Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Китайцы, французы и американцы — дураки, что строят авианосцы»

Разучившейся работать России сегодня остается только глупо хихикать над достижениями конкурентов

11877

14 июля 2020 года, в День взятия Бастилии, президент Франции Эммануэль Макрон дал старт программе Porte Avion Nouvelle Generation (PANG или по-русски — «Авианосец нового поколения»). Этот корабль придет на смену «Шарлю де Голль», спущенному на воду в 1994 году и принятому в эксплуатацию в 2001-ом.

О PANG впервые рассказала министр обороны 5-й Республики Флоренс Парли на международной выставке вооружений Euronaval 2018. По ее словам, авианосец нового поколения разрабатывается с учетом международного опыта. Но, что особенно важно, основными факторами решения о его строительстве являются потребность в технологическом развитии Франции и положительное влияние на национальную судостроительную промышленность.

После того, как PANG послужит лет двадцать в ВМС Франции, его «спихнут» кому-нибудь за хорошие деньги, чтобы тут же запустить новый подобный экономический маховик в стране.

С учетом постоянных разговоров в России о целесообразности строительства собственного нового авианесущего корабля, любопытно взглянуть на проект PANG и на то, почему французы им занялись несмотря на бурное развитие во всем мире ракет-«убийц авианосцев».

Читайте также
Война за воду между Россией и Украиной началась ударом с воздуха Живительную влагу для Крыма Москва решила отбирать у Одессы, Херсона и Николаева. Но — незаметно

Во-первых, PANG будет водоизмещением 70 тысяч тонн. Что, как уверены французские инженеры, является оптимальным в будущем. Дело в том, что американские стотысячные «Нимиц» и «Джеральд Р. Форд» стоят $ 6,26 млрд и $ 13,5 млрд соответственно. Что намного дороже в пересчете на каждую тонну водоизмещения. При этом военная мощь штатовских гигантов не намного больше.

С другой стороны, корабли с намного меньшими размерами — к примеру, тот же «Шарль де Голль» — с большой натяжкой в состоянии решать современные авианосные задачи. Вот и обратили внимание французы на британский корабль «Королева Елизавета» с ценником «всего» в $ 3,7 млрд. Его водоизмещение как раз 70 тысяч тонн, а боевая начинка не хуже, чем у «Нимица».

Во-вторых, французы склоняются к неядерной силовой установке. Правда — в немалой степени по причине отсутствия своего корабельного реактора требуемой мощности. Как уверяет военный аналитик Ксавье Вавассер, близко знакомый с тематикой PANG, в ВМС Франции решено одновременно разрабатывать два варианта — атомного и газотурбинного авианосца. А там — как фишка ляжет.

Впрочем, адмирал Кристоф Празук уверен, что, скорей всего, Париж выберет газотурбинный вариант. Тогда потом, спустя десятилетия, PANG будет намного легче продать за рубеж с точки зрения защиты промышленных «ноу-хау» и международного режима нераспространения ядерных технологий. Но последнее слово — за Макроном.

К слову, на «Шарле де Голль» стоят реакторы К15, изготовленные по американской лицензии. Поэтому его если и отдадут когда-нибудь, то только вашингтонским союзникам. И по цене, навязанной «дядей Сэмом».

В-третьих, PANG проектируют под новый французский самолет 5-го поколения. Правда, с учетом туманных перспектив на этом поприще. В качестве запасного варианта Парижем рассматриваются старенькие «Супер Этандар» или «Рафаль-М». Из новинок на борту появятся многочисленные ударные беспилотники, которые будут запускаться роем. Электромагнитные катапульты решено купить в США, поскольку их разработка во Франции сталкивается с почти непреодолимыми трудностями.

В-четвертых, PANG будет автоматизирован, но без фанатизма. Его экипаж сократят на 10% по сравнению с «Шарлем де Голлем». Для сравнения: если на «Джеральде Р. Форде» служит порядка 2,5 тысяч человек, то на проектируемом во Франции авианесущем корабле планируется задействовать лишь 1080 моряков.

Читайте также

В любом случае, PANG станет очередным технологическим развитием французской инженерной кораблестроительной школы, поскольку для строительства таких гигантов требуются наработанные десятилетиями технологические компетенции. Отсюда и название «Авианосец нового поколения». Задача считается сверхсложной хотя бы потому, что речь идет о самых больших в мире плавучих машинах с огромным числом опций.

«Это вам не корыто для перевозки нефти построить», — утверждает Брайан Гонгол, пентагоновский эксперт по авианосцам. По мнению аналитика, сегодня в мире гипотетически только 14 странам под силу такие проекты. Но только пять уже имеют необходимые компетенции.

В этот клуб избранных сегодня только Китай упорно ломает запертую входную дверь. Тогда как Россия из него сама ушла после развала СССР. Главная проблема в том, что наша страна слишком давно не строит авианосцы. И неизвестно, когда снова решит заняться этим делом.

Взять, к примеру, Китай, рассуждает Гонгол. Когда Пекин построил свой первый авианосец, этот корабль пренебрежительно называли «самоделкой» и сделали «объектом презрения» на Западе.

Как известно, этот гигантский корабль проекта «Шаньдун» спустили на воду 26 апреля 2017 года. После чего началась его оперативная доводка, что позволило внести существенные изменения в проект. Брайан Гонгол утверждает, что в ходе доводки «самоделка» на глазах избавилась от очень многих проблем. Так что можно смело говорить, что вместо одного корабля китайцы тогда фактически сделали два.

Читайте также

Между тем, в сухом доке в этой стране сейчас вовсю строят второй сугубо китайский авианосец. Который, с точки зрения обретения технологических компетенций, является третьим. «Я воспринимаю этот авианосец с совершенно иной степенью серьезности. Это большое развитие событий с учетом того, что в мире нет более сложного движущегося оборудования, чем авианосец», — констатирует американский эксперт.

А все потому, что Китай сегодня охотно берется за технические проекты чрезвычайной сложности. И упорно трудится над ними, тогда как, к примеру, мы только угрожаем соперникам пустыми разговорами о своих будущих головокружительных проектах в этой сфере.

Что нужно России, чтобы вернуться в клуб строителей авианесущих кораблей? Если взять, к примеру, опыт Франции, то лучше всего поскорее продать хоть кому-нибудь задешево «Адмирала Кузнецова». Как это сделала та же 5-я Республика со своим «Фошем», толкнув последний бразильцам. Тогда у Парижа появится стимул взяться за проект, а не бесконечно чинить старье.

Гонгол в этой связи советует: «Соберите вместе группу действительно толковых людей, дайте им экзистенциальную мотивацию к действию и определите четкую цель. И вы вполне можете оказаться в поиске инженерных решений, которые будут иметь революционный характер».

Читайте также
Атомная бомба у Киева: «Чтобы, блин, от этой России не осталось даже выжженного поля!» Под заявления о необходимости вернуть ядерное оружие Украина начинает разработку новых урановых месторождений

Нечто подобное, рассуждает американский эксперт, произошло, когда Советский Союз мотивировал разработчиков на первый полет человека в космос, что и позволило Москве победить в космической гонке Соединенные Штаты. Сейчас русским нужно догонять, тем более, что на дальневосточном заводе «Звезда» могут за пару лет сварить корпус авианосца.

Но в Москве сейчас мало кто из больших политиков хочет на самом деле сделать для своей страны новый авианесущий корабль. Хуже того: в России зазвучали совсем глупые голоса, что стране вообще не нужны авианосцы. Тогда как Китай и Америка рассматривают их как средство успешной проекции военной мощи вдали от своих берегов. Китай и Америка - что, совсем дураки, как считают некоторые в России?

Прежде всего, авианосец — это самая настоящая мобильная авиабаза, которую легко разместить практически в любой точке Мирового океана. Возникла, к примеру, у России необходимость предположим в Ливии продемонстрировать военную силу. Но такого корабля у нее нет.

Что касается денежных трат, то и здесь не все страшно. В конечном счете, строительство авианосцев себя оправдывает даже экономически (конечно, если такие корабли годами не стоят в ремонте). Ведь обретенные компетенции снижают себестоимость военного и гражданского судостроения. При этом имидж страны, имеющей такие технологии, получает самый высокий статус.

Но вместо этого тот же уже упомянутый завод «Звезда» в городе Большой Камень по заказу «Роснефти» сейчас штампует примитивные гигантские «корыта для перевозки нефти» под ура-патриотические крики: «Мы это сделали!».

Похоже, недалек тот день, когда новый русский авианосец будет заказан в Китае за очень большие деньги. Только ничего сами делать мы при этом не научимся.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня