
В первых итогах карабахской войны, которая обернулась для Армении серьезными потерями в боевой технике и вооружениях (у Азербайджана они несколько меньше), прозвучала фраза о бесполезности армянских Су-30СМ (по кодификации НАТО Flanker-C — «Фланкер-Ц»). Собственно «никчёмность» этих истребителей заключается в том, что они ни разу так и не поднялись в воздух за время вооруженного конфликта в Карабахе.
Авиапарк боевых самолётов у Армении не столь велик. В строю было — 14 штурмовиков Су-25 (как минимум один из них был сбит в Карабахе), имеется один МиГ-25ПД, который находится на хранении. Учебные Aero L-39 Albatros (производство Чехословакии) и Як-52 в расчёт можно не брать, хотя теоретически для выполнения боевых задач их можно использовать, особенно «Альбатросы». «Жемчужиной» армянских ВВС стали четыре российских многофункциональных истребителя Су-30СМ поколения «4+», которые поступили в Армению в конце декабря 2019 года.
В аэропорт Ширак в Гюмри их перегнали российские пилоты — эти истребители были специально построены для Армении на Иркутском авиационном заводе ПАО «Корпорация «Иркут». Всего в рамках заключенного контракта Ереван собирался приобрести 12 истребителей Су-30СМ, их поставка должна осуществляться «по линии ОДКБ», то есть по внутрироссийским, а не экспортным ценам. «Доставлено наше главное приобретение этого года — сверхсовременные многофункциональные самолёты Су-30СМ, о намерении приобретения которых мы заявляли ещё в прошлом году. То есть доставлена первая партия самолётов, и это приобретение имеет поворотное значение для безопасности Республики Армения и нашего народа», — заявил тогда премьер-министр страны Никол Пашинян, который лично приехал принимать российские истребители.
Как видно, Су-30СМ на безопасность Армении так и не повлияли — всё время конфликта простояли в ангарах и в небо не поднимались. Не было достойного противника для истребителя, одно из предназначений которого заключается в завоевании господства в воздухе? С одной стороны, да, ведь и азербайджанские ВВС, располагающие истребителями МиГ-29 (15 единиц), МиГ-25 (до 20 на хранении), а также штурмовиками Су-25, боевую авиацию применяли не так активно. Мифические турецкие F-16, которых «видели» армянские военные, в небе Карабаха тоже не «отсвечивались», хотя некоторое количество таких истребителей, действительно, остались на территории Азербайджана после недавних совместных учений.
А с другой стороны, истребитель Су-30СМ обладает большими возможностями для ведения воздушной разведки, уничтожения наземных целей, что, собственно, заложено в его предназначении, как истребителя-бомбардировщика. И, скажем, 4 таких самолёта, из состава 120-го смешанного авиаполка, с 2015 года принимают активное участие в военной операции ВКС в Сирии (один из них 3 мая 2018 года разбился из-за попадании птицы в двигатель при взлёте). Способен Су-30СМ и эффективно бороться с беспилотниками, хотя это и не его основное предназначение. Известен случай, когда 4 марта 2019 года истребитель Су-30 ВВС Индии успешно сбил пакистанский БПЛА, нарушивший границу.
К слову, Су-30, который в разных модификациях помимо Армении и ещё 11 стран, наиболее массово эксплуатируется в Индии, где известен как Су-30МКИ («И» — индийский), а таких воздушных машин у Нью-Дели 242 единиц (на 2019 год). В планах военного командования Индии предусмотрена эксплуатация Су-30МКИ до 2030−2040 годов и даже позднее, что в значительной степени определяет баланс сил в данном регионе. Тут стоит вспомнить, что еще в мае 2018 году, как сообщала индийская пресса, концерн HAL предложил ВВС Индии собрать еще 40 истребителей Су-30МКИ, и если контракт будет реализован, то общая численность этих самолетов, собранных в Индии или закупленных, составит 312 штук. Для сравнения — в истребительной авиации ВКС и ВМФ России числятся «всего» 103 единицы Су-30СМ и 20 самолетов Су-30М2.
Из бывших советских республик, которые ныне входят в состав ОДКБ, Су-30СМ стоят на вооружении ВВС Казахстана — в количестве 12 воздушных машин, всего же по четырём контрактам Астана заказала 31 таких самолётов, а также у ВВС Белоруссии. Интересно, что Минск получил свои Су-30СМ практически одновременно с Ереваном (месяцем ранее) и в таком же количестве — по четыре истребителя, а также две эти страны закали по 12 таких самолётов. В общем, заказов у российского авиационного завода «Иркут» хватает. Правда, теперь возникает вопрос: будет ли Армения в нынешней ситуации продолжать их закупки. Хотя и не очень дорого, но, как выяснилось, бесполезно в плане практического применения.
По одной из версий, Армения не использовала истребители Су-30СМ из-за неподготовленности пилотов для этого типа самолётов. Достаточное спорное утверждение, хотя отчасти не лишённое оснований. Известно, что подготовкой военных лётчиков, инженерного и технического состава в стране занимается Военно-авиационный университет им. Арменака Ханперянца МО Армении. Созданный на базе аэроклуба ДОСААФ в Шенгавитской области, он и является основной школой для пилотов боевых самолётов и вертолётов. Преподавателей по эксплуатации Су-30СМ там раньше небыло. Однако, как сообщало ещё в марте нынешнего года Минобороны Армении, пилоты истребителей Су-30СМ прошли переподготовку на эти современные самолёты в России и приступили к интенсивным ежедневным тренировкам и учебным полётам. Лётчики, получившие опыт эксплуатации этих истребителей, должны были обучать своих молодых коллег. Надо полагать, что к началу вооруженного конфликта в Карабахе (27 сентября), определённое количество пилотов, способным управлять истребителями в ВВС Армении всё-таки были.
Можно предположить, что в Ереване остереглись использовать Су-30СМ из-за боязни потерять это дорогостоящее приобретение с учётом наличия у азербайджанской армии средств ПВО, в которых помимо прочего присутствуют и самые «навороченные» зенитные ракетные системы С-300ПМУ2. При этом истребитель Су-30 за свою историю существования (эксплуатируется с 1992 года) ни разу не был сбит средствами ПВО противника.
Известно о 20 катастрофах этого истребителя, при этом с российскими экипажами подобное случалось прежде лишь трижды. Памятен случай с падением такого истребителя в июне 1999 года во время демонстрационного полёта на авиасалоне в Ле Бурже, когда машина потеряла высоту и задела хвостовым оперением землю (оба пилота катапультировались). Ещё один самолёт разбился в феврале 2012 года во время приёмочных испытаний для ВВС Вьетнама — при выполнении разгона до максимальной приборной скорости открылась и отвалилась фара подсветки при дозаправке, которая попала в воздухозаборник, что вызвало пожар правого двигателя. Экипаж также катапультировался. Как упоминалось, в мае 2018 года Су-30СМ ВКС РФ, взлетевший с аэродрома Хмеймим в Сирии, потерпел катастрофу над акваторией Средиземного моря. По одной из версий причиной могло стать попадание птицы в один из двигателей. Оба лётчика погибли. Остальные разбившиеся Су-30 были экспортными (большей частью ВВС Индии и Китая) и потерпели катастрофу в основном из-за ошибки пилота.
Ещё один нелепый случай с российским Су-30СМ, произошёл недавно в Тверской области — его случайно сбил «дружественным огнём» другой российский истребитель Су-35 («СП» рассказывала об этом 24 сентября нынешнего года). В целом же у этого истребителя очень хорошая репутация и его ценят во всём мире.
Вероятно, что Су-30СМ были «привязаны к земле» и в итоге названы «бесполезными» для Еревана по совокупности всех этих причин. На исход карабахского конфликта, закончившегося не в пользу Армении, истребитель кардинально повлиять, конечно же, не мог, но изрядно потрепать нервы азербайджанцам был в состоянии.