«Весёлый Роджер»: Пиратский флаг опять затрепыхал в Гвинейском заливе

Россияне стали заложниками «морских разбойников» на чужеземном танкере

3521
«Весёлый Роджер»: Пиратский флаг опять затрепыхал в Гвинейском заливе
Фото: Günter Flegar/imageBROKER.com/Global Look Press
Материал комментируют:

Казалось бы, что морские пираты ушли в прошлое, это такой анахронизм, известный сейчас больше по серии фильмов «Пираты Карибского моря» с неподражаемым Джонни Деппом в главной роли. Впрочем, ещё десять лет назад современные пираты наводили ужас на все суда, которым доводилось следовать через Аденский пролив — сомалийские флибустьеры безбашенно атаковали танкеры и сухогрузы, а потом требовали за них выкуп от судовладельцев. Аналогичная ситуация сложилась и в Гвинейском заливе, где «весёлые ребята» чувствовали себя совершенно безнаказанно.

Международное сообщество тогда было вынуждено принимать экстренные меры. Страны НАТО провели две операции «Союзный покровитель» по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога и в Аденском заливе, действия которых начались с марта 2009 года. В них участвовали корабли ВМС Португалии, США, Канады, Испании, Нидерландов. На втором этапе подключились Великобритания, Греция, Турция, Италия. Россия действовала самостоятельно, но взаимодействовала с силами альянса и постоянно держала в этом регионе свои боевые корабли. К слову, россияне по отношению к пиратам действовали без всяких сантиментов, ну, без лишней чувствительности, и лишь своим появлением вызывали панику в совсем не стройным рядах чернокожих флибустьеров. Если было надо — попросту топили их лодки, оставляя, правда, в живых самих пиратов.

Читайте также
Русская "сушка" Западу не по зубам: Су-35 разогнал конкурентов в небе Русская «сушка» Западу не по зубам: Су-35 разогнал конкурентов в небе Российский истребитель превзошёл пытавшихся соперничать с ним «Тайфуны» и «Грифоны»

Пиратский флаг «Весёлый Роджер» в последнее время, как могло показаться, поник и опустился. То ли сами пираты угомонились, то ли пандемия COVID-19 сказалась и чернокожие корсары самоизолировались на берегу, в общем, о них было ничего не слышно. Совсем не долго — последний случай показал, что патрулирование в Аденском проливе и Гвинейском заливе нужно было сохранить в полном масштабе. Пираты воспользовались ситуацией и опять вышли «на дело».

Последний случай — захват танкера Curacao Tradent в Гвинейском заливе, произошедший 17 июля в Гвинейском заливе. Среди заложников семь россиян, всего захвачено 13 из 19 членов экипажа судна, оператором которого является греческая компания Alison Management Corp. Сейчас судно прибыло на якорную стоянку рядом с портом Коноту (Бенин), какие-либо требования захватчики пока не выдвигают. Понятно, что речь пойдет о выкупе. И его придётся выплачивать именно судовладельцу.

Здесь есть вот какой аспект — пираты предпочитают не связываться с судами следующими под российским флагом. Это не политические мотивы, а некое осознание силы, когда проще пропустить «добычу», чем нарваться на неприятности. «Русские не сдаются» — это не только мужество самих российских моряков, но и гарантия их защищенности, обеспечивающаяся охранными структурами. Речь не о морской пехоте, которую на каждое судно в Мировом океане не посадишь, а о подразделениях ЧВК, привлекаемых отечественных судовладельцами для обеспечения безопасного судоходства в проблемных регионах.

— Практика пусть и не особо афишируемая, но ставшая в последнее время достаточно распространенная, когда российские суда обеспечиваются охраной частных военных компаний, — рассказал «СП» военно-морской эксперт Виктор Макаров. — Нанимается группа из 6−10 человек, которые имеют на вооружении стрелковое оружие, гранатомёты и средства противовоздушной обороны. При попытке пиратского захвата им достаточно сделать лишь предупреждающие выстрелы, чтобы охладить пыл нападающих. В экстренных случаях есть возможность вызвать на подмогу силы ВМФ России, которые несут дежурство в Атлантике или в Индийском океане. Те же сомалийские пираты предпочитают не связываться именно с российскими судами, зная, что помощь для них непременно придет. О безопасности судоходства заботятся сейчас и другие страны, отправляя на патрулирование в африканские воды свои боевые корабли.

Здесь можно вспомнить, что из того же Аденского залива «веселых ребят» буквально выдавили силой — в результате антипиратской операции «Аталанта», в которой было задействовано несколько десятков кораблей из 16 стран мира. Тогда были достигнуты и первые успехи — корабль ВМС Индии уничтожил крупное пиратское судно-базу, ВМС Великобритании захватили и передали нескольких подозреваемых в пиратстве сомалийцев властям Кении. «Обознавшихся» в темноте пиратов, которые приняли военный корабль-заправщик ВМС Франции за гражданский сухогруз, тоже постигло глубокое разочарование. Но основным фактором снижения пиратской активности стало появление в регионе российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия сомалийским пиратам.

Нынешний случай с захватом пиратами судна Curacao Tradent, на борту которого находились россияне, стал не первым в этом году. В мае стало известно, что в Гвинейском заливе были атакованы два судна — Rio Mion и Djibloho, где в составе экипажа находились граждане России. В апреле контейнеровоз Tommi Ritscher, стоявший в порту Котону, также подвергся атаке флибустьеров, в числе заложников оказались и трое россиян, которых удалось освободить через месяц. А в начале года пираты напали на судно Ambika в Нигерии и похитили трех членов экипажа, среди которых было двое граждан России. Заложники были освобождены, при этом в перестрелке погибли четверо сотрудников спасательной группы нигерийских ВМС.

Читайте также
Плач ЦРУ: Агентов США обидели русские из ГРУ, "разодрав лицо" Плач ЦРУ: Агентов США обидели русские из ГРУ, «разодрав лицо» Американские разведчики спровоцировали очередной антироссийский законопроект

Россия своих спасает бескровно. Можно в качестве примера привести случай с операцией по освобождению танкера «Московский университет» следовавший под либерийским флагом, но с российским экипажем на борту в Аденском заливе 6 мая 2010 года. На выручку пришел российский БПК (большой противолодочный корабль) «Маршал Шапошников». Накануне нефтеналивное судно подверглось нападению пиратов на удалении в 500 морских миль (930 км) от побережья Сомали в нейтральных водах.

Здесь можно рассмотреть два факта, первый из которых — грамотные действия капитана и экипажа «Московского университета» при нападении. Судно стало активно маневрировать, препятствуя приближению моторных лодок пиратов и их проникновению на борт. В ход пошли пожарные брандспойты и сигнальные ракеты, а когда стало понятно, что подручными средствами отбить атаку вооруженных людей невозможно, капитан приказал спрятать всю еду и воду, а сам вместе с командой забаррикадировался в машинном отделении и закрыл доступ к силовой установки судна. Так же он сумел выйти на связь с БПК «Маршал Шапошников» и запросил помощи.

Ну, а дальше за дело взялись военные моряки и морская пехота. Когда вылетевший на разведку вертолет Ка-26 был обстрелян пиратами, по ним был открыт ответный пулеметный огонь — летчики знали, что экипаж находится в укрытии. Потом на штурм пошли скоростные надувные лодки и спецназ после небольшой перестрелки взял судно под контроль и обезоружил пиратов. Вся операция заняла менее получаса.

Сейчас «точка терпения» к пиратам в Гвинейском заливе, похоже, еще не достигла своего предела. Пока опять не придут в эти воды российские боевые корабли…

Последние новости
Цитаты
Андрей Манойло

Политолог

Алексей Пушков

Общественный деятель, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике

Николай Кленов

Финансовый аналитик инвестиционной компании Raison Asset Management

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня