11 октября руководство Азербайджана обвинило Армению в ночном обстреле второго по величине города страны Гянджа и гибели мирных жителей. И это несмотря на то, что после длительных переговоров при посредничестве российской стороны Ереван и Баку договорились об установлении режима прекращения огня для гуманитарных целей с 10 октября.
Как сообщило Министерство обороны Азербайджана на своей странице в Facebook, «город Гянджа подвергся обстрелу с территории Бердского района Армении». Позднее в МЧС республики уточнили, что ракета попала в жилые дома, под завалами остались люди. По последним данным, погибло не менее 7 человек, более 30 человек тяжело ранено, в том числе и дети.
Президент Азербайджана возложил ответственность за обстрел на военно-политическое руководство Армении.
«Армения грубо нарушила режим прекращения огня, подвергла ракетному обстрелу мирных жителей города Гянджа. Это — военное преступление и грубое нарушение Женевских конвенций», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В Ереване опровергли эти обвинения и назвали их ложными претензиями, не имеющими «никакого отношения к реальности», добавив, что Армения соблюдает договоренности о режиме прекращения огня. Однако в СМИ и соцсетях появилось огромное количество фото и видеосвидетельств обстрела. В частности, помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев выложил фото разрушений и раненых детей, написав, что «Армения прячется за гуманитарным прекращением огня, чтобы атаковать мирных жителей Азербайджана». Турецкое агентство «Anadolu» опубликовала съемки попавшего под обстрел города с воздуха.
К сожалению, даже новейшие технологии не всегда позволяют, а иногда и мешают установить истину, и в сети предсказуемо уже появились реплики о том, что Азербайджан «обстреливает сам себя», в основном, конечно, от армянских пользователей.
В любом случае, обстрел Гянджи похож на намеренную провокацию для срыва перемирия. Дело в том, что город находится достаточно далеко от территории Нагорного Карабаха (НКР) и прифронтовой зоны, поэтому случайное попадание ракеты в жилые дома исключено. Нужно отметить, что боевые действия на территории НКР по международному праву можно считать контртеррористической операцией на территории Азербайджана, и атаки за ее пределами теоретически могут считаться актом объявления войны.
Обстрел во время только объявленного перемирия тем более выглядит вызовом. Особенно если обратить внимание на то, какой именно район города пострадал. Ракета попала на территорию местного Парка Победы 1941−1945, а также в жилую застройку рядом, в чем некоторые эксперты уже усмотрели особый умысел.
«Если данный объект действительно был целью атаки, то это обстоятельство весьма символично в свете обсуждения откровенно антироссийских (и, в корне, антисоветских) настроений назначенной Николом Пашиняном армянской верхушки, где преобладают прозападные персоны. И это же реанимирует скандал вокруг фигуры деда действующего премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который, как выяснилось не так давно, в Великую Отечественную войну действовал на стороне нацистов», — пишет один из аналитиков.
Но помимо намеренной провокации в сети появилась и еще одна версия происшедшего — банальная месть армянской стороны за провалы на карабахском фронте. Азербайджанские силы ведут достаточно успешное наступление, и положение Армении становится все более зыбким. Более того, в зоне конфликта погиб близкий друг президента НКР Александр Арутюнян, который в первую карабахскую войну получил орден «Боевой крест» I степени. Азербайджанская сторона, впрочем, считает Арутюняна террористом и обвиняет в убийстве гражданского населения, мародерстве и незаконном захвате имущества во время штурма города Ходжалы в 1992 году.
Азербайджанские соцсети убеждены, что именно эти факты, точнее, желание отыграться за них на гражданском населении, и стали причиной атаки на город Гянджа, и пишут о «мести Армении мирным жителям». Конечно, в большой политике и войне решения вряд ли принимаются просто из желания отомстить. Хотя, когда речь идет о таких застарелых, но при этом острых этнических конфликтах, как между Арменией и Азербайджаном, вряд ли можно исключать и такой вариант.
Как бы то ни было, полноценное прекращение огня между странами так и не вступило в силу. Армения также обвинила Азербайджан в срыве перемирия, в частности в ударах беспилотников по селам Ерицванк и Арцваник, в результате которых погиб один человек.
Дальнейшая судьба «перемирия» пока не ясна. Скорее всего, сторонам снова придется вернуться за стол переговоров, хотя предыдущий опыт показывает, что без политической воли руководства даже посредничество Москвы не способно принести реальный результат. Ведь договориться можно о чем угодно, главное потом эти договоренности выполнять, а, судя по обстрелу Гянджи, этого пока не происходит.
«Оно и понятно почему — ВС Азербайджана прорвали оборону сил Армении и НКР и изменили статус-кво, что делает невозможным традиционные попытки Еревана затягивать политический диалог в рамках Минской группы ОБСЕ», — считает аналитик издания «News.ru».
Не исключено, что ночные события грозят новым витком обострения конфликта, хотя на фоне неудач Армении в Карабахе и растущего недовольства политикой премьера Пашиняна в обществе, в его интересах было бы все же сесть за стол переговоров, пока положение не ухудшилось настолько, что Ереван останется в заведомо проигрышной позиции и сможет рассчитывать разве что на поддержку Москвы. Вопрос в том, готовы ли лидеры не поддаваться эмоциям и действовать рационально в сложившейся непростой ситуации.