Хроника падающего истребителя: Американские F-35 разбиваются чаще русских Су-57

Имидж «самолёта-невидимки» США перестал соответствовать пятому поколению

2719
На фото: истребитель Су-57
На фото: истребитель Су-57 (Фото: Гавриил Григоров/ТАСС)
Материал комментируют:

Вопрос превосходства того или иного вида военной техники всегда был предметом не только споров и обсуждений, но и многочисленных интриг и инсинуаций. Не обошли подобные споры стороной и авиацию, где конкуренция между отдельными типами самолётов во всём мире крайне высока. Особенно если речь идёт о самых современных воздушных машинах — истребителях пятого поколения, которые являются вершиной технического совершенства каждой из стран, способных к их производству. Первооткрывателями в этом классе стали США, которые произвели вначале F-22 Raptor, а затем и F-35 Lightning. Россия ответила своим новейшим истребителем Су-57, который уже отработал даже беспилотный режим полёта, а Китай запустил в небо J-20 Chengdu, присматриваясь к новой версии J-31.

Какой из этих истребителей можно назвать лучшим и, что немаловажно, превосходящим — вопрос достаточно спорный. Достоинства есть у каждого из них, где в расчёт берутся такие распространенные показатели, как малозаметность (использование технологий стелс), маневренность, скорость, вооруженность и пр. параметры. У всех они разнятся в ту или иную сторону и, например, если российский Су-57 не такой уж «невидимка», как американский F-35, то он заметно проворнее, да и более «зрячий» и имеет ряд других преимуществ. «Китаец» тоже вроде как всем хорош, но «сушке» уступает в скорости и маневренности, а «американцу» в незаметности. В реальном воздушном бою всем этим истребителям схлестнуться не пришлось, поэтому их достоинства являются гипотетическими, то есть доказанными лишь теоретически.

Читайте также
От «демократизатора» к «парализатору»: Власть думает не как спасать народ, а как от него спасаться От «демократизатора» к «парализатору»: Власть думает не как спасать народ, а как от него спасаться В стране 264 тыс. младшего персонала и 450 тыс. росгвардейцев, у которых не будет проблем с вооружением

Есть и ещё один показатель качества новых самолётов — это их «травматизм», аварийные ситуации и катастрофы, приводящие к неплановым падениям в не боевых условиях. Самый «неубиваемым» по этим критериям можно считать китайский J-20, где из 9 прототипов и 20 предсерийных истребителей имеющихся в НОАК, пока не спикировал носом в землю ни один из них. По крайней мере, официально в военных обозрениях не сообщалось ни то что о авиакатастрофах, но и банальных авиапроисшествиях. Впрочем, Пекин никогда не отличался открытостью в своих достижениях.

У нашего Су-57 — минус один. Репутацию истребителя пятого поколения подпортила авария 24 декабря 2019 года в 111 километрах от аэродрома Дземги в Хабаровском крае — истребитель рухнул на землю, но летчик катапультировался и не пострадал. Не было и разрушений на земле — упал в тайге. Утверждается, что это был испытательный полет первого самолета, который должны были передать в войска до конца года. Предполагалось, что и в нынешнем, 2020-м, ВКС могли получить еще один самолет, с последующим увеличениям серийного выпуска этого истребителя — всего до 2028 года армии было обещано 76 единиц Су-57, в том числе с двигателями второго этапа. По одной из версий, к слову, самолет разбился именно из-за неполадок в двигателе АЛ-41Ф1 (изделие 117), который является двигателем первого этапа.

За минувшие с первого полета десять лет, Су-57 лишь трижды попадал в сводки происшествий (с учетом последнего). Во время демонстрационного полета на МАКС-2011 21 августа была замечена вспышка, после чего сработал тормозной парашют и самолет остановился на взлетно-посадочной полосе. 10 июля 2014 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском после выполнения штатного испытательного полета при посадке у Су-57 наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, а затем произошло локальное возгорание. Пожар быстро потушили, а самолет удалось восстановить, и он продолжил участвовать в испытаниях.

В США статистика аварий и крушений истребителей пятого поколения F-22 и F-35 более внушительная. Первых за время эксплуатации с 1997 года (187 серийных экземпляров) было безвозмездно утрачено 8 машин, еще примерно столько же были выведены из строя из-за различных аварийных ситуаций, которые не подразумевали восстановления самолётов. Истребителей F-35 (с 2012 года произведено 520 машин) было потеряно в результате падений три, ещё пять было списано после «нештатных ситуаций».

Последнее происшествие с многофункциональным истребителем пятого поколения F-35A Lightning II случилось 20 мая на авиабазе Эглин (штат Флорида, США). Как сообщила пресс-служба 33-го истребительного авиационного крыла ВВС США, в составе которого находился самолёт, истребитель разбился при заходе на посадку. Лётчик успешно катапультировался и был транспортирован в госпиталь авиабазы. Уточняется, что это был запланированный ночной учебный полёт. К счастью, в результате падения люди и гражданские объекты не пострадали. Неделей раньше, 16 мая в районе этой же авиабазы Эглин во время учебного полёта разбился истребитель F-22, пилот также успел катапультироваться. В обоих случаях причины, которые привели к авиакатастрофам, военным ведомствам США не разглашаются.

Унес тайну разбившегося 9 апреля 2019 года истребителя F-35А ВВС Японии на дно Тихого океана и опытный 41-летний пилот майор Акинори Хосоми, который и прежде неоднократно летал на подобного типа самолетах. Командование считало его отличным летчиком. Останки пилота в итоге были найдены и идентифицированы, но раскрывать дополнительные подробности в ASDF (воздушные силы самообороны Японии) отказались, сославшись на конфиденциальность и пожелания семьи погибшего. Надо полагать, что без соответствующих «рекомендаций» из Вашингтона не обошлось. Можно предположить, что в этой авиакатастрофе присутствовал и репутационный ущерб — разбившийся F-35A был первым самолетом, собранным непосредственно японской корпорацией «Митцубиши» (Mitsubishi Heavy Industries). И японцы хотели убедиться насколько этот дорогостоящий самолет (100 миллионов долларов за единицу) безопасен для полетов.

Несмотря на прямую зависимость от Вашингтона в плане развития вооружений и откровенного навязывания своей авиатехники, Токио активизировал после этого инцидента работы по созданию своего истребителя пятого поколения Х-2 Синсин («Душа»). Договоренности по производству F-35 остаются в силе, Япония должна выпустить 190 истребителей по американскому контракту, но вот «осадочек остался» — на 2020 год у Японии имеется в наличии лишь 12 единиц F-35A.

— Американский истребитель пятого поколения — это по большому счету обычный мыльный пузырь, — считает политолог Александр Зимовский. — В США уверовали в необычайные качества своего F-35 лишь на том основании, что он американского производства, а значит, априори является лучшим. Поэтому всячески возвеличивали имидж этого истребителя, демонстрировали его во всей красе, даже задействовали в весьма безопасных для себя авианалётах на территории Ирака и Афганистана. При этом весь этот «камуфляж» был по большому счёту направлен на банальную бизнесовую идею — выгодно продать этот товар в другие страны. Умудрились втянуть в этот проект десяток государств, обязав их поставлять комплектующие, плюс ещё и финансировать производство, продавая при этом эти «совместные» истребители по завышенной цене.

Читайте также
США обрекли Израиль на погибель, вынудив летать на F-35 против русских Су-35 США обрекли Израиль на погибель, вынудив летать на F-35 против русских Су-35 Андрей Раевский о том, что означает агония Империи для еврейского государства

Условия такой «сделки» устроили далеко не всех участников проекта по F-35, от американского истребителя стали отказываться даже в Италии — единственной стране, где их собирали за пределами США. Германия и Франция сразу сказали свое «фи,», отдав предпочтение собственным разработкам истребителя пятого поколения, воротит нос Великобритания, отказалась Турция, предпочтя российские ЗРК С-400 «Триумф». Даже коленопреклоненная перед США Польша пытается отказаться от навязанной сделки по F-35. Вашингтону эти самолёты и девать по большому некуда, хотя и успели наклепать пять сотен истребителей. По такой цене и с не совсем хорошей репутацией они стали никому не нужны. И последняя авария их статус просто нивелирует до уровня вполне себе заурядного истребителя.

Здесь стоит вспомнить, что ещё по состоянию на январь 2018 года у F-35 было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.

Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».

Военное обозрение: В США испугались российского «морского монстра»

Последние новости
Цитаты
Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Алексей Леонков

Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал отечества»

Алексей Пушков

Общественный деятель, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня