Самолётное кладбище представляет собой довольно унылое зрелище — остовы вчерашних лайнеров, истребителей, бомбардировщиков никак не напоминают о былой красоте, стремительности и мощи. Сразу видно, что это «мертвые» воздушные машины. Несмотря на то, что вышедшие в тираж самолёты утилизируют, такие кладбища ещё остались — СССР во время «гонки вооружений» выпускал боевую воздушную технику в огромных количествах/ Которая потом умерла, не дожив до столь популярной сейчас «глубокой модернизации».
В этом списке и истребители МиГ-21, которых с 1959 по 1985 годы только в Советском Союзе было выпущено огромное количество — 11 496 штук. Благодаря чему этот истребитель был признан самым распространенным сверхзвуковым самолётом в истории. А также — самым массовым истребителем 3-го поколения.
И если в России от МиГ-21 полностью отказались (сняли с вооружения) еще в начале 1990-х, то в ряде стран этот истребитель ещё успешно летает. А в Китае советскому «мигарю» подарили вторую жизнь.
В КНР успешно протестировали новый палубный истребитель JL-9G, являющийся потомком легендарного МиГ-21. Здесь стоит отметить, что Китай не только закупал такие машины, но и наладил их собственное производство под обозначением Chengdu J-7 — всего в различных модификациях «китайских подделок» было выпущено около 2500 штук. В том числе — в экспортном варианте F-7.
И хотя производство этих самолётов в Поднебесной прекратили в 2017 году, выбрасывать истребители на помойку не стали. Их переделали в учебно-тренировочные JL-9, предназначенные для обучения пилотов навыкам полёта на истребителях подобного класса. Способные к тому же, как выяснилось, использоваться и в палубной авиации.
Потребность в самолётах, которые могут стать «летающими партами», для летчиков существовала всегда. В советской авиации в этом классе был двухместный учебно-тренировочный МиГ-21У. Китайцы переделали свой МиГ в учебно-тренировочный JJ-7. Такие самолёты при необходимости можно применять и в боевых условиях — машина оснащена всем штатным вооружениям и отличается от «оригинала» разве что увеличенной кабиной для летчика-инструктора.
Несмотря на то, что предком нового китайского истребителя JL-9 является МиГ-21, это уже совершенно новая воздушная машина. Модернизированный и доработанный самолёт обладает отличными характеристиками. Его скорость 1,5 Маха, а предельная высота полёта достигает 16 километров.
Справедливости ради нужно отметить, что и у советского МиГ-21 эти показатели были не хуже — максимальная скорость у земли 1300 км/ч (предельная на высоте 2230 км/ч). Забираться по высоте он мог на 19 километров.
«Китаец» получил превосходство в основном за счёт современной авионики и датчиков. У двух пилотов имеются надшлемные дисплеи и системы целеуказания. Истребитель способен применять ряд современных боеприпасов класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Среди отличий выделяется и новая «стеклянная» кабина пилотов (именно недостаточный обзор из кабины был признан проблемой МиГ-21). Получил китайский истребитель и новое усиленное шасси, позволяющее совершать укороченную «жёсткую» посадку на палубу авианосца.
Эксперты отвели для истребителя JL-9 почетное третье место в списке учебных реактивных машин по характеристикам и вооружению. И хотя он несколько уступает тяжелому истребителю J-15, однако представляет собой полноценную боевую машину.
Будучи изначально легким истребителем, МиГ-21 вполне мог бы стать учебно-тренировочной машиной для подготовки и обучения пилотов и в России. Однако у нас он остался лишь в виде нескольких десятков самолётов-памятников и музейных экспонатов. Весь огромный авиапарк этих «мигарей» утилизирован либо ржавеет на кладбищах самолётов. Как видно по опыту китайцев, вполне мог бы ещё послужить, пусть хотя бы в виде учебно-тренировочного истребителя.
ВКС России сейчас использует в качестве учебно-тренировочного самолёта Як-130, который при внесенных в программное обеспечение специальных алгоритмах способен имитировать полёты на фронтовых бомбардировщиках Су-34, истребителях Су-30СМ, Су-35 и МиГ-29. Подобные программы отрабатывают, например, летчики Борисоглебского авиационного учебного центра.
Также Министерство обороны РФ планирует перевести обучение курсантов авиационных училищ на поршневые самолеты — речь о Як-152, которые лишь совсем недавно поступили в серийное производство. Особенность здесь в том, что по настоящее время будущих пилотов учат летать сразу на легких реактивных самолетах, таких как Л-39 «Альбатрос», Л-29 «Дельфин» (еще чехословацкого производства), а в последние годы на отечественных Як-130.
В системе подготовки военных летчиков России, в первую очередь для истребительной и штурмовой авиации, пока используются сразу реактивные самолеты — по принципу: на чем учился, на том и пригодился. Как рассказывал экс-замглавкома ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин (окончил Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков), подготовка пилота велась под определенный тип самолета. Эта практика еще времен Великой Отечественной войны, когда некогда было переучивать с «Яков» на «МиГи» или «Ла». А уж тем более — с «бомбера» на истребителя.
И хотя сам Николай Тимофеевич освоил около 40 типов самолетов и вертолетов, в душе так и остался «реактивщиком», учившимся летать на Ил-28 и Миг-15. При этом он убежден, что и с «кукурузника» можно пересесть на боевой истребитель — если умеешь летать, то полетишь и на метле.
А вот самих «мётел» в военных авиационных училищах явно не хватает. Тех же Як-130 (в том числе модернизированных) во всех ВКС РФ имеется 109 единиц, лишь часть из которых используется для обучения курсантов авиационных училищ. Этого крайне мало.
Например, в феврале нынешнего года ВКС впервые с октября 2018 года получили два новых учебно-боевых самолёта Як-130, которые поступили в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (КВВАУЛ). Они стали первыми в составе учебной авиабазы этого училища. Ранее несколько Як-130 поступили на вооружение Кущевской, Борисоглебской и Армавирской учебных баз.
Не всё так просто и с винтовыми учебно-тренировочными самолетами Як-152, которые в обозримой перспективе должны стать основной составляющей в системе подготовки пилотов военной авиации. Минобороны заказало 150 таких учебных машин, вот только «на выхлопе» их пока совсем немного — несколько единиц, что не позволяет включить эти самолеты в систему учебного процесса.
Тут много причин. В том числе — и с двигателем для самолета, который изначально предлагался производителем как дизельный, что не вписывалось в концепцию Минобороны, предпочитавшему двигатель, работающий на авиационном керосине. А такового в отечественном авиапроме пока нет.
Вот бы сейчас пригодился «старичок» МиГ-21 для обучения пилотов! Как показывает практика последних лет, именно модернизация имеющихся самолётов обходится и дешевле, и эффективнее. Примером чему служат те же бомбардировщики Ту-160 и Ту-22, которые обрели новое «лицо» в виде Ту-160М и Ту-22М3М. Модернизацию прошли и многие истребители семейства «Су», на которых летают нынешние военные летчики.
А вот обучаться сейчас мастерству пилотирования приходится на Як-130 да стареньких чехословацких Л-39 «Альбатрос» и Л-29 «Дельфин», которые в случае ведения боевых действий способны выполнять лишь задачи легкого штурмовика, а не истребителя.