Загадочный американский военный журнал Military Watch Magazine в который раз задается вопросом: «Зачем китайцам российский Су-35 Flanker-Е+, если у них есть J20 „Черный орел“ пятого поколения?». Ответить на эту загадку пробовали практически все зарубежные и российские издания, которые специализируются на военной тематике.
В СМИ Поднебесной поясняют, что Су-35 оптимален по соотношению цены и боевых возможностей, а также заполняет нишу в ВВС КНР, как перехватчик дальнего патрулирования.
Однако на Западе, да и у нас тоже, довольно популярна точка зрения, что инженерам из КНР нужен не столько истребитель, сколько движок АЛ-41Ф1 (изделие 117), который устанавливается на Су-35. Дескать, китайцы мастаки обратного инжиниринга — разберут его на винтики и сделают лучше, или, по крайней мере, такой же.
Еще много пишут о том, что Пекин поддерживает Москву в ее стремлении совершенствовать линейку Су — может, русские что-нибудь такое придумают, что очень понравится Шэньянской авиастроительной корпорации, разработчику самолетов Поднебесной. Вот и заказывает Су-35 по доброте душевной.
Правдивы ли эти утверждения, судить сложно, хотя бы потому, что нет достоверных сведений из самой КНР, если не считать уже озвученной официальной позиции. Справедливости ради, «Черный орел» и впрямь оснащается силовыми установками разработки НПО «Сатурн», как, впрочем, и своими движками.
По скупой информации из КНР также известно, что китайцы сосредоточились на движках Xian WS-15 для J-20 и Avic WS-13 для J-31. Насколько успешны эти проекты, тоже кроме самих китайцев никто не знает, а те умеют держать язык за зубами.
Точки зрения же западных экспертов в основном негативные. Так, гуру американской авиационной аналитики Билл Свитман, редактор Aviation Week и автор более 50 книг о военной авиации, скептически относится к прогрессу разработок WS-15 и WS-13. По его мнению, Пекину не удастся избавиться от «реактивной» зависимости от Москвы. Особенно это наглядно прояснится с вводом в эксплуатацию в России «изделия 30» для Су-57 — двухконтурного турбореактивного двигателя с рекордной тягой.
Правда, Свитману на глаза попадался отчет из китайского блога Sina, в котором говорилось о положительных результатах испытания WS-15. Даже если это так, то движок для F-22 с идентичными характеристиками, прошел огромный путь исправлений технических ошибок. Значит, русские опять будут впереди, когда китайцы доведут свою установку до полной кондиции. Повторимся, так считает редактор Aviation Week.
Вопрос не стоит в том, взлетит или нет J20 на WS-15 в демонстрационном полете и не в том, что сможет ли такой «Черный орел» выполнять ограниченное патрулирование. Главная проблема заключается в устойчивом сверхзвуковом полете тяжелых машин с полной нагрузкой и в условиях опасного маневрирования. Из американских программ только два самолета достигли этого — F-15 и F-22, что стоило разработчикам титанических инженерных усилий.
В этом плане Су-35 считается отличным истребителем: он способен нести просто фантастическую нагрузку — 8 тонн ракет и бомб. Весь мир на авиасалоне Ле-Бурже-2013 стал свидетелем его «блинов» — фигур высшего пилотажа, при котором самолет разворачивается на 360 градусов без потери скорости и высоты.
На русском «тридцать пятом» есть многое, что с учетом фантастического маневрирования и устойчивого полета на сверхзвуке делает его смертельно опасным для F-22 и F-35 — это РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис», коллиматорный индикатор на лобовом стекле, полная цифровизация управления, электроприводы вместо гидроприводов, позволяющие осуществлять так называемое параллельное управление.
«Из всех производимых самолетов, которые войдут в вглубь 21-го века и даже далее, американские F-35 Lightning II, китайские J-20 и российские Су-57 (тогда Т-50) находятся на вершине Олимпа, — писал еще в 2013 году Роберт Джонсон, главный редактор военно-оборонного отдела Business Insider. — Однако есть проблемы со всеми тремя самолетами пятого поколения. Россия же стремится заполнить этот пробел известным и надежным реактивным самолетом Су-35, к которому она добавила передовую авионику».
Джонсон особо отметил, что Су-35 это истребитель 4++, только потому, что у него нет малозаметности. Что интересно: в США любая статья о Lightning II имеет упоминание о его принадлежности к пятому поколению. На форумах американских журналистов можно найти любопытную информацию: Lockheed Martin через своих представителей платит от 5 до 10 баксов только за фразу об этом. Более крутые авторы получают намного больше. Это известный прием долговременных пиар-кампаний.
«F-35 — истребитель 5 поколения, хоть и видим на сверхзвуке».
«F-35 — истребитель 5 поколения, даже если ломается через полет».
«F-35 — истребитель 5 поколения, но его пушка все время бьет мимо».
«Можете, как угодно критиковать F-35, но обязательно напишите, что он „пятого поколения“, — сообщил некий юзер с ником truthful. — Это оправдывает все проблемы. Ведь „новому“ все прощают, как юной девице, которая беспомощна в любви в отличие от зрелой женщине. „Пятое поколение“ — это индульгенция».
И в самом деле, Роберт Джонсон, сравнивая нашу «сушку» с F-35, неожиданно признал, что «трудно сказать, какой самолет лучше, но у первого нет проблем с полетом, от которых F-35, похоже, не может отделаться».
С тех пор прошло много времени для нашего динамичного века. 7 лет — срок, достаточный, чтобы подвести кое-какие итоги. Прежде всего, новые технологии обнаружения стелс-самолетов практически обесценили былую незаметность F-22 и F-35. Это признают даже американцы. «Пентагону придется смириться с ограничениями на сверхзвуковые полеты F-35», констатирует Объединенное управление программами F-35 Lightning II («F-35 Joint Program Office»).
«Потенциальный ущерб от устойчивых высоких скоростей влияет не только на планер F-35 и стелс-покрытие, но и на антенны, расположенные в задней части самолета, которые в настоящее время уязвимы для повреждения», говорится в последнем «Отчете о недостатках».
Здесь самое время вернуться к публикации Military Watch Magazine, в которой говорится, что статус «пятого поколения» должен означать обязательное превосходство над «четвертым», точно так, как «четвертое» было лучше «третьего». Эти термины, собственно, вводились для того, что закрепить бесспорный факт. Сравните хотя бы F-15 (4-е поколение) и F-4Es (3-е поколение). Исход боя одного с другим был настолько очевидным, что не нуждался в туманных пояснениях.
Словом, с «пятым поколением» воевать должны только «пятые поколения». Но для Су-35 эта простая и понятная схема классификации истребителей не работает, признает MWM.
Прошедшие годы только подтвердили, что Су-35 и его легкий аналог МиГ-35, которому экспертное сообщество не отдало должное, имеют очевидные преимущества над разрекламированными соперниками.
Ярким примером, сравнения Су-35 с американским F-22 и китайским J-20, является то, что Flanker-Е+ выигрывает за счет более высокой полезной нагрузки, двигателей трехмерной векторизации тяги, обеспечивающих «сверх маневренность», и инфракрасной системы поиска и отслеживания — возможностей, которых не хватает J-20 и F-22. Кроме того, системы радиоэлектронной борьбы Су-35 также считаются превосходящими, хотя это может не относиться к вариантам для экспорта в Китай.
Все это указывает только на то, что Су-35 относится к пятому поколению, пусть и с одним знаком «минус» — минус стелс, но никак не 4++. Следовательно, Су-57 — это чистая «пятерка». Эту ошибку нужно начинать исправлять хотя бы в России, что, бесспорно, усилит экспортный потенциал нашего самолета. Так что китайцы точно знают, какой хороший товар покупают.
Военное обозрение: МиГ-35 зашел в хвост «Рафалю», который дороже русского самолета в четыре раза
Постсоветское пространство: На что способен Лукашенко, если загнать его в угол