Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

МиГ-35 против шведского «Грифона»: Чья возьмет?

В заочной схватке российский истребитель поколения 4++ превзошёл Saab JAS-39E Gripen Е

5942

Мы, конечно, и сами можем пиарить продукцию отечественного авиапрома, особенно истребители (с пассажирскими лайнерами всё несколько сложнее), но мнение иностранных экспертов тем ценнее, что они в большей степени любят замечать недостатки, а не выдавать хвалебные отзывы.

Сейчас вот индийское издание EurAsian Times опубликовало комплиментарный материал, в котором высоко оценены качества российского истребителя МиГ-35. Ценность публикации ещё и в том, что дан сравнительный анализ этого боевого самолёта с не самым худшим шведским истребителем Saab JAS-39E Gripen Е («Грифон»). «МиГу» одобрительно подмигнули.

Заочную «схватку» двух истребителей примерили на реальную зону возможного их противостояния в Латинской Америке. Дело в том, что там Бразилия уже приобрела шведские «Грифоны», а находящаяся с ней в состоянии, которое можно обозначить как «на ножах», соседняя Венесуэла несколько отстаёт по количеству воздушных машин своего авиакрыла. Покупка Бразилией Gripen Е этот дисбаланс ещё в большей степени усугубила — имеющиеся у Каракаса истребители, а это две эскадрильи российских Су-30МК2 и одна эскадрилья американских F-16А, противостоять в воздушном бою неприятелю будут не в силах. По мнению индийских экспертов, именно российские МиГ-35 способны дать Венесуэле возможность укрепить свои ВВС.

Индийские эксперты, это почти как британские учёные, которые всё знают и делают невероятные открытия. В случае со сравнением российского МиГ-35 и шведского Saab JAS-39E Gripen Е у них есть свои резоны. Российский истребитель им известен — на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском двум индийским лётчикам-испытателям предоставили возможность опробовать МиГ-35 в небе. Опять же этот российский истребитель участвовал в знаменитом индийском тендере MMRCA (предполагавшим закупку 126 истребителей для ВВС Индии), в котором конкурировал с F-16 (специальная модификация для Индии F-21), F/A-18E/F, французским Rafale («Рафаль»), европейским Typhoon («Тайфун»).

Читайте также
В битве за Шуши решается судьба Карабаха Падение ключевого города может привести к ликвидации республики

Был в этом списке и шведский Gripen, который стал «слабым звеном» в конкурентной борьбе среди предлагаемых истребителей. Известно, что Индия склонилась в пользу «Рафалей» — 5 истребителей Dassault Rafale (три двухместных Rafale DH и два одноместных Fafale EH) из числа 36 самолётов поставляемых Францией в конце июля нынешнего года прибыли на индийскую авиабазу Амбала.

При этом тендер по истребителям для Нью-Дели не считается закрытым, а индийская пресса пишет, что с французскими самолётами «совершена роковая ошибка». При этом в местных СМИ отмечается, что следующий крупный контракт должен быть связан с российскими МиГ-35, как более надёжных и проверенных временем.

Так что и нынешняя публикация в EurAsian Times, в которой говорится о превосходстве российского истребителя над шведским в возможном вероятном бою между Бразилией и Венесуэлой, проецируется скорее на возможные поставки именно МиГ-35 на вооружение ВВС Индии. Российские истребители здесь хорошо известны — это и МиГ-29/29УПГ (62 единицы), и Су-30МКИ (255 единиц, в том числе 230 комплектов лицензионной сборки), есть ещё советские МиГ-21 (в количестве 150 единиц).

Внимание к российским истребителям МиГ-35 (по кодификации НАТО Fulcrum-F «Точка опоры») сейчас привлечено во всём мире, а не только у индийских экспертов. На экспорт этот самолёт ещё не поставлялся, известно, что на авиасалоне «МАКС-2019» был подписан контракт на поставку в ВВС Египта 50 истребителей МиГ-35. При этом 29 стран-эксплуатантов советских/российских МиГ-29 проявили заинтересованность в приобретении таких истребителей. Подобный выбор определяется ещё и тем, что там имеется вся инфраструктура подготовки техников и пилотов для самолётов такого класса, потребуется лишь незначительное время, чтобы переучить их для эксплуатации МиГ-35.

Читайте также

Действительно, новый многофункциональный лёгкий истребитель поколения «4++» МиГ-35 имеет внешнее сходство со знаменитым МиГ-29. Однако это лишь при дальнем рассмотрении, при ближнем же, это совершенно другая воздушная машина. И, как высказался об этом истребителе генеральный конструктор — вице-президент ПАО «ОАК» Сергей Коротков: «Аэродинамическая компоновка самолётаМиГ-29 на сегодняшний день практически идеальна. Инновации МиГ-35 — внутри». Как и предшественник, новый истребитель обладает способностью быстро занять положение для атаки, а также в кратчайшие сроки выйти из под огня противника и занять выгодное положение для последующей атаки или выхода из боя.

Также известно, что МиГ-35 может применять все классы существующего сегодня авиационного вооружения, в том числе перспективные виды вооружений — гиперзвуковые ракеты Р-37М или лазерное оружие, а также средства поражения большой дальности (ракеты Х-35, Х-31 и новую Х-38), позволяющие атаковать цели противника не входя в зоны ПВО. Число точек внешней подвески у истребителя — 9, на которых возможно размещение корректируемых или неуправляемых авиабомб весом до 500 килограмм. Оснащён самолёт и скорострельной 35-мм авиационной пушкой.

Из заявленных характеристик известно, что практический потолок МиГ-35 составляет 16 000 метров, а скорость полёта на форсажном режиме достигает 2 100 км/ при дальности полёта 3 500 метров. Два двигателя РД-33МК с общей тягой до 18 000 кгс имеют управляемый в двух плоскостях вектор тяги. Максимальная внешняя полезная нагрузка составляет 6: тонн, а взлётный вес истребителя — до 24,5 тонн. При этом, что немаловажно, минимальная длина разбега для взлёта МиГ-35 составляет всего 190 метров, что позволяет использовать его в качестве палубного истребителя на авианесущих крейсерах.

Во внутреннюю «начинку» истребителя входит многофункциональная радиолокационная станция «Жук-МЭ», которая обеспечивает выполнение задач в сложных погодных условиях, а также при постановке помех противником. На борту находится и БРЛС выявления и сопровождения воздушных и наземных целей, а также комплекс оптоэлектроники, который обеспечивает ведение воздушного боя как днём, так и ночью, в том числе с обнаружением малозаметных целей за пределами визуальной видимости. Для пилота предусмотрена новая нашлемная система целеуказания и индикации, которая дает возможность прогнозирования, отображения в режиме реального времени обстановку на щитке лётного шлема.

Читайте также
В России создают мини «Искандер» Тактическую ракету «Клевок» разгонят до гиперзвуковой скорости?

— Новый истребитель МиГ-35 не только вобрал в себя лучшие качества, присущие самолётам МиГ, а получил совершенно новые возможности в таком исполнении, — считает авиаконструктор Ованес Микоян, сын легендарного генерального конструктора МиГ. — Истребитель полностью соответствует стандартам ХХI века по надёжности, ремонту и обновлению, он способен не только эффективно вести воздушный бой, добиваясь превосходства над противником, но и может решать задачи по разведке, патрулированию, поражению наземных и надводных целей на больших расстояниях. При этом МиГ-35 является самодостаточной воздушной машиной, которая в меньшей степени зависит от наземных служб и может действовать как в группе, так и самостоятельно. Новый МиГ станет достойной заменой своих предшественников.

На сегодняшний день авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде произвёл 10 истребителей МиГ-35, 6 из которых поступили на вооружение ВКС России. Здесь нужно учесть такой нюанс, что имеющиеся в авиационных полках истребители МиГ-29К, которые прошли модернизацию, свой лётный ресурс ещё не выработали и продолжают активно эксплуатироваться.

Спешки особой нет — эти самолёты будут заменяться постепенно, в «расход» пойдут вначале истребители более раннего выпуска, а, скажем «навороченные» истребители МиГ-29СМТ или палубные МиГ-29К/КУБ будут эксплуатироваться гораздо дольше. Сейчас МиГ-35 в большей степени рассматривается как экспортный вариант и набирает популярность за границей. Как видно, он вполне способен противостоять самым передовым европейским истребителям, а приобретение этих истребителей станет удачной сделкой не только для Венесуэлы.

Собственно, а что же сам конкурент в лице истребителя Saab JAS-39E Gripen Е? Понятно, что в самой Швеции свой самолёт нахваливают и, как утверждал командующий ВВС этой страны Матс Хельгессон, «Гифон» сможет «уничтожать российские истребители» даже без использования технологий снижения визуальной и радиоэлектронной заметности (у Gripen их попросту нет). Главный шведский военный лётчик утверждает о способности «Грифона» скрытно выйти на дистанцию атаки благодаря умению глушить радиосигналы. «Gripen имеет одну из самых совершенных систем РЭБ из ныне существующих», — утверждает Хельгессон.

Тут, как говорится, каждый кулик своё болото хвалит, а Швеция активно продавливает свой Saab JAS-39E Gripen Е на экспорт, так что ничего удивительного в собственной оценке шведами этого истребителя нет.

Однако есть нюанс — российские истребители успешно прошли в Сирии боевое крещение в том числе с использованием радиоэлектронных средств и средств РЭБ. Хвалёные F-35 и F-22 в этих поединках проиграли, а истребители Су-35С гоняли «американцев» на дальних подступах. Был ли «протестирован» в Сирии МиГ-35 неизвестно (говорилось, что он там «засветился» весной нынешнего года), однако там применялся модернизированный МиГ-29СМТ, навигационное и радиолокационное оборудование которого сопоставимо с МиГ-35. Нареканий к истребителю не возникло. Так что слова о том, что «Грифон» сядет русским на хвост — это всего лишь слова. Доказать их можно будет попробовать разве что в Венесуэле.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня