Су-35 добавят туркам «тьмы египетской» в Ливии

Каир выдержал осаду США, требовавших отказа от российских самолетов. Разобраться с Анкарой будет проще

6782
На фото: российский истребитель Су-35 (по кодификации НАТО - Flanker-E)
На фото: российский истребитель Су-35 (по кодификации НАТО — Flanker-E) (Фото: Jonathan Nelson/U.S. Navy/Planet Pix via ZUMA Wire/ТАСС)

Каир выстоял. В том смысле, что американские угрозы навлечь на Египет санкции в случае покупки им у России истребители Су-35, не возымели действия. Вашингтон начал намекать на страшные кары еще до того, как был подписан контракт с Москвой. Однако в марте прошлого года заинтересованные стороны все же скрепили документ подписями. По соглашению Россия должна была поставить ВВС Египта 20 этих современнейших самолетов, а также — ракетно-бомбовые боеприпасы к ним и комплекты ЗИП. Общая сумма сделки — 2 млрд. долларов.

По большей части американские угрозы произносились, что называется, без свидетелей. Но в конце ноября 2019 года на авиасалоне в Дубае со стороны Вашингтона было сделано и публичное заявление. И именно в том месте, где его услышат все иностранные закупщики авиационной техники. «Покупая российские самолеты, — сказал помощник госсекретаря США по военно-политическим делам Кларк Купер, — Египет подвергает себя риску санкций. Кроме того, существует опасность, что он лишится возможности осуществлять дальнейшие закупки вооружений».

Читайте также
Генерал Ричард Кларк: “Американские Силы спецопераций готовятся к захвату Москвы” Генерал Ричард Кларк: «Американские Силы спецопераций готовятся к захвату Москвы» Пентагон решил реформировать свои ССО, чтобы из спецназовцев сделать армию современных ассасинов

Однако Каир твердо стоял на своем. И в мае 2020 года в Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе (КнААЗ) им. Гагарина началась сборка первых истребителей для Египта. А на днях получены фотографии первых пяти Су-35 для Египта, которые приземлились в аэропорту Новосибирска на пути из Комсомольска-на-Амуре в европейскую часть России для последующей поставки заказчику. Перед Новосибирском была еще одна промежуточная посадка — в Иркутске. bmpd.livejournal.com/3573506.html

Источники в оборонно-промышленном комплексе в середине прошлого года рассказали «Коммерсанту», что на КнААЗ им. Гагарина достаточно производственных мощностей, чтобы построить Египту 20 Су-35 за год-полтора. Не корректируя при этом выпуск ранее запланированных в Гособоронзаказе таких же самолетов для России. Это значит, что в середине следующего года, в крайнем случае — в конце, в ВВС Египта будут эксплуатировать все 20 современных многоцелевых истребителей поколения 4++, о которых в египетской прессе давно мелькают исключительно хвалебные публикации. Вплоть до того, что Су-35 существенно лучше американских F-22 и F-35.

Также это значит, что в соседней с Египтом Турции такому развитию ближневосточного сюжета сильно не рады. С большой долей вероятности скоро Египет введет свои войска в Ливию, где напрямую схлестнется с турецкой армией. Ситуация для Анкары усугубляется и тем, что с развитием собственной ударной авиации Турция попала впросак. Когда-то, совсем уже давно, более десяти лет назад, Анкара стала участницей грандиозного американского проекта создания «всем миром» истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35. Разрабатывала его, конечно, американская компания «Локхид Мартин». Но в разработку вложили изрядные средства страны НАТО, которые претендовали на то, чтобы получить в свои ВВС этот самолет. Причем, некоторые из этих стран намеревались наладить у себя производство различных узлов самолета. Среди них и Турция.

И совсем недавно, когда авиационные заводы работали с громадной производительностью, когда Турция уже готова была начать принимать у себя долгожданные машины, она купила у России ЗРС С-400. И озлобившиеся на это Штаты в наказание немедленно вычеркнули Турцию из списка получателей F-35.

Итак, что имеют сейчас ВВС Турции? 50 истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом 2» и 35 легких истребителей F-5 «Тайгер 2» различных модификаций американской и канадской постройки. Все эти самолеты относятся в третьему поколению. Наиболее востребованными они были аж во время Вьетнамской войны. То есть — редкостные раритеты.

Поновее легкие истребители F-16, построенные по лицензии на турецких заводах. Но и тут большой разброс в боевых качествах. 35 самолетов F-16C Block 30 вряд ли можно отнести к современным истребителям, хоть они и относятся к четвертому поколению. Такие истребители появились в начале 80-х годов и не имеют ряда бортовых комплексов, без которых теперь трудно представить современный боеспособный самолет.

Главную ударную роль в ВВС Турции играют истребители F-16C и F-16D Block 50, производящиеся с 1990 года. Всего их 175.

Необходимо также упомянуть разведывательно-ударные беспилотники Bayraktar TB2, которых с 2014 года произведено порядка 100 единиц. Ответить на вопрос, сколько их сейчас осталось, непросто. И в Сирии, и особенно в Ливии, где «Байрактары» ожесточенно сражаются с ЗРПК «Панцирь-С1», их сбили, как минимум, порядка трех десятков. Полтора десятка разбились сами — по техническим причинам. Получается, что в строю осталось больше полусотни. Это немало.

А в ВВС Египта картина такая. В 2013 году президентом страны стал министр обороны Абдель-Фаттах ас-Сиси. Он сразу же начал энергично укреплять армию. В значительной степени- за счет закупок современных вооружения за рубежом. При этом предпочтение отдается российской военной технике. Но ас-Сиси не забывает, что и в других странах производят хорошее оружие. В частности, в 2015 году Египтом были приобретены 24 многоцелевых французских истребителя «Рафаль».

В России Египет, начиная с 2014 года, закупил ЗРК «Антей-2500» и «Бук-2М», 46 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», а чуть позже — еще и 32 палубных вертолета Ка-52К «Катран». Для усиления истребительного крыла ВВС было закуплено 52 многоцелевых самолета МиГ-29М/М2. Для замены устаревших МиГ-21 и их китайских копий J-7.

Тогда же, в начале президентства ас-Сиси, правительство Египта стало думать о покупке Су-35. Начались переговоры, в которых на первых порах шла речь о 12 самолетах. Однако дальше разговоров дело не шло. Сдвиг в сознании египтян произошел, когда они увидели, на что способен этот истребитель в Сирии. Ну, а теперь первые пять Су-35 готовы лететь в Египет.

В ВВС Египта, впрочем, также присутствуют и «музейные истребители». Это вышеупомянутые советские МиГ-21 различных модификаций и китайские J-7. В сумме их 70. Все заменить на МиГ-29 пока не получилось, потому что пока еще поставлено порядка двух десятков МиГ-29М.

К несоветским раритетам относятся 29 F-4Е и 60 французских «Миражей-5» различных модификаций. Более новые истребители — F-16А и F-16 В и их турецкие лицензионные копии. Их 70.

Самые современные из «американцев» у египтян — F-16C/D Block 40. Это предыдущая модификация по отношению к Block 50. Этих самолетов 180. В эту группу также следует включить 16 французских истребителей четвертого поколения «Мираж-2000».

И, наконец, к самым мощным в боевом плане истребителям относятся 24 французских «Рафаля».

Читайте также
Русская "сушка" Западу не по зубам: Су-35 разогнал конкурентов в небе Русская «сушка» Западу не по зубам: Су-35 разогнал конкурентов в небе Российский истребитель превзошёл пытавшихся соперничать с ним «Тайфуны» и «Грифоны»

Ну, и как видим, египтяне уже практически получили первую пятерку Су-35. И этим истребителям туркам противопоставить вообще нечего. F-16C Block 50 уступают им по боевым возможностям. Да и не только им, но еще и «Рафалям».

«Американец» проигрывает обоим «египетским» самолетам по летным качествам — по скорости, боевому радиусу, скороподъемности, маневренности. У него отсутствует несколько важнейших комплексов. Например, оптико-локационная станция. Его вряд ли можно отнести к многоцелевым самолетам — в конце 60-х годов, когда начал разрабатываться F-16, такого понятия просто не существовало. Да, он может сбрасывать планирующие бомбы. Но делает это хуже, чем проводит воздушные сражения.

Так что следует признать: если Египет решится силой оружия поддержать Ливийскую национальную армию, которой командует маршал Хафтар, Турции придется туго. Во всяком случае — в воздухе, где у египтян будет серьезное преимущество, которое обеспечат Су-35, а также «Рафали».

Появление в ВВС Египта российских Су-35 добавит головной боли и Израилю. Потому что если с Путиным, как показывает практика, Тель-Авиву и удается негласно договариваться о сферах влияния в Сирии, то с ас-Сиси — не получится никогда.

Последние новости
Цитаты
Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Николай Кленов

Финансовый аналитик инвестиционной компании Raison Asset Management

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня