Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Адмиралу Кузнецову» нет пощады от своих

Строительство танкеров важнее ремонта единственного авианосца России

6514

Ремонт и модернизация авианосца «Адмирал Кузнецов» движется вперед по алгоритму, описанному еще Лениным: шаг вперед, два шага назад. Определилась стоимость незапланированного ремонта, который понадобился после декабрьского пожара, унесшего жизни двух морских офицеров. Пострадали еще 14 человек.

На портале госзакупок появилась информация о тендере, в котором участвовала лишь одна неназываемая компания. Центр судоремонта «Звездочка», где с очень переменным успехом ремонтируется авианосец, готов заплатить этой компании 251,4 млн. рублей. Хоть сравнительно недавно президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов оценивал сумму ущерба в полмиллиарда. Так что крупно сэкономили.

Более того, сэкономили еще и в процессе торгов: первоначально планировалось потратить 252,5 млн., но в процессе предконтрантных переговоров удалось сэкономить целый миллион.

Неведомый подрядчик обязуется выполнить ремонт корпусных конструкций настройки корабля, а также очистку и покраску ее правого борта общей площадью 2050 кв. метров. Также подрядчик закупает лакокрасочные материалы, собирает и демонтирует строительные леса.

Когда начнутся работы — неизвестно. Но закончиться они должны до 31 августа 2022 года. Срок действия контракта истекает 30 ноября того же года.

Читайте также
В Финляндии поставили вопрос о возврате Выборга и всей Карелии Политические мины, заложенные при Горбачеве и Ельцине, начинают работать

Очень похоже, что и на сей раз ОСК действует в соответствии со стратегией, благодаря которой уже почти угробили «Кузнецова». Вначале ОСК продает «Роснефти» 82-й судоремонтный завод со всеми потрохами. К потрохам относится крупнейший в европейской части России плавучий док ПД-50 с габаритами 330×88 метров. Потом просит «Роснефть» на правах бедного родственника приютить в ПД-50 для ремонта и модернизации авианосец. Потому что больше его ставить некуда — все крупные сухие доки заняты, и к ним выстроилась очередь.

Авианосец милостиво впускают. С него снимают гребные винты и начинают ремонтировать. И вскоре топят док. Именно топят, потому что он не сам утонул. Оптимизируя расходы, «Роснефть» нарушает правила эксплуатации ПД-50, лишая док автономного электропитания. Именно это послужило причиной аварии.

Каким-то чудом авианосец спасают, отбуксировав на безопасное расстояние с дырой в палубе от падения крана. И ставят у стенки 35-го СРЗ. И начинают думать, а куда же можно пристроить «Адмирала Кузнецова» для продолжения ремонта.

Но пристроить некуда — все сухие доки необходимых размеров заняты. И нескоро освободятся. Вспоминают, как в Кольском заливе еще при советской власти начали строить сухой док для авианосца «Ульяновск», который должен был быть крупнее «Кузнецова» и не мог поместиться в ПД-50. Однако строительство забросили в связи с окончанием советской власти. Поразмышляв, ОСК отказалась от идеи достроить этот док, поскольку там не были завершены даже взрывные работы в скальном грунте.

В конце концов, выход был найден. Именно так это и было представлено в оптимистичных заявлениях ОСК. Было объявлено, что на 35-м СРЗ есть два сухих дока, расположенные рядом. И если поломать между ними стенку, что не потребует много времени, то получится большой док, в котором свободно разместится авианосец с габаритами 305,5×72 метров.

Да, два дока есть. Их габариты таковы: 187×28 м и 236×31 м. Но расположены они не последовательно, а параллельно друг другу. То есть максимальная длина у гибрида в результате разборки междоковой стенки будет всего лишь 236 м. Но для докования «Адмирала Кузнецова» требуется 305 метров. И чтобы с запасом, то было решено довести длину дока до 335 метров. То есть получается, что необходимо удлинить длинный док на 99 метров, а короткий на 148 метров. При глубине выемки в 14 метров получается гигантский объем работы.

ОСК объявил тендер на строительство супердока. Но никого тендера, по сути, не было. «Три гиганта — строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в этом рискованном для них проекте отказались. Мы выбрали лучшего из имевшихся», — рассказал Рахманов о выборе исполнителя работ.

И это вполне понятно — серьезные люди, ознакомившись с объемом работ, выделяемых на них финансах, и сроков исполнения, решили не вписываться в проект.

За 20 млрд. рублей ровно год назад подрядилась петербургская компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС). Док должен быть готов в этом году.

Однако затем начались судебные тяжбы между заказчиком и исполнителем. А «Сбербанк» даже подал иск о банкротстве к ИИС. Дело застопорилось. Заказчик говорит о срыве графика работ, исполнитель — о недополучении финансирования. А с доком практически ничего не происходит.

В наиболее удачные периоды очевидцы наблюдали на строительстве до 15 единиц строительной техники. Но чаще не более пяти — два экскаватора и три самосвала. И ОСК уже начинает поговаривать о разрыве контракта. И о том, что для второго этапа работ, возможно, будет выбираться новый исполнитель на конкурсной основе.

И при этом сложно предположить, что в ОСК не понимали о нереальности в отведенные сроки получения дока, в котором мог бы разместиться авианосец. Хоть проект реорганизации доков, можно сказать, засекречен, но эксперты в судостроительной отрасли предполагают такую последовательность действий.

Читайте также
Япония сможет убирать с орбиты военные спутники У американцев космолет, у потомков самураев лазер, у русских космический сачок

Ломается междоковая стенка. Поскольку длины полученного дока недостаточно, то сооружается дамба, то есть док продлевается в залив. После чего авианосец загоняется в это временное сооружение, которое вряд ли соответствует стандартам на такого рода объекты. После окончания ремонтных работ авианосец уходит на испытания, а док начинают переделывать. То есть удлиняют до необходимых размеров и избавляются от временной дамбы. Весь этот процесс от разрушения междоковой стенки до сдачи в эксплуатацию нормального дока может занять года четыре. Что же касается ремонта авианосца, то он может закончиться в лучшем случае в 2024 году.

В этой печальной истории есть и еще один любопытный момент. Оказывается, поблизости с многострадальным авианосцем есть пустой свободный док длиной 400 метров. Ну, или же он будет полностью готов в этом году. На так называемой «Кольской верфи», которую строит «Новотек» для гигантских плавучих заводов сжиженного газа. А всего должно быть два таких дока. Но, понятно, что крупный бизнес палец о палец не ударит для поддержания обороноспособности страны. Док не для авианосца. То есть получается, страна отдельно, бизнес отдельно. Что весьма похоже на уклонение от воинской службы.

И еще. Об экономической эффективности деятельности ОСК. «Новотек» инвестировал в строительство гигантского предприятия, расположенного на площади 150 гектаров, и городка на 15 тыс. человек 120 млрд. рублей. ОСК реконструирует два дока за 20 млрд. рублей. Как говорится, приплыли, дальше плыть некуда.

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня