Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Мифы и легенды ракетоносцев Шойгу

Компания «Туполев» пытается догнать и перегнать корпорацию Northrop

7017

Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) практически готов. Через год он взмоет небеса, сообщили ТАСС два источника в оборонно-промышленном комплексе. И это прискорбно. Прискорбно в том смысле, что с некоторых пор подавляющий объем информации о перспективных вооружениях поступает исключительно от неведомых источников, а не передается руководителями или же пресс-службами разработчиков, производителей, Министерства обороны, иных ведомств, имеющих непосредственное отношение к создаваемому оружию. В результате создается ощущение, что нас окружают мифы и легенды.

Зачастую источниками высказываются не сообразующиеся с логикой вещи. И это подхватывают СМИ и доводят до совершенно фантастического абсурда. Вот как среагировала на новость о перспективном бомбардировщике уважаемая, можно сказать, правительственная газета: «Если проект ПАК ДА состоится, то наша страна первой в мире сможет поставить в строй бомбардировщики-ракетоносцы действительно нового поколения». (Отметим для справки, что США уже 23 года эксплуатирует примерно такой же бомбардировщик B-2 Spirit). Или: «был построен полноразмерный макет из дерева».

Один источник сообщил, что в России приступили к строительству ПАК ДА: «Изготовлением элементов планера первой машины займется один из авиазаводов в структуре Объединенной авиастроительный корпорации, разработка рабочей конструкторской документации завершена, началась поставка материалов».

Читайте также
«Сармат» могут поставить на боевое дежурство «сырым» Между началом испытаний МБР и ее принятием на вооружение остается все меньше времени

Второй уточнил: «В настоящее время ведется изготовление кабины самолета. Окончательная сборка всей машины должна завершиться в 2021 году».

Разумеется, в пресс-службе компании «Туполев», которая создает перспективный ракетоносец, отказались комментировать ТАСС информацию о начале производстве первого опытного образца.

Полученная ТАСС информация сильно не стыкуется с официальными сведениями о процессах разработки самолета, строительства прототипов и начала летных испытаний.

Как сообщил в декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко в интервью «Красной звезде», компания «Туполев» защитила эскизный проект и приступила к созданию рабочей конструкторской документации. И вдруг, как заявляют источники ТАСС, документация оказалась готова спустя 5 месяцев после начала ее создания. Скорости феноменальные.

И это при том, что на военном департаменте компании «Туполев» висят еще две сложнейших проекта. Ну, точнее — полтора. Модификация стратегического ракетоносца до модификации Ту-160М. Здесь, правда, особые проблемы не просматриваются — есть планер, производство которого восстановлено на Казанском авиационном заводе. И есть частично модернизированная корпорацией «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) авионика.

А вот создание практически нового ракетоносца Ту-160М2 требует от туполевцев большого напряжения. И практически параллельно разрабатывается и ПАК ДА. При этом не стоит забывать и то, что компания «Туполев» сейчас модернизирует еще один ракетоносец — Ту-22М3, к индексу добавится еще одна «М».

О ПАК ДА известно совсем немного. И это немногое опирается на сведения об американском стратегическом бомбардировщике Northrop B-2 Spirit, первый полет которого состоялся в 1989 году. Оба самолета имеют аэродинамическую схему «летающее крыло», позволяющую экономно расходовать топливо и повысить ракетно-бомбовую нагрузку. Оба дозвуковые. И оба максимально используют стелс-технологии.

И это всё. Несмотря на то, что изготовлено множество макетов, и даже из шпунтованных досок, фотографию макета мы так и не видели. И должны довольствоваться предлагаемой нам уже не один год футуристической картинкой довольно плоского летательного аппарата, а также многочисленными фотографиями во всех ракурсах американского В-2.

Читайте также

Разумеется, к этим трем характеристикам самолета обильно добавляют гарнир: и Объединенная авиастроительная корпорация, и Министерство обороны не устают повторять, что ракетоносец будет оснащен уникальным приборным оборудованием, вооружен уникальными ракетами, разумеется, гиперзвуковыми, и будет иметь уникальный комплекс радиоэлектронной борьбы…

Ситуация абсолютно мутная. Кардинальным образом отличающаяся от той, когда разрабатывался Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации (ПАК ФА), который в последствии стал Су-57. Тогда было известно и о двигателе, о его тяге в обычном и в форсированном режиме. И что двигатель первой очереди со временем должен сменить более совершенный двигатель «тип 30». Многое было известно и о РЛС (хоть все ее характеристики, разумеется, до сих пор не раскрываются), о ее шести антеннах, работающих в разных частотных диапазонах. Сообщалось и о примерной номенклатуре вооружения. И о летных характеристиках. Ну, а уж изображений самолета было более чем достаточно.

Но здесь, с ПАК ДА, абсолютно ни-че-го!

При этом проникнуться оптимизмом, который нам пытаются внушить разнообразные источники информационных агентств и новостных изданий, не получается. Потому что без двигателя самолета быть не может. Но новый двигатель не просматривается, хоть другие источники и утверждают, что начинаются его стендовые испытания.

Двигатель должны сделать в Самарском НТК им. Кузнецова на базе НК-32, использующемся в ракетоносце Ту-160. Индекс нового изделия пока не определен. Есть неофициальные сведения, по сути, предположения относительно того, что его тяга должна достигать 24 тс. То есть, как и у Ту-160.

Однако это должна быть не модернизация НК-32, а новый двигатель с использованием некоторых элементов базовой силовой установки, которая была создана в начале 80-х годов. И самое сложное в разработке — это не демонтаж форсажной камеры, которая дозвуковому самолету без надобности. А доведение двигателя до уровня пятого поколения. С полностью электронной системой управления, плазменной системой зажигания и соблюдением прочих поколенческих требований. Есть и еще один важнейший момент — если для Ту-160 видимость самолета в инфракрасном спектре не играла существенной роли, то для самолета-невидимки это важнейшее требование.

Читайте также
МиГ-35 в индийском небе зашел в хвост F-21 Нью-Дели превратили авиационный тендер в шоу с национальными песнями и плясками

В 2021 году двигатель точно не будет готов. Это вытекает из истории создания новых силовых установок для современных самолетов. В Перми двигатель ПД-14 создавали 13 лет. И лишь сейчас он выходит на стадию начала серийного производства. Но это, во-первых, двигатель для гражданских самолетов, для военных машин требования более жесткие.

Во-вторых, его тяга почти вдвое меньше той, которая нужна ракетоносцу — «всего» 14 тонн. Существует также проект перспективного двигателя ПД-35 с тягой 35 тс. Предполагается, что он, начавшись в середине прошлого десятилетия, будет завершен в конце этого десятилетия. Рыбинское НПО «Сатурн» разрабатывает двигатель второй очереди для Су-57, на что также должно уйти лет 12−14. Один опытный образец уже летает на перспективном истребителе, однако о начале его мелкосерийного производства говорить преждевременно. Двигатель должен быть всесторонне испытан и сертифицирован.

Более ответственные граждане, не скрывающие своих имен и должностей, чем «источники», дают более реальные прогнозы относительно того, когда же может состояться первый полет ПАК ДА — ориентировочно в 2025 году. И, следовательно, в ВВС он может начать поступать в середине следующего десятилетия. Опять же как показывает нынешняя практика.

И при этом не факт, что самолет будет сделан по схеме «летающее крыло». Потому что его разработка слишком уж покрыта мраком и неизвестностью.


Военное обозрение: Воздушный бой: Украинские генералы готовятся к войне с Россией за небо

Военные новости: «Сармат» могут поставить на боевое дежурство «сырым»

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня