Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Латвия потеряла воздушного шпиона недалеко от границ России

Пропавший беспилотник был способен совершать самостоятельный полёт в течение 90 часов

3706

Новость о том, что во время испытательного полёта латвийский беспилотный летательный аппарат, принадлежавший местной компании по производству дронов UAV Factore, только на первый взгляд могла бы показаться курьезной. Вроде как смешной эпизод, дрон стал призраком и улетел в неизвестном направлении. На самом деле, неожиданно ставшая неуправляемой конструкция весом в 26 килограмм, с размерами 5,5 на 3,5 метров может представлять серьезную опасность как в воздухе, так и на земле.

Понятно, что многоэтажный дом такая штуковина не разрушит, однако при скорости в 70 км/ч может привести к достаточно серьезным разрушениям в месте своего непланового приземления.

Гораздо большую угрозу дрон может представлять для других воздушных судов, которые не смогут отклониться от столкновения с таким малозаметным неуправляемым БПЛА. Неслучайно на некоторое время было закрыто воздушное пространство аэропорта города Риги, вблизи которого и проводились испытания.

Причины, по которым «взбесившийся» дрон потерял управление, будут тщательно расследованы, ведь это первый подобного рода инцидент в Латвии.

Читайте также
МиГ-35 зашел в хвост «Рафалю», который дороже русского самолета в четыре раза Индийцы разочаровались во французском «чудо-истребителе»

Любопытная деталь. Беспилотник был произведен в рамках проекта Министерства обороны Латвии. По своим характеристикам он способен находиться в воздухе около четырех суток и, значит, даже сейчас на остатках топлива может кружить в воздухе. Вот только где — неизвестно. Местным жителям предписано внимательно смотреть в небо, и в случае обнаружения дрона звонить «куда следует». Предупреждения получили и соседние страны, на территорию которых беспилотник может непроизвольно спикировать. Россию, с которой у Литвы 270 километров общей границы, предупреждать не стали. И даже где-то заподозрили «руку Москвы» в этом инциденте, памятуя, видимо, о возможностях российских РЭБ в перехвате управления беспилотниками.

В самой России тем часом ничего из летающего не пропадало. Вот даже частный самолёт Bombardier Global 6000 с бортовым номером M-YOLL, которым пользуется глава «Роснефти» Игорь Сечин отследили. Лайнер перелетел недавно из московского аэропорта Внуково в международный аэропорт австрийской столицы. Правда, неизвестно с пассажирами на борту или нет, но сам Сечин находится под карантинными мерами и бдит из Москвы за скачками стоимости нефти.

Подозрение в связи с пропажей латвийского беспилотника пало на использование российских мобильных систем «Красуха-4» и «Москва-1», которые не так давно заподозрили в применении по территории Норвегии. Известно, что комплекс «Красуха-4» в радиусе 300 километров подавляет спутники-шпионы, наземные радары и авиационные системы АВАКС, делая российское вооружение абсолютно невидимым. Он также способен нанести радиолокационное поражение вражеским средствам РЭБ и связи. Блокирует комплекс и каналы управления беспилотниками. Комплекс «Москва-1» в режиме пассивного электронного сканирования (не излучая радиоволн) контролирует пространство в радиусе 400 километров, обнаруживает не только самолеты и ракеты, но и снаряды противника.

«Красухе» приписывают, вероятно, что небезосновательно, «пропажу» 36 американских «Томагавков», запущенных с американских кораблей УРО в Средиземном море в начале 2017 года по сирийской авиабазе. До цели они не долетели и упали в море. «Ложный след» крылатым ракетам дал комплекс РЭБ «Красуха-4», который засек их и переориентировал уже в полете. Оставшиеся 23 ракеты все-таки попали по сирийскому аэродрому, не принеся ему при этом значительного вреда — по причине ограниченного присутствия на позициях российских станций РЭБ.

От российского Калининграда до Риги немногим более 300 километров, от Пскова и того меньше, так что чисто теоретически и «Красуха-4», и «Москва-1» могли быть в этой истории замешаны. Но это лишь теоретическое предположение.

— Абсолютно никакого смысла в применении станций РЭБ для перехвата беспилотника в Латвии не было, — считает военный эксперт полковник Юрий Гаврилов. — Это всё равно, что стрелять из пушки по воробьям. Упомянутые средства радиоэлектронной борьбы применяются в случае либо прямой угрозы безопасности страны, либо для разведки, но тогда они работают в пассивном режиме и никакой опасности для летающих аппаратов не представляют. Опять же нужно принять во внимание, что дрон пропал в районе действующего гражданского аэропорта Риги, где совершаются регулярные рейсы пассажирских самолётов, которые были бы подвергнуты серьезной опасности.

Нужно учесть и тот фактор, что в случае возможной радиоэлектронной атаки она бы не осталась незамеченной со стороны станций слежения НАТО, которые расположены в Латвии. Сейчас уже бы полетели ноты протеста как со стороны официальной Риги, так и из столицы альянса в Брюсселе. Здесь можно предположить лишь технический дефект в испытуемом беспилотнике.

Нужно заметить, что Латвия в последние годы активно занимается производством именно беспилотных летательных аппаратов и готова составить конкуренцию аналогам из Израиля и США. Хорошо или плохо это у неё получается, сказать сложно, тем не менее за пять лет рынок БПЛА в этой стране вырос в 12 раз, а оборот отрасли в минувшем году превысил 11 миллионов евро.

Читайте также
Президент Латвии решил «наказать» Красную Армию за Победу На фоне Эгила Левитса Владимир Зеленский, заигрывающий с бандеровцами, кажется шалунишкой

Производством дронов занимаются выше упомянутая UAV Factory и Atlas Aerospase, а также Atlas Dynamics, чьи беспилотники получили в 2018 году престижную международную премию в области индустриального дизайна.

Тем не менее, латвийские дроны особой популярностью на мировом рынке вооружений не пользуются, да и среди стран НАТО желающих приобрести эту продукцию не так уж и много. Сама Рига, вроде как производящая собственные дроны, недавно закупила в США три тактические беспилотные системы RQ-20A Huma на три миллиона долларов. Бесспорным остается и тот факт, что имеющиеся на вооружении практически всех стран альянса в Балтийском регионе стратегические БПЛА типа RQ-4B Global Hawk, производства Соединенных Штатов, являются лучшими в своем классе и заметно превосходят по своим характеристикам латвийские беспилотники.

Нужно учесть и такой факт, что латвийские компании-производители беспилотников «отечественными» можно назвать с большой натяжкой. UAV Factory финансируется из США, а Atlas Aerospase из Ирландии. Большая часть комплектующих для дронов закупается в Китае, соответственно, и говорить о качестве этой продукции достаточно сложно. И объем в 11 миллионов евро в производстве беспилотников выглядит пусть и «весомым достижением» промышленности Латвии, но смехотворным на фоне объема мирового рынка беспилотных летательных аппаратов, который оценивается в период с 2014-го по 2023 год в 67,3 миллиарда долларов. Доминируют сейчас на этом рынке США, Израиль и Китай, Россия тоже заметно продвинулась в собственном производстве боевых летающих дронов.

Американцам точно не нужны конкуренты в производстве беспилотных систем в виде Латвии, хотя вряд ли они в таком качестве её рассматривают, так что и у США не было повода уводить латвийский дрон «налево». Скорее всего, в беспилотнике заклинила какая-то китайская «штучка» и он улетел в свободное плавание, как дрон-призрак.


Военное обозрение: МиГ-35 зашел в хвост «Рафалю», который дороже русского самолета в четыре раза

Военные новости: На что способен Лукашенко, если загнать его в угол

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Вадим Трухачёв

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня