Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Реактивный русский танк задаст жару «Абрамсу» на Севере

Усиление арктической группировки потребовало вернуть в строй Т-80, от которого отказались еще в прошлом веке

9120

После распада Советского Союза основной боевой танк Т-80, прежде востребованный в бронетанковых войсках, был оттеснен более ранней машиной Т-72. Из более 10 тысяч выпущенных советской промышленностью «реактивных танков», как называют Т-80, в строю сейчас четыре с половиной сотни. Остальные были направлены на хранение. Причем были выведены из состава бронетанковых войск не только первые машины, которые начали поступать на вооружение в 1976 году, но и последующие модификации, более современные и эффективные.

Но в последнее время наблюдается обратная тенденция — Т-80 «реабилитировали». И начинают потихоньку возвращать с баз хранения на Омский завод транспортного машиностроения для ремонта и модернизации, а оттуда — в строевые части. Потихоньку, потому что сейчас реализуется контракт на поставку 62-х Т-80БВМ. Однако в дальнейшем предполагается заключение Министерством обороны новых контрактов. Потому что этот танк армии нужен.

Т-80 называют реактивным танком потому, что в нем в качестве силовой установки используется не дизельный, а газотурбинный двигатель (ГТД). Собственно, примерно как и в турбовинтовых самолетах. Но только без винта. В 90-е годы от Т-80 начали отказываться в значительной степени потому, что ГТД расходует много топлива. Посчитали, что не надо деньги пускать на реактивный ветер. Однако на это решение повлияли не только экономические соображения, но и боевые качества. ГТД, устанавливаемые тогда на танк, потребляли топлива в 1,6−1,8 раз больше, чем дизели. И это существенно сокращало запас хода. Правда, коэффициент сокращения был поменьше, поскольку в Т-80 топлива закачивали больше.

Читайте также
«Варшавянка» в Средиземном море подтвердила статус «черной дыры» Три американских противолодочных самолета безрезультатно гонялись за русской субмариной

Да, это недостаток. Но в то же время ГТД имеет существенное преимущество перед дизелем. Он без проблем заводится на морозе. И сейчас это качество стало очень ценным в связи с тем, что Россия наращивает свое военное присутствие в арктической зоне, богатой громадными запасами углеводородов. Также здесь проходит Северный морской путь, важность безопасного судоходства по которому трудно переоценить.

И не наращивать военное присутствие нельзя, потому что США начали проявлять к Арктике повышенный экономический интерес, который уже начинает подкрепляться как политическими заявлениями о том, что «русские слишком на многое замахнулись в Арктике», так и практическими действиями. В США начали уделять повышенное внимание строительству военных кораблей и коммерческих судов ледового класса.

Более того, в мае три американских эсминца и один британский фрегат при поддержке противолодочного и разведывательного самолетов провели в Баренцевом море недельные учения. Европейское командование ВМС США сформулировало цель этого мероприятия таким образом: «отстаивание свободы навигации и демонстрация сплоченности между союзниками». Формулировка довольно угрожающая, Штаты отстаивают свободу навигации, например, в зоне экономических интересов Китая.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 62 «реактивных танка» поступят и уже начали порционно поступать на Северный флот. Но на этом останавливаться не собираются. Есть сведения, что Т-80БВМ по новым контрактам будет поступать еще и на Дальний Восток, и на западные рубежи России. С точки зрения повышенной морозоустойчивости танка особого смысла такое расширение географии не имеет. Однако будет использовано еще одно преимущество ГТД — повышенная скорость, которую способен развивать танк. Стремительность танковой атаки — это тоже очень важно.

Скоростные характеристики российских ОБТ в км/ч таковы:

  • — Т-72: по шоссе — 45−50, на пересеченной местности — 35−40;
  • — Т-90: по шоссе — 65, на пересеченной местности — 45;
  • — Т-80БВМ: по шоссе — 80, на пересеченной местности — 50−60.

Интересно, что американский «Абрамс» также оснащенный ГТД, причем более мощным, по шоссе может разогнаться лишь до 65 км/ч. На пересечёнке он уступает «реактивному танку» еще больше. Это предопределено тем, что у «Абрамса», можно сказать, громадная масса — 63 тонны. Т-80БВМ весит лишь 46 тонн.

В начале 90-х годов на выставке вооружения в Абу-Даби Т-80У посрамил «Абрамса». Он выполнил чрезвычайно эффектную программу с многометровыми прыжками, резкими поворотами, динамическим маневрированием, которую решили повторить американцы. Однако на середине трассы неповоротливый «Абрамс» завалился на бок.

У ГТД есть и еще один недостаток. Он нетребователен к качеству топлива, но очень капризен к засасываемому воздуху. В обычных условиях это не сказывается. Но на Ближнем Востоке, где повышенная запыленность атмосфера, «Абрамсы» порой глохнут. В Арктике, как известно, песчаные почвы не встречаются.

Новая модификация танка Т-80БВМ была создана Уралвагонзаводом на базе Т-80БВ в 2017 году. В ней используется новая силовая установка ГТД-1250ТФ мощностью 1250 л.с. Причем он более экономично расходует топливо, запас хода возрос с 400 км до 500 км. Появилась современная система управления огнем «Сосна-У», позволяющая вести боевые действия круглосуточно при любых погодных условиях. В конструкцию интегрирована новая динамическая защита брони «Реликт».

Появилась и пока еще не ставшая танковым стандартом навесная ДЗ в «мягких» контейнерах, которой защищены борта танка. И это важно. Поскольку производство Т-80 завершилось в 1985 году, в нем используется, условно говоря, «старая» броня. Которая несколько проигрывает по стойкости броне новой рецептуры. И мощная динамическая защита брони Т-80БВМ крайне полезна. Существуют разговоры о том, что «реактивному танку» намереваются придать комплекс активной защиты, использующийся в ОБТ Т-90М «Прорыв». Но неизвестно, когда это может быть, да и будет ли. Поскольку это недешевое удовольствие.

Читайте также
Чем рукопашный бой по-американски опасен для наших десантников В США меняют тактику схватки «лоб в лоб»

Все остальное в полной мере соответствует современным российским танковым стандартам для танков своего поколения (Т-72 и Т-90). Гладкоствольная пушка калибра 125 мм 2А46М4 с боекомплектом из 45 бронебойных подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов. Автомат заряжания. Есть возможность запускать управляемые противотанковые ракеты через ствол пушки. Это более современная модификация пушки, чем в танке Т-80БВ, с несколько подросшей огневой мощью.

Два пулемета — 7,62 мм, спаренный с пушкой, и 12,7 мм.

Экипаж 3 человека.

Следует признать, что Т-80БВМ подтянули до «среднестатистического уровня» эксплуатирующихся в Сухопутных войсках ОБТ. Он все-таки проигрывает по боевым возможностям танку «Прорыв» — Т-90М. Но вполне выигрывает у Т-72Б, и почти «дотягивается» до Т-72Б3.

Но у него есть неоспоримое достоинство, которого нет у них — устойчивая работа в самых суровых погодных условиях Арктики. Так что без него никак не обойтись.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня