Третий день в водах Каспийского моря проходят военно-морские учения российского ВМФ. Группировка кораблей Каспийской флотилии вышла в море достаточно неожиданно и направилась прямиком к территориальным водам Азербайджана — маневры с боевыми стрельбами проходят севернее Апшеронского полуострова, на котором расположен город Баку. Эти учения сразу связали с событиями в Нагорном Карабахе — от Каспия до зоны вооруженного конфликта, для крылатых ракет «Калибр», которыми оснащены российские корабли, как говорится, рукой подать.
Впрочем, в Минобороны РФ сообщили, что эти учения проходят в рамках итоговой проверки за текущий год. «Экипажи ракетных кораблей „Дагестан“, „Татарстан“, а также малых ракетных кораблей „Углич“ и „Великий Устюг“ выполнят упражнения контрольных артиллерийских и ракетных стрельб в море по воздушным и морским целям, действуя в составе группировки, совместно с авиацией Южного военного округа», — говорится в сообщении российского военного ведомства. При этом совсем недавно закончились широкомасштабные учения российской армии «Кавказ-2020», в которых были задействованы корабли и морская пехота Каспийской флотилии, а также авиация ЦВО. К чему тогда «дубль» с нынешними учениями?
Ряд военных экспертов полагают, что выход в море достаточно мощной группировки российских кораблей, среди которых находятся «Дагестан», «Углич» и «Великий Устюг», которые пять лет назад, 7 октября 2015 года, нанесли удар 26 крылатыми ракетами «Калибр-НК» по объектам боевиков в Сирии (среди них тогда был ещё и «Град Свияжск») связан именно с контролем территории Азербайджана, который ведет боевые действия с Арменией в Нагорном Карабахе. Не исключается при этом и контроль за турецкими истребителями, которые, по заявлениям Еревана, принимают участие в конфликте. Ещё один фактор проведения этих учений — обеспокоенность России в возможном создании турецких военных баз на азербайджанском побережье Каспия («СП» рассказывала об этом 15 октября).
Можно, конечно, предположить, что корабли вышли в море для очередного удара по боевикам в Сирии (особенно с учётом обострившейся ситуации в Идлибе, куда введены дополнительные силы турецкой армии — «СП» от сегодняшнего дня), однако для этого не обязательно идти к берегам Азербайджана. Опять же, как уточняют в Минобороны, в учениях были задействованы боевые расчёты загоризонтной радиолокационной станции «Подсолнух», которые отрабатывали техники обнаружения как надводных, так и воздушных целей. С учётом того, что РЛС «Подсолнух» способен «видеть» на 450 километров, а расстояние от Баку до Степанакерта составляет 273 км по прямой, то обзор всего Нагорного Карабаха с Каспия в районе Апшерона — как на ладони. Выводы, как говорится, напрашиваются сами собой.
В общем, нынешние учения на Каспийского моря проводятся с целью не только повышения боевого мастерства моряков российской флотилии, но и для присмотра над зоной вооруженного конфликта в Карабахе, в первую очередь за вероятным использованием турецкой авиации. Здесь стоит напомнить, что ещё в августе 2018 года Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан подписали конвенцию о правовом статусе Каспия, которая определяет четкие правила поведения для всех стран в акватории. Помимо соблюдения норм экологии эта конвенция подразумевает запрет на размещение в регионе военных объектов стран, которые не являются подписантами договора. Турция, как известно, в список прикаспийских стран не входит, поэтому вполне логично, что Россия может следить за её военными телодвижениями.
Какими силами располагает Россия на Каспии? Размер Каспийского моря далеко не океанский. Там нет авианосцев, крейсеров, атомных подводных лодок, да и протяженность морской акватории не превышает 700 миль — в общем, как говорят моряки других флотов, «лужа». Тем не менее, Каспийская флотилия считается самой мощной в регионе и вполне способна обеспечить безопасность России в регионе.
Основные места базирования флота и морской пехоты — города Махачкала (106-я бригада кораблей), Астрахань (73-я бригада кораблей) и Каспийск (бригада морской пехоты и учебно-тренировочный лагерь «Скорпион»). В состав флотилии входят три десятка кораблей и катеров различного проекта. Самыми оснащенными считаются два сторожевика проекта «Гепард». Корабли «Татарстан» и «Дагестан» несут на своем борту артиллерийское, торпедное и ракетное вооружение, в том числе и крылатые «Калибры».
Сторожевик «Татарстан» является флагманом Каспийской флотилии. В составе флотилии имеются также корабли других классов — малые артиллерийские корабли. Оснащенные противокорабельными ракетами и средствами противовоздушной обороны, они способны закрыть все пространство Каспийского водного бассейна. Из недавно введенных в строй — малые ракетные катера «Град Свияжск» и «Углич».
— Наличие сил российского флота на Каспийском море вполне соответствует интересам национальной безопасности России в регионе, — говорит официальный представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. — Технические характеристики наших кораблей превосходят по всем показателям зарубежные аналоги. Обученность экипажей и подразделений морской пехоты тоже на порядок выше.
Основными целями Каспийской флотилии являются охрана прибрежной акватории, борьба с браконьерством и защита национальных интересов в районах добычи нефти. Подобные цели декларируются и другими государствами, имеющие выход к Каспийскому морю. Однако в количественном и качественном отношении их военно-морские силы заметно отстают от российских.
Достаточно крупной морской группировкой на Каспии обладает и Иран, представленный тремя военно-морскими базами, одна из которых используется в учебных целях. Характерной особенностью иранской флотилии является отсутствие крупных кораблей. Основу военной мощи иранского флота на Каспии составляют ракетные катера китайского и немецкого производства. Имеется несколько катеров собственной разработки. Адмиралы из Тегерана неоднократно заявляли о постройке кораблей более крупного класса — эсминцев и фрегатов, однако дальше разговоров дело так и не сдвинулось.
Второе место по мощи военно-морских сил на Каспийском море с Ираном мог бы разделить Казахстан. Казахстан хотя и отстает по общему количеству техники, но имеет в своем составе несколько более серьезных кораблей. Флагманом является ракетный катер «Казахстан», разработанный российским ЦМКБ «Алмаз» и построенный на казахском заводе «Зенит» в городе Уральске. Основа вооружения корабля — противокорабельные ракеты. Казахстан также заказал три ракетных катера в Южной Корее. Самым же массовым классом техники военно-морских сил Казахстана являются патрульные катера — их насчитывается более полусотни.
Своим флотом на Каспии располагает и Азербайджан. У этой страны имеется один сторожевой корабль и пять ракетных катеров, построенных еще в советское время. Кроме того, в боевом составе азербайджанских ВМС есть пять сторожевых катеров различных проектов, в том числе и закупленных у Турции. Самым массовым типом техники являются десантные корабли — «наследство» со времен СССР.
Туркменистану досталось после распада Советского Союза еще меньше военной техники. В настоящее время эта страна располагает всего двумя ракетными и десятью патрульными катерами. Есть у туркменских моряков еще десантный катер, санитарный и буксир.
Доминирование российского ВМФ на Каспии очевидно, при этом Каспийское море считается самым мирным — вооруженных конфликтов между странами, выходящими к его берегам, за последние как минимум сто лет не случалось. Наиболее известный бой казаков Степана Разина с персидской флотилией произошёл у Свиного острова в 1669 году. Зато военно-морские учения проводятся регулярно. Совсем недавно их провели ВМС Казахстана. Часто выходят в море и корабли ВМФ России.
Однако именно к нынешнему маневрированию практически на рейде Баку привлечено особое внимание — учения назвали сигналом силового характера для Азербайджана и Турции. «Российские учения в Каспийском море адресованы, в первую очередь, Азербайджану, но, строго говоря, из Каспийского моря и до Турции дострелить дело не хитрое», — заявил в интервью армянскому агентству News. am заместитель российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Впрочем, в Минобороны РФ утверждают, что никакой угрозы странам Каспийского бассейна нынешние учения не представляют. Ну, так, прошлись корабли по морю, пульнули крылатыми ракетами — себя показали.