Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Как Путин со стерхами: Су-57 учится управлять «стаей» Су-35

Российский истребитель пятого поколения испытали как «летающий мозг»

3258
Материал комментируют:

Сообщение о том, что в России испытали «стаю» истребителей Су-35 под управлением самолёта пятого поколения Су-57 невольно напомнило историю сентября 2012 года, когда Владимир Путин стал «вожаком» для белых журавлей. Президент тогда на дельтаплане увлёк за собой молодых стерхов, указывая им путь в небе к месту зимовки. Поводом стал проект российских орнитологов по спасению популяции этих редких краснокнижных птиц, а Путин поучаствовал в одном из этапов уникального эксперимента. Нечто подобное, по замыслу, произошло сейчас и с отработкой главенствующей роли Су-57, который помогал создавать единое информационное поле и давал целеуказания для Су-35, которые относятся к поколению истребителей 4++.

Собственно так изначально и задумывалось, что истребитель пятого поколения Су-57 будет не обычной воздушной ударной единицей, а сможет выполнять в небе и функции координатора, своеобразного «летающего мозга». За счёт расширенных технических возможностей он способен и «видеть» дальше, и модулировать ситуации при боевом применении, управляя при этом другими воздушными средствами, в том числе и беспилотниками.

Читайте также
Новое «нефтяное» зарево встает над Ближним Востоком В Ливийскую кампанию вмешался Египет

Подобная схема в тандеме Су-57 и БПЛА С-70 «Охотник» уже отрабатывалась в сентябре прошлого года, когда истребитель курировал в небе беспилотник. Подобная связка превращает Су-57 фактически в истребитель поколения 5+, о чём неоднократно говорили ранее его разработчики.

Нынешние испытания, когда «стая» истребителей производит информационный обмен в режиме реального времени, в подобном формате проводились в России впервые. Насколько они были успешны не сообщается, равно как и не называется место проведения этих воздушных манёвров. Отмечается, что они проходили в «реальных боевых условиях», а это позволяет предположить, что испытания проводились в Сирии. Как вариант, тем более, что Су-57 уже появлялся в небе этой страны и этот факт подтверждало и российское Минобороны. К тому же на авиабазе в Хмеймиме базируются в том числе и истребители Су-35, так что новая воздушная тактика отрабатывалась именно в Сирии, о чём говорят и некоторые российские военные эксперты.

«Эксперимент проводился в реальных боевых условиях, в „стае“ была задействована группа истребителей Су-35, роль командно-штабного самолёта выполнял Су-57», — цитирует ТАСС одного из своих собеседников. Другой источник в оборонной сфере подтвердил агентству характер прошедших испытаний и пояснил, что в боевом порядке, который летчики называют стаей или роем, ведется информационный обмен между истребителями в режиме реального времени: информационно-управляющая система каждого самолёта автоматически обрабатывает данные как собственных датчиков, так и датчиков других бортов.

Здесь нужно понимать, что речь идёт именно о возможности формировать единое информационное пространство всей воздушной группировки при выполнении боевых задач. «Стая», а в данном случае насколько известно были задействованы три истребителя Су-35 и один Су-57, училась не наносить ракетно-бомбовые удары, а именно отрабатывала взаимодействие, автоматический обмен информацией для получения общей широкой картины как воздушной, так и наземной обстановки. И «вожак» Су-57 играл здесь роль не только собирателя информации, но и передачи её другим самолётам уже в обобщенном виде. Как полагают эксперты, подобное объединение в единое целое может существенно увеличить эффективность выполнения боевых задач не только авиационной группы, но и сухопутных сил, которые также получают доступ к информации, соответственно делятся и своей.

Об этом говорит и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, который назвал такие испытания важными для построения единой информационной системы вооруженных сил. «В перспективе информация от всех сенсоров самолёта, а также от систем ПВО, от спутников, с наземной техники должна поступать в единую систему, которая создает единое информационное поле для земли, воздуха и космоса. В этой системе при поддержке искусственного интеллекта будет распределяться боевая работа, в том числе для авиации», — считает эксперт.

Читайте также
Назло Америке: Русские С-400 долетят до Индии с ускорением Пять комплексов ЗРС прикроют Дели от Пакистана и Китая

Подобные разработки боевой информационно-управляющей системы (БИУС), включающие в себя комплекс электронно-вычислительной аппаратуры и других технических средств, широкое распространение получили в российских ВМФ. Они предназначены для автоматизированной выработки рекомендаций по управлению оружием и маневрированию в целях наиболее эффективного использования боевых и технических возможностей надводных кораблей и подводных лодок. Аналог, как считается более совершенный, имеется у США — корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система Иджис (англ. Aegis). А вот разработки, позволяющие построить единую информационную систему управления всеми видами войск, пока не получилось ни у России, ни у Соединенных Штатов, которые пытаются задействовать в такой схеме свои истребители пятого поколения F-35.

И если эксперимент с участием Су-57 и «стаи» Су-35 будет признан успешным и сможет быть применен на практике, то Россия заметно продвинется вперед в создании единого информационного поля в боевой обстановке. Вероятно, что в качестве «роя» будут экспериментироваться и ведомые истребителем пятого поколения БПЛА «Охотник», которые также смогут «сливать» информацию для Су-57. Другое дело, что ни этих тяжелых беспилотников, ни самих Су-57 в достаточном количестве пока не существует. Впрочем, в Минобороны считают, что в составе ВКС до 2027 года всё-таки появятся три авиаполка, на вооружении которых будет 67 единиц Су-57. Вероятно, что к этому времени будет создана и новая информационная система, которая сейчас проходит испытания.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня