Воздушные пункты управления, которые неофициально называются «самолетами Судного дня», пересаживают на более современную воздушную платформу. Об этом сообщило ТАСС источник в авиастроительной отрасли.
В настоящий момент в России эксплуатируются четыре таких самолета, получившие название Ил-80. Они построены на базе пассажирских широкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров Ил-86. Предположительно, через два года их начнут последовательно заменять на новые пункты управления, аппаратура которых разместится в новых лайнерах Ил-96−400М.
Воздушные пункты управления предназначены для управления стратегическими силами страны в условиях ядерной войны в случае выхода из строя в результате ядерного удара наземных командных пунктов. Также они могут использоваться для вывода из-под удара высшего руководства станы.
Первые сведения о том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) совместно с Объединенной приборостроительной корпорацией (ОПК) создает воздушный пункт нового поколения появились в 2015 году. Генеральный директор ОПК Александр Якунин заявил, что такие самолеты могут появиться через 5−7 лет.
Спустя год в ОПК был готов эскизно-технический проект нового стратегического командного пункта. «Ожидаем решения органов военного управления на продолжение работы», — заявили представители корпорации.
О характеристиках бортового комплекса ничего не сообщается, поскольку это секретная информация. Но принципы его построения понятны. Ядро комплекса — многоканальные системы связи, максимально защищенные от помех и радиотехнического перехвата. Набор каналов неизвестен, но их диапазон обширен — от УКВ и КВ диапазонов до широкополосных каналов.
Что же касается носителя этого комплекса, самолета, то при его создании предусмотрены меры по существенному повышению надежности самолета. Он имеет значительную защиту от радиации и от электромагнитного импульса, возникающего при ядерном взрыве. Увеличена мощность бортовых электросетей, которые должны запитывать электронную аппаратуру, имеющую значительное энергопотребление.
«Запланирована замена на самолет Ил-96−400М. Это значительно повысит время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличит зону охвата управления войсками», — сказал собеседник ТАСС.
Действительно, Ил-96−400М более «основательный» самолет, чем Ил-86, на базе которого создан Ил-80. Масса полезной нагрузки — 58 тонн против 42 тонн. Дальность полета достигает 8700 км, у Ил-86 — 3800 км. Правда, следует учитывать, что два из четырех Ил-80 оснащены штангой для заправки в воздухе. Однако в условиях ядерной войны с топливозаправщиками может быть серьезная проблема. У старого самолета меньше пространство салона, поскольку при той же ширине и высоте фюзеляжа он короче на 6,5 метра. При создании Ил-80 конструкторам пришлось сделать «горб» в передней части планера, чтобы уместилась вся необходимая аппаратура.
Воздушный пункт управления Ил-80, который также называют воздушным командным пунктом, совершил первый полет 29 мая 1985 года. Был принят на вооружение в 1992 году. Всего были построены четыре самолета. Они входят в состав Отдельной авиационной эскадрильи управления и трансляции. Базируются на подмосковном аэродроме Чкаловский.
Для снижения радиационного воздействия на экипаж и аппаратуру на фюзеляже отсутствуют иллюминаторы и сокращено количество входных люков. Еще одно отличие от базового самолета — наличие двух турбогенераторов, обеспечивающих питание радиоэлектронной аппаратуры. Повышение надежности самолета было достигнуто не только за счет высоких требований к качеству изготовления узлов и агрегатов, но и укрепления фюзеляжа. А это в свою очередь привело к увеличению массы самолета, что несколько снизило дальность полета по отношению к Ил-86.
Примерно в то же время были построены еще два воздушных командных пункта — Ил-82. Но уже на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД.
Советский Союз сильно запоздал по части воздушных командных пунктов по отношению к США. Самые первые американские ВКП появились в середине 60-х годов. 11самолетов-заправщиков КС-135А, созданных на базе пассажирского авиалайнера Боинг-707, были перестроены в ВКП ЕС-135 В. Вскоре, во второй половине 60-х, появилось пять модернизированных самолетов ЕС-135С.
Американцы основательно готовились к ядерной войне. В любое время дня и ночи совершал воздушное дежурство хотя бы один самолет ЕС-135 с обязательным присутствием на борту кого-либо из высшего военного командования США.
Самолет был сделан максимально универсальным. Он поддерживал связь не только с наемными стратегическими силами страны, но и с атомными подводными лодками с баллистическими ракетами, находящимися в подводном положении. Для передачи команд погруженным стратегическим субмаринам необходимо использовать сверхдлинные радиоволны. Для этого на самолетах располагались выпускаемые буксируемые тросовые антенны длиной 8 километров.
На советском ВКП Ил-80 таких антенн не было, поскольку к моменту их принятия на вооружение связь с подводными лодками осуществляли специальные самолеты-трансляторы.
К моменту появления следующего американского «самолета судного дня» в США связь с субмаринами также осуществлялась самолетами-трансляторами. Однако на следующем ВКП буксируемая антенна была сохранена.
Следующим стал Boeing E-4, который совершил первый полет летом 1973 года. А на следующий год он уже был принят в эксплуатацию. Всего были построены четыре самолета на базе широкофюзеляжного авиалайнера Boeing 747−200. В 90-е годы «Ночной дозор», так называют этот самолет, был модернизирован до модификации Е-4 В. В десятые годы была начата еще одна модернизация, которая пока еще не завершилась.
Если предыдущее поколение американских ВКП постоянно присутствовало в воздухе, то теперь тактика использования Е-4 В изменилась. Сейчас один из четырех самолетов в любое время дня и ночи готов взлететь через 15 мнут после получения приказа. Е-4 В способен беспосадочно провести в воздухе неделю, периодически заправляясь топливом от воздушных танкеров.