На китайском портале Sohu на днях была опубликована статья, посвященная истребителям пятого поколения.
Оказывается, их могут делать только в двух странах. «И среди этих стран нет России. Это США и Китай. Китай превзошёл Россию созданием своего истребителя J-20, который построен с применением стелс-технологии и который уже стоит на вооружении ВВС страны. А российским военным остаётся только жаловаться на низкую эффективность авиапромышленности», — говорится в статье.
Но в материале среди самых разнообразных авиационных характеристик рассматривается всего лишь одна — малозаметность. Все остальное — вооружение, тяговооруженность, скорость, высотные показатели, маневренность, боевой радиус, способность обнаруживать воздушные и наземные цели, комплекс обороны — в расчет не принимается.
И это понятно. Только ленивый не критиковал наш Су-57 за недостаточное использование при его конструировании стелс-технологий.
Радиолокационная малозаметность создается за счет применения особых радиопоглощающих покрытий и использования геометрии планера, которая «сбрасывает» в стороны излучение РЛС противника. Насчет качества покрытия никто ничего определенного сказать не может. Потому что его необходимо тщательно исследовать в лаборатории, чтобы сказать о качестве. Это справедливо в отношении всех малозаметных самолетов пятого поколения, а также самолетов с уменьшенной заметностью предыдущего поколения. А для лабораторных исследований необходимо заполучить самолет противника. Что пока никому не удавалось.
Что же касается стелс-геометрии, то тут экспертами уже наработана методика определения эффективной площади рассеяния (ЭПР) по внешнему виду самолета, полученному из фотографий и видеороликов. Разумеется, определенную почву для рассуждений о величине ЭПР дает визуальный осмотр машин, представленных на международных авиационных выставках.
Однако эта методика может дать лишь приблизительные значения ЭПР. Но, во всяком случае, от истинных они отличаются не более чем на порядок. И таким образом можно давать сравнительные оценки — у какого самолета ЭПР меньше.
Существует определенный «стелс-стандарт», следуя которому, как принято считать в среде американских экспертов, можно собрать «идеальный» истребитель. Например, в конструкции планера не должно быть ни одного прямого угла, поскольку такие фрагменты фюзеляжа и крыла работают как уголковый отражатель. То есть возвращают отраженный луч РЛС прямо на ее приемную антенну. Есть определенные требования к крепежу, то есть к заклёпкам. Не должно быть длинных прямых швов.
Главная претензия к Су-57 состоит в том, что у него каналы воздухозаборников прямые. То есть через них просматриваются лопатки турбин. И они отражают луч РЛС. У всех «американцев» — F-22, F-35 и B-2 — каналы воздухозаборников искривлены, то есть имеют S-образную геометрию. Лопатки удается спрятать, но за счет некоторой потери тяги двигателя. Однако критики Су-57 почему-то абсолютно забывают, что и в случае прямого воздуховода можно бороться с отсвечиванием лопаток турбины. Для этого применяется противорадиолокационная решётка.
Но, конечно, на Су-57 реализованы не все возможные приемы снижения радиолокационной заметности. И сделано это вовсе не от конструкторского бессилия, а для того, чтобы в борьбе за невидимость не пожертвовать иными важными качествами истребителя — объемом внутренних отсеков для размещения ракетно-бомбового вооружения, маневренностью, топливной эффективностью, эксплуатационными характеристиками…
Но, с Sohu, видимо, придется согласиться: у Су-57 ЭПР несколько больше, чем у американских истребителей. Ну, а какое значение ЭПР у истребителя J-20 можно лишь гадать, поскольку китайцы держат его в секрете. По теоретическим прикидкам, он может находиться в диапазоне от 0,01 до 0,1 кв.м. Если 0,01 кв.м., то это, конечно, лучше, чем у Су-57.
С чем-то из написанного можно спорить. Например, что у Су-57 совсем плохо и по части заметности в инфракрасном спектре. Но тогда точно то же самое должно быть и у J-20, в котором используются копии российских двигателей для самолетов четвертого поколения. И более всего тепловая энергия фонит через круглые сопла, что у российского, что у китайского самолета. Правда, влияние круглого, а не плоского сопла на тепловую заметность изрядно преувеличено.
Но китайцы абсолютно правы в том, что J-20 уже существует, а российского истребителя Су-57, можно сказать, пока нет. Эти два истребителя начали создаваться практически одновременно — в самом начале нулевых годов. И уже более двух лет в ВВС КНР эксплуатируются почти три десятка J-20. О том, что Су-57 готов, можно будет сказать только тогда, когда в строевых частях будет хотя бы десять этих машин. И не «промежуточных», то есть с двигателем первой очереди, а с нормальным двигателем пятого поколения, который пока еще фигурирует только под заводским индексом «тип 30». Есть опасения, что это может случиться лишь в середине этого десятилетия, не раньше.
О том, что результирующий истребитель Су-57 пока еще не готов, можно судить не только по началу этапа тестирования самолета с новым двигателем «тип 30», опытный образец которого уже установлен на два из десятка летных прототипов. Намечается серьезное изменение системы силовых приводов. Было объявлено, что гидравлика заменяется на электроприводы.
Несомненно, это должно облегчить самолет, уменьшить его вес. Благодаря чему должна возрасти дальность полета за счет увеличения объема топлива. Также можно брать на боевое задание больший боекомплект. Однако такие мероприятия отодвигают сроки готовности самолета. В результате смещается срок передачи истребителя в войска, который в конце концов может уже морально устареть.
Военное обозрение: Воздушный бой: Украинские генералы готовятся к войне с Россией за небо
Военные новости: «Сармат» могут поставить на боевое дежурство «сырым