Ил-112В: Что пошло не так, когда делали самолет

Военно-транспортная авиация России уходит в пике

12298
На фото: модель легкого транспортного самолета ИЛ-112
На фото: модель легкого транспортного самолета ИЛ-112 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

На венгерской авиабазе «Кечкемет» состоялось торжественное прощание с военно-транспортным самолетом Ан-26. Эта последняя из 11-и некогда эксплуатировавшихся машин была выведена из состава ВВС Венгрии после 46 лет службы. Прощание, в котором принял участие премьер-министр, было торжественным. Самолет в последний раз поднялся в воздух в сопровождении почетного эскорта из двух шведских истребителей JAS-39C/D Gripen.

Ан-26 совершил первый полет в 1969 году, а был принят на вооружение в 1973 году. Но фактически он еще старше, являясь модификацией пассажирского самолета Ан-24, который начал эксплуатироваться в 1962 году. До 1987 года в Киеве на ОКБ Антонова было произведено более 1400 военно-транспортных самолетов. Значительная их часть поступила в войска стран Варшавского договора, в том числе и в Венгрию.

Ан-26 проявил себя надежной и неприхотливой в эксплуатации машиной. Оригинально была решена проблема дополнительной тяги, необходимой в экстренных ситуациях. Два турбовинтовых двигателя были дополнены турбореактивным. Он использовался при наборе высоты, при отказе одного из двигателей и для питания бортовой электросети на стоянке при неработающих основных двигателях.

Читайте также
«Искандер» теперь сможет доставать до любой точки Европы «Искандер» теперь сможет доставать до любой точки Европы Трамп разрушил ДРСМД, Путин ответил новой ракетой

Грузоподъемность самолета — 5500 кг. Максимальная скорость — 540 км/ч, крейсерская — 440 км/ч. Практическая дальность — 1100 км. Потолок — 7300 м. Самолет способен работать с грунтовых аэродромов. Оснащен четырьмя балочными держателями, к которым можно подвешивать 500-килограммовые авиабомбы.

Самолет, конечно, прекрасный. Но для своего времени. К настоящему моменту он уже давно устарел. К тому же все построенные самолеты уже имеют налет, существенно превышающий технический ресурс, записанный в конструкторской документации на Ан-26.

Теперь венгры должны принять решение о том, чем будет заменена безотказная и трудолюбивая советская «воздушная лошадка». Министерство обороны рассматривает несколько вариантов. Это может быть итальяно-американский тактический военно-транспортный самолёт Leonardo C-27J. Или лёгкий турбовинтовой транспортный самолёт EADS CASA C-295, разработанный консорциумом Airtech во главе с испанской фирмой CASA и индонезийской фирмой Industri Pesawat Terbang Nusantara. Или даже американский C-130 Hercules.

Логично было бы заменить Ан-26, если не принимать в расчет принадлежность Венгрии к НАТО, какой-то более современной украинской машиной. И такая существует — Ан-140Т.

Этот самолет в 90-е годы был спроектирован именно на замену Ан-26. Однако до 2006 года украинцы смогли построить только 11 самолетов. Стремительно деградировавшей украинской армии, которая в ту пору распродавала по дешевке военную технику, он был не нужен. А на иностранных заказчиков не произвел впечатления. Ну, а теперь, о перезапуске производства не приходится и мечтать — после госпереворота 2014 года на гспредприятии «Антонов» не был построен ни один самолет.

Нет замены Ан-26 и в России. Нет, несмотря на то, что еще в начале этого века было понятно, что в связи с приближающейся крайней изношенностью этих «воздушных пятитонок» надо делать новый легкий военно-транспортный самолет. И эта самая крайняя изношенность уже достигнута, а нового самолета все нет. В марте позапрошлого года в Сирии на базе Хмеймим, не долетев 500 метров до ВПП, рухнул Ан-26. Погибли 39 человек. Авария произошла по техническим причинам. И ведь понятно, что в сирийскую командировку отправляют только вылизанную технику.

В 2001 году, то есть 19 лет назад, был объявлен тендер на создание легкого военно-транспортного самолета. В нем приняли участие компании «Ильюшин», «МиГ», «Туполев» и ОКБ Мясищева. В 2004 году победил проект самолета Ил-112 В. В 2009 году началась подготовка строительства четырех опытных образцов — двух летных и двух для наземных испытаний. Однако Министерство обороны прекратило финансирование работ. Проект повис в воздухе.

А спустя два года тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков, закупавший военную технику в основном за границей, проект, можно сказать, похоронил, заключив контракт на приобретение на Украине семи самолетов Ан-140Т. Решение, можно сказать, вредительское. Необходимо было заменить почти две сотни эксплуатировавшихся в ВВС и ВМФ Ан-26. Было понятно, что украинцы такой объем не потянут. И при этом зарубается проект отечественного самолета. То есть, по сути, легкие самолеты для ВТА упраздняются как класс.

С приходом в Минобороны Сергея Шойгу контракт с «Антоновым» был расторгнут. И проект Ил-112 В был реанимирован. Вполне понятно, что относительно первоначальных планов первый полет опытного образца был сдвинут — с 2010 года на 2017 год. Соответственно, начало его эксплуатации в ВТА было запланировано на 2019 год.

Однако и эти сроки были сорваны. Первый полет состоялся 30 марта 2019 года на аэродроме Воронежского авиационного завода.

И вскоре выяснилось, что Министерству обороны такой самолет не нужен. Его «перетяжелили» при конструировании. То есть у него порядка 2−3 тонн лишнего веса по сравнению с требованиями к машине, изложенными в ТТЗ на него. И это громадный перевес. Грузоподъемность у Ил-112В — 5 тонн. Это означает, что реально он сможет брать на борт груз весом 2−3 тонны, недогруз как раз приходится на избыточный вес машины.

И компания «Ильюшин» принялась дорабатывать самолет с целью его облегчения. На что, как обещали в компании, уйдет не больше года. Однако год истек 30 марта 2020 года. Но никаких сведений о том, что первый опытный образец готов ко «второму первому полету», не поступало.

Читайте также
По следу «Скрипалей»: ГРУ обвинили в финансировании «Талибана» По следу «Скрипалей»: ГРУ обвинили в финансировании «Талибана» ЦРУ полагает, что российская военная разведка «охотилась за головами» военных США в Афганистане с помощью талибов

Разумеется, у конструкторов всегда есть какое-то объяснение инженерных неудач. В данном случае идет речь о кадровых причинах. Как утверждает главный конструктор компании «Ильюшин» Николай Таликов, после закрытия проекта Сердюковым из ОКБ ушло значительное количество молодых талантливых инженеров, которые успели набраться опыта, работая бок о бок с профессионалами высокого уровня. Ну, а потом, когда разработка самолета вновь началась чуть ли ни с нуля, набрали «необстрелянную» молодежь. К тому же и наставников на предприятии, по сути, остались считанные единицы. Вот эта молодежь и «перетяжелила» самолет. После первого полета Таликов утверждал, что сейчас эта молодежь уже приобрела определенный опыт и справится с задачей облегчения Ил-112 В.

Среди таких мероприятий называется замена шасси, рампы, створок грузового люка. Также предполагается оптимизация состава приборного оборудования, которое использует штурман.

По сравнению с Ан-26 у Ил-112 В должны появиться дополнительные возможности. Например, система самообороны «Витебск», уводящая от самолета зенитные ракеты. Новые комплексы связи и навигации.

Будет и новый двигатель ТВ7−115СТ, более мощный и экономичный. Однако странным образом некоторые характеристики будут слабее, чем у древнего Ан-26. Например, грузоподъемность равна 5 т против 5,5 т. Если же сравнивать с украинским Ан-140, который берет на борт 6 тонн, то получается совсем неубедительно.

Так что если бы Ил-112 В был бы уже готов и предлагался к продаже за границу, то венгры вряд ли его взяли бы. Потому что есть испанский самолет CASA C-295, который примерно при тех же габаритах и чуть большей максимальной взлетной массе (на 2 тонны) поднимает в воздух 9 тонн груза. И берет на борт не 44, а 69 солдат.

Последние новости
Цитаты
Герман Садулаев

Писатель, член КПРФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Сергей Левченко

Губернатор Иркутской области, член Президиума ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня