Сердюков, который в 2019 году занял пост главы ОАК. Ну, а там где Сердюков, там реорганизация, оптимизация и реформация.


Военное обозрение: Морской бой: Какие русские торпеды наводят страх на ВМС США и Британии

Военные новости: Хватит ли у России денег, чтобы защититься от превентивного ядерного удара

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Александр Рар

Немецкий политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня