Су-57: Истребителю опять меняют курс

ОКБ Сухого переделывает самолет в «Супер Сухой», последствия непредсказуемы

16460
Су-57: Истребителю опять меняют курс
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Выяснилось, что довольно долго Министерство обороны и компания «Сухой» держали всех в неведении относительно судьбы первого российского истребителя пятого поколения Су-57. Об этом источники в оборонно-промышленном комплексе сообщили газете «Известия». А газета опубликовала довольно радостный материал о том, что Су-57 будет еще лучше. И что в определенных кругах самолет прозвали «Супер Сухой». Хотя история в действительности печальная.

Выяснилось, что в 2018 году Министерство обороны заказало компании «Сухой» ОКР «Мегаполис» по созданию Су-57 «второго этапа». Первый полет прототипа запланирован на 2022 год, сдача проекта намечена на 2024 год. И это беспрецедентный случай, когда не принятая на вооружение военная техника подвергается модернизации. Причем, как следует из статьи в «Известиях», это глубокая модернизация.

При этом нас пытаются убедить, что такие действия при разработке нового оружия в порядке вещей. И приводят в качестве примера западные корпорации ВПК. Однако это не так. Вооружение хоть немного полетает, поплавает или постреляет, находясь в строевых частях, а потом уже начинают его модернизировать. Характерный пример — американские атомные подводные лодки. В ВМС поступают 4−5 субмарин, которые называются Block 1. Затем приходит следующий блок уже модернизированных лодок. И так постепенно наращивается их боевой потенциал. Например, сейчас происходит постепенный ввод в состав ВМС США четвертого блока многоцелевых АПЛ «Вирджиния», в котором запланировано 10 субмарин. Затем начнут строить пятый блок.

Читайте также
Ил-112В: Что пошло не так, когда делали самолет Ил-112В: Что пошло не так, когда делали самолет Военно-транспортная авиация России уходит в пике

Что же касается самолетов тактической авиации, то чемпионом по количеству модернизаций является легкий истребитель F-16, у которого счетчик блоков перевалил за 7 десятков, правда, счет идет «пятерками»: блок 5, блок 10, блок 15 и т. д.

Интересная ситуация наблюдается в отношении истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35. До сих пор его «доводят до ума». Но при этом в основном ковыряются у него «в мозгах», то есть пошагово улучшают программное обеспечение. Однако необходимо отметить, что даже самые первые машины компания «Локхид Мартин» продавала. То есть они используются в частях ВВС как США, так и иностранных эксплуатантов. Ну, конечно, в основном как учебные, для подготовки как пилотов, так и наземных служб.

И еще следует отметить, что доработки F-35 практически не касаются «железа», то есть агрегатов, вооружения и приборного оборудования.

У Су-57 ситуация иная.

Да, мы уже давно слышим, что двигатель в истребителе будет заменен на более эффективный. Но при этом предполагалось, что это будет сделано в рамках одной ОКР. То есть произойдет улучшение качества самолета, заложенное в его конструкторской и технологической документации. Что все уже сверстано и подогнано под новый двигатель. Вот и летные испытания его уже проходят. И дело, стало быть, совсем за малым…

И вдруг выясняется, что помимо двигателя необходимо менять еще «вагон и маленькую тележку». То есть получается именно глубокая модернизация. При этом, как правило, такие мероприятия проводятся на средства, полученные за счет прибыли от продажи базового варианта созданной техники. Но продаж не было, были лишь одни разговоры о том, что вот к 2027 году Минобороны закупит 76 машин.

Так что у этой модернизации самолета совсем иной финансовый механизм, противоестественный: Министерство обороны, не получив пока ничего, отстегнуло еще одну значительную сумму на создание «Супер Сухого».

Да, двигатель — это, конечно, главное. Но крайне интересно, в каком ключе подают эту замену источники «Известий». Создается ощущение, что старый двигатель АЛ-41Ф1 никуда не годится. У него якобы нет плазменной системы зажигания. И он якобы не дает возможности развивать самолету сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме работы двигателя. Это не так.

Но существенное достоинство нового двигателя, у которого есть только заводской индекс «изделие 30», несомненно. Это повышенная тяга, что обеспечивает большую тяговооруженность самолета. Что обеспечивает более высокую динамику полета и возможность увеличения полезной нагрузки. Тяга у АЛ-41Ф1 — 9500 кгс, на форсаже — 15000 кгс. У нового двигателя соответственно — 11000 кгс и 18000 кгс. Что на 20% больше. Это существенный выигрыш.

Но тягой дело не ограничивается. В новом двигателе всеракурсно отклоняемое сопло имеет зубчатый профиль в сравнении с круглым у АЛ-41Ф1. Что снижает видимость самолета в инфракрасном спектре за счет некоторого охлаждения реактивной струи при более полном ее смешивании с атмосферным воздухом.

Также сообщается, что в новом двигателе использован ряд пионерных инженерных решений, сущность которых не раскрывается. Разработчики при этом утверждают, что новый двигатель превзошел по возможностям пятое поколение ТРДДФ, поэтому его следуем маркировать как 5+.

АО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» выпустило уже порядка двух десятков «изделий 30» как для наземных, так и для летных испытаний. И пара комплектов уже летает на экспериментальных Су-57 с 2017 года. Было заявлено, что летные испытания нового двигателя должны продолжаться три года. Так что осталось ждать совсем немного.

Утверждается, что в бесфорсажном режиме Су-57 с «изделием 30» должен развивать скорость порядка 1,5 М. Со старым двигателем этот параметр равен 1,1−1,2 М.

Существенной переработке будет подвергнута и система приводов управляющих поверхностей, то есть механизмы отклонения рулей и прочих органов управления полетом самолета. Первоначально она была сделана гидравлической, поскольку необходимо было развивать очень значительные усилия для того, чтобы, например, отклонить на некоторое количество градусов рули высоты при полете на скорости, скажем, 2,5 М. Теперь гидравлику решили заменить на электроприводы.

У всякого технического решения есть плюсы и минусы. У электрической версии их меньше. Пожалуй, только значительное потребление электроэнергии при значительных бросках нагрузки при отработке системы. Основной же недостаток гидравлики — ее капризность при изменении температуры, что влечет за собой изменение вязкости жидкости. А это требует термостабилизации.

Также гидравлическая система громоздка. Имеет значительный вес. Не позволяет дублирования на предмет сохранения работоспособности при пробитии системы осколком. И, как утверждают источники «Известий», в чем мы должны поверить им на слово, — снижает радиолокационную заметность самолета.

Не будет гидравлики и там, где, казалось бы, отказаться от нее невозможно — в приводе и тормозе шасси. То есть самолет должен стать полностью «электрическим».

Так что электрическое решение — это шаг к улучшению характеристик самолета. Она позволяет снизить вес самолета. И повысить его живучесть за счет дублирования. Однако создание такой системы приводов технически трудно реализуемо. Наиболее приблизились к электрическому приводу в истребителе F-35. Однако решение проблемы оказалось половинчатым. Американцы разбили на части общую гидросистему. Каждому органу управления самолетом дали свой «персональный» гидроусилитель, который управляется электрическими сигналами.

Читайте также
«Ангара-А5»: Роскосмос запускает на орбиту миллиарды пачками «Ангара-А5»: Роскосмос запускает на орбиту миллиарды пачками США и ЕС полностью откажутся от русских ракет, а самой РФ нужно пару пусков в год

Глубокая модернизация Су-57 предполагает и другие переделки и дополнения. Источники «Известий» упомянули лишь небольшую часть из них. Для Су-57 «второй очереди» разработают панорамный авиационный индикатор, новые многофункциональные экраны и широкоугольный коллиматорный прицел. Также ожидаются, и уже давно, ракеты нового поколения, которые корпорация «Тактическое ракетное вооружение» создает специально для Су-57. С их приходом надо будет проводить модернизацию системы управления вооружением.

В заключение необходимо сказать, что есть опасения относительно того, что модернизация Су-57 не закончится никогда. То есть после ОКР «Мегаполис» затеют еще какую-нибудь работу. Потому, что сравнительно недавно раздавались заявления относительно того, что Су-57 следует воспринимать как платформу для создания на его базе истребителя шестого поколения.

Не получилось бы как с Монголией. На советских плакатах ее изображали в виде всадника на коне, совершающего прыжок из феодализма в социализм, минуя капитализм. Как показал дальнейший ход истории, в социализме конь не прижился, вернулся в капитализм.

Не мешало бы и компании «Сухой» сделать вначале нормальный истребитель пятого поколения. А уж потом заняться технической фантастикой.

Последние новости
Цитаты
Геворг Мирзаян

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня