Американское издание The Drive поставило смертельный диагноз Сирийским арабским военно-воздушным силам (САВВС). Как это сейчас принято, диагноз поставлен дистанционно, на основании изучении видеороликов, размещенных 5−6 мая Министерством обороны Сирии в связи с национальным памятным днем. На роликах демонстрируются истребители четвертого поколения МиГ-29, поставленные в эту страну Советским Союзом в конце 80-х годов.
В The Drive, тщательно обследовав визуально фюзеляжи показанных на роликах самолетов, а также крылья и шасси, и обнаружив царапины, следы коррозии и масла, заявили: «Снимки с необычно высоким разрешением дают возможность взглянуть на то, как поживают эти самолеты после многих лет конфликтов и санкций, и можно с уверенностью сказать, что они выглядят довольно избитыми».
Из этого следует вывод, что эта «избитость» получена не в воздушных сражениях, а от ненадлежащего обслуживания. Американцы заявляют, что МиГ-29 когда-то были в прекрасном состоянии, а теперь сирийцы используют самолеты исключительно для нанесения ударов свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами по «боевикам, выступающим против режима Башара Асада, а также по гражданскому населению в районах, где действуют эти группы».
Впрочем, в доказательство того, что МиГ-29 и в лучшие свои годы не мог тягаться с американским F-16, The Drive приводит ряд слухов, именно слухов о поражении Fulcrum, как в НАТО называют МиГ-29, в сражениях с американской авиационной и противовоздушной техникой. В 1989 году были потеряны два самолета (подтверждения нет). Спустя 10 лет израильтяне сбили еще два самолета (подтверждений нет). И, наконец, 2 года назад боевики сбили ракетой «Стингер» еще один самолет (подтверждений нет).
Подтверждение того, что истребители МиГ-29 находятся в «плачевном» состоянии, The Drive находит в мартовской аварии, которая стала официальной, признанной САВВС, потерей этого самолета. «Этот самолет, очевидно, перенес какую-то техническую неисправность вскоре после взлета, что привело к падению самолета, в результате чего погиб пилот. Это была первая подтвержденная потеря сирийского МиГ-29. Можно только задаться вопросом, могло ли общее состояние самолета и возможности по обслуживанию сирийских ВВС способствовать этой аварии», — констатирует американское издание.
Надо сказать, что ВВС — это, действительно, не самый боеспособный род войск сирийской правительственной армии. Это видно и по тому, что авиация никак не проявляет себя в столкновении с серьезным противником — Израилем. Собственно, и столкновений никаких нет. 30 МиГ-29, из которых десяток — это учебно-боевые самолеты, то есть уступающие по возможностям боевым машинам. В этом самолете для того, чтобы разместить место инструктора, пришлось убрать бортовую РЛС. Большая часть из боевой двадцатки — МиГ-29А. Это ранняя модификация, предназначающаяся для экспортных поставок. Имеет ухудшенные характеристики относительно базовой модификации.
9 лет назад Сирия при поддержке компании «МиГ» начала модернизировать МиГ-29А до модификации МиГ-29СМ, которая в России была принята на вооружение в 1996 году. В систему управления вооружением были интегрированы высокоточные ракеты класса «воздух-поверхность» (Х-29 и Х-31). Была установлена новая РЛС Н019М разработки компании «Фазотрон-НИИР», у которой дальность обнаружения цели типа истребитель достигла 100 километров. Боевая нагрузка увеличилась до 4000 кг.
Существенно обновилась и прочая авионика. В модернизированном истребителе применяется белорусский комплекс обороны «Талисман», созданный в 2010 году минской компанией «Оборонные инициативы».
Однако сколько машин прошло модернизацию — это тайна за семью печатями. И компания «МиГ», и сирийское военное ведомство никаких данных на этот счет не предъявляют.
И это, собственно, всё в сирийских ВВС, что можно было бы засчитать в качестве относительно современной истребительной техники. Могло бы быть и больше — Сирия в свое время намеревалась получить несколько легких учебно-боевых Як-130, а также МиГ-29СМТ. Но что-то не срослось. Видимо, Сирия надеясь, что Россия опекает ее не только в военном деле, но и в экономике, надеялась получить самолеты по чрезвычайно низкой цене.
Все же остальное в ВВС Сирии — это вчерашний, а местами и позавчерашний день советской истребительной авиации. 28 истребителей-бомбардировщиков Су-22. Это первый советский самолет с крылом изменяемой стреловидности Су-17, совершивший первый полет в 1966 году. Его экспортная модификация производилась под индексом Су-22.
68 чистых истребителей МиГ-21, которые в СССР были приняты на вооружение в 1959 году. Об этом ветеране необходимо особо сказать. Это самый массовый реактивный самолет в мире, было построено более 11 тыс. машин 24-х модификаций Он эксплуатировался в пятидесяти армиях мира. И сейчас стоит на вооружении в двадцати странах. Ну, а в Индии, которая стремится строить мощные и современные ВВС, в настоящий момент находятся более двух сотен этих самолетов. Причем 125 из них модернизированы до уровня МиГ-21−93. И вот это уже вполне современный истребитель, принадлежащий к четвертому поколению. Не случайно во время периодических обострений отношений между Индией и Пакистаном, модернизированные «миги» порой сбивают пакистанские F-16.
Модернизация индийских истребителей выполнялась в период с 1998 года по 2005 год. Была установлена новая РЛС «Копье» со щелевидной антенной, позволяющая одинаково эффективно работать как по воздушным, так и по наземным целям. Применено нашлемное целеуказание, необходимая информация выведена на лобовое стекло. Вооружение самолета дополнено целым рядом современных самонаводящихся ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также корректируемыми бомбами КАБ-500Кр.
Ничего этого с сирийскими МиГ-21 проделано не было. Они сохранили свое первозданное качество на уровне 60-х годов.
75 истребителей-бомбардировщиков третьего поколения МиГ-23 различных модификаций. Эти самолеты производились в период с 1969 года по 1985 год.
И, наконец, 11 МиГ-25, самый скоростной из серийно выпускавшихся самолетов, истребитель, способный развивать скорость в 3000 км/ч. В неизвестной пропорции эти 11 машин разделены на перехватчик (П), разведчик (Р) и учебный самолет (У). Впрочем, столь же скоростной и перехватчик МиГ-31. Но и он уже считается ветераном, и корпорация «МиГ» порывается ему на замену разработать Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата. Так что когда-то прекрасный МиГ-25 сейчас уже не может считаться эффективным самолетом.
В связи с вышеизложенным, совершенно непонятно, почему же издание The Drive так взволновала судьба тридцати сирийских истребителей МиГ-29, которые, совершенно очевидно, не делают погоду в САВВС. Показать, к каким «ужасным последствиям» приводят американские санкции? Так попробовали бы, что ли, проиллюстрировать эти «ужасы» состоянием российской авиации, воюющей в Сирии. Ведь и Россия под санкциями уже 6 лет.
Или рассказали бы о «процветании» американской истребительной авиации, уровень технической готовности которой не превышает 75%. А по истребителю F-22 впору кричать «караул!» — готовность этих машин опустилась до уровня в 51%. То есть каждая вторая машина неисправна. Вот и посчитали бы на них царапины и следы коррозии.
Военное обозрение: Россия, вслед за «Кинжалом», создала еще одну гиперзвуковую ракету
Военные новости: Россия потеряет все подводные ракетоносцы, если Лукашенко разозлится на Путина