Состоявшиеся в Одесской области 17 июня успешные испытания с поражением надводной цели береговым ракетным комплексом ЖК-360МЦ «Нептун» стали финальными, сообщил в интервью Security Talks, генеральный директор конструкторского бюро «Луч» Олег Коростелев.
Разработчик также рассказал, что ракетный комплекс удалось создать за 2,5 года в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Он отметил, что ЖК-360МЦ «Нептун» использует преимущественно украинские комплектующие, в частности, двигатель, инерциальную навигационную систему, радиолокационную головку самонаведения и систему связи.
Коростелев также выразил надежду, что в течение полутора-двух месяцев береговой ракетный комплекс будет принят на вооружение Минобороны Украины. По его словам, производство одного дивизиона ЖК-360МЦ «Нептун» требует 10−11 месяцев.
Гендиректор «Луча» подчеркнул, что противокорабельные системы способны в течение 10−15 секунд уничтожить данную ракету, после чего защищаемый корабль окажется «голым». «И, если в течение 30 секунд — минуты следует еще одна ракета, то кораблю попросту нечем будет обороняться. Это обыкновенная дуэльная ситуация», — отметил он.
Напомним, ранее украинский военный эксперт Михаил Жирохов в беседе с изданием «Деловая столица» допустил, что новая крылатая противокорабельная ракета Р-360 комплекса «Нептун» может достать до российских кораблей в Новороссийске.
Появление этой ракеты, по его словам, якобы открывает перед украинской «военной машиной» возможность поражения целей вокруг Крыма, а с побережья Азовского моря — российских кораблей в районе порта Новороссийск. Он также выразил мнение, что головка самонаведения украинской ракеты может иметь большую помехозащищенность и лучшие характеристики, чем у ее российского аналога Х-35.
Жирохов также выразил мнение, что появление на вооружении таких комплексов позволит украинскому военно-политическому руководству вести гораздо более агрессивную политику на Черном и Азовском морях.
В прошлом году ракету экс-глава СНБО Украины Александр Турчинов назвал «Нептун» «убийцей Крымского моста».
Член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», капитан первого ранга Василий Дандыкин рассказал «ПолитЭксперту», что, если Украина попытается нанести удар по Крымскому мосту с помощью «Нептуна», то это для России может послужить сигналом к войне. Он напомнил, что Крымский мост охраняется, как и весь полуостров, со всех сторон, в том числе и с Кубани. На вооружении у России в регионе имеются комплексы С-400, комплексы ближнего действия «Панцирь» и «Верба», а также системы ПВО на кораблях.
«Любой пуск ракеты приведет к ее уничтожению. Ну и сам пуск — это не просто конфликт, это предпосылка к войне. И все должны понимать, что шансов нет», — подчеркнул он.
Так ли это? В том, что запущенные в сторону России ракеты будут сбиты, едва ли стоит сомневаться, но чем в реальности ответит Москва на такое нападение?
— «Украинские спикеры» в текущий момент исторического времени в массе своей вполне синонимичны обычным пациентам психиатрического профиля, — считает обозреватель ИА News Front Юрий Селиванов.
— Это надо хорошо понимать, когда мы слышим из Киева очередной заполошный вопль на тему «Надо поджечь Москву!». Все эти визги, как правило, издаются персонажами, которых ни в коем случае нельзя принимать всерьез — так называемыми «журналистами», «героями АТО», «военными экспертами», которые видели армию только по телевизору и так далее.
Реальные лица в Киеве, которые могут принимать серьезные решения, или исполнять то, что им приказывают из Вашингтона, как правило, предпочитают о своих военно-стратегических планах особо не распространяться. Однако это не значит, что таких планов нет и они не работают над их реализацией.
Конечно, сама по себе ракета «Нептун» военный баланс между РФ и Украиной не изменит и погоды в этом смысле не сделает. Однако на фоне военно-стратегических решений высокого уровня, общим знаменателем которых является, несомненно, подготовка новых антироссийских военных авантюр, эта ракета может сыграть определенную роль.
«СП»: — Насколько реально Крымский мост защищён от ракетного удара? Что будет, если они таки стрельнут, и в случае чего они могут пойти на это? Чем Россия ответит? Реально войну объявит? Это же нападение!
— Что касается шансов поразить Крымский мост, не говоря уже про Новороссийск, даже в случае массированного применения, у меня на этот счет есть очень большие сомнения. Эшелонированная система ПВО/ПРО, развернутая на подступах к этим объектам, наверняка сумеет отразить такой удар. Если до него вообще дойдет дело. Любое явное приготовление к нанесению такого массированного удара, а одиночной ракетой Крымский мост и другие крупные объекты существенно повредить невозможно, будет воспринято российскими вооруженными силами как повод для нейтрализации этой угрозы еще до старта ракет.
Вполне очевидно, и это не является предметом дискуссии, что любое вооруженное нападение на какой-либо участок территории Российской Федерации, в том числе и на район Крымской мостовой переправы, будет расценено российской стороной как вооруженная агрессия со всеми вытекающими из этого факта последствиями. В первую очередь в виде полного уничтожения любых войск и вооружений на сопредельной территории, представляющих потенциальную опасность для РФ. Если кто-то сомневается в неотвратимости такого ответа России, пусть припомнит ситуацию с попыткой прорыва через Керченский пролив группы плавсредств ВМСУ в ноябре 2018 года. Российская сторона действовала тогда в рамках международного права, но именно с той степенью жесткости и решимости, которые требовались для безусловного пресечения этой вооруженной провокации. Так будет и впредь.
Киевский режим это, вне всяких сомнений, хорошо понимает. Возможно он об этом даже официально предупрежден. Но это вовсе не означает, что он не решится на новую вооруженную авантюру в случае получения соответствующего заказа от своих заокеанских работодателей. Главная опасность, исходящая от этого режима, заключается в том, что спектр его возможных действий не замыкается на национальных интересах собственной страны и потому не может быть спрогнозирован на основе имеющихся в этом плане рациональных ограничений. В том числе и явной угрозы военного поражения Украины. При определенных условиях, этот марионеточный режим вполне может пойти и на заведомо гибельную для страны авантюру, если это будет соответствовать геополитическим планам и эгоистической логике его хозяев.
Политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин сценарий обострения ситуации с пучком Киевом ракет считает крайне маловероятным.
— Как мы видим, несмотря на всю воинственную риторику, с 2014 года самым серьезным действием на обострение именно против России, а не на Донбассе, стала известная история с тремя кораблями, которые были задержаны российскими пограничниками в Керченском проливе. Но если допустить, что такое все же произойдет, то понято, что реакция России будет зависеть от того каков будет общий контекст ситуации. Например, от того, какую позицию займет руководство Украины. Признает ли оно, что приказ был отдан на высшем уровне или официальной версией будет, что решение было принято в сложной обстановке кем-то из не очень высокопоставленных военных. Вариант с войной гипотетически возможен для первого варианта, но даже при таком развитии событий, куда более вероятно, что на единичную акцию будет дан и единичный ответ.
«СП»: — А в каком случае Киев все же может пойти на такое? Они все же тоже не самоубийцы?
— Это может быть провокация, на которую тем или иным способом толкнут непосредственных исполнителей, без санкции руководства страны и армии. Или если, например, в Вашингтоне почему-то посчитают, что такое действие необходимо, то, думаю, они смогут добиться, чтобы оно было выполнено. Даже если к власти на Украине придут значительно более радикальные силы, то они все равно вряд ли пойдут на такое осознанно. Но тогда на всех управленческих уровнях появится много радикально настроенных людей, часто без политического и другого необходимого опыта, и ситуация в какой-то может просто выйти из под контроля, а их действия будут стихийными и эмоциональными. В такой ситуации можно представить и более трагичный сценарий, чем предложенный выше.
«СП»: — Какой могла бы быть реакция Запада на такое нападение, а главное — на российскую «ответку»?
— Если не произойдет каких-то резких перемен в отношении Запада к России или Украине, то даже если первый удар будет нанесен украинской стороной, нет сомнений, что лидеры западных стран и западные медиа все равно возложат всю ответственность на Москву. Достаточно вспомнить 2008 год, когда на Западе жертвой представляли Грузию. Другое дело, что это работает все хуже. Те же западные СМИ сегодня уже в значительно меньшей степени воспринимаются, как эталон журналистики, и в остальном мире, и собственно в странах Запада.