«Джон Маккейн» спутал берега: На что нарывались США в заливе Петра Великого

Зачем американский военный корабль нарушил российскую морскую границу

10614
На фото: эсминец «Джон Маккейн»
На фото: эсминец «Джон Маккейн» (Фото: Imago/TAСС)
Материал комментируют:

Инцидент, произошедший в Заливе Петра Великого — самом большом заливе Японского моря у российских берегов — еще раз показал, что наглость американцев не знает границ в прямом смысле. Оказывается эсминец «Джон Маккейн», вошедший незвано рано утром во вторник в территориальные воды России, всего лишь пытался подтвердить «права и свободы мореплавания» в этом районе.

Во всяком случае, именно так командование 7-го флота ВМС США объяснило позже цель вторжения своего военного корабля на нашу территорию.

Согласно сообщению Минобороны РФ, американский эскадронный миноносец «Джон Маккейн», который уже несколько дней находился в акватории Японского моря, 24 ноября в 6:17 пересек морскую границу России в заливе Петра Великого, углубившись за линию рубежа на два километра. «Американца» остановил большой противолодочный корабль (БПЛ) Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов». Он предупредил незваных гостей по международному каналу связи о нарушении госграницы и пообещал выдавить эсминец из территориальных вод тараном, если тот не уберется самостоятельно.

Отмечается, что после полученного предостережения и смены курса БПЛ на американский корабль, тот сразу вышел в нейтральные воды. И повторных попыток войти в них не предпринимал.

Читайте также
Слет "ястребов" в Белом доме: Байден созывает ярых русофобов на борьбу с Россией Слет «ястребов» в Белом доме: Байден созывает ярых русофобов на борьбу с Россией Внешнюю политику США будут определять самые отъявленные враги нашей страны

Командование 7-м флотом США, между тем, опубликовало сообщение, в котором говорится, что «Джон Маккейн» лишь «подтвердил права и свободы мореплавания в районе залива Петра Великого в Японском море».

«Эта операция по свободе судоходства (FONOP) защищает права, свободы и законное использование моря, признанные в международном праве, оспаривая чрезмерные морские претензии России», — заявили в военном ведомстве.

Кроме того, указывается, что «проведя эту операцию, Соединенные Штаты продемонстрировали, что эти воды не являются территориальным морем России и что США не соглашаются с утверждениями России о том, что залив Петра Великого является „исторической бухтой“ в соответствии с международным правом».

Заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков, вместе с тем, уверен, что единственная цель пребывания американцев в этих водах, это разведка.

Подобные инциденты, по его словам, ранее случались неоднократно. Правда, границы российских территориальных вод, как правило, нарушают американские подводные лодки. Военные корабли — реже, хотя и они «регулярно приближаются к нашим границам».

— Понятно, что установленная на эсминце «Джон Маккейн» современная электронная система навигации не могла ошибиться на целую милю, а значит, нарушение морской границы было намеренным, — пояснил «СП» военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко. —  То есть, это самая настоящая провокация: мол, «давайте покажем этим русским, кто они такие, на самом деле, а то, видишь ли, разговоры пошли, что у них военно-морской флот возрождается».

Хотели проверить, как мы будем реагировать, насколько решительно.

Ну, и, конечно, не надо забывать, где все происходит. Это Дальний Восток, и у нас там, вроде как, есть, неурегулированная проблема Южных Курил. С нашей точки зрения она, конечно, урегулирована раз и навсегда — читайте Конституцию. Но японцев этот вопрос все еще будоражит. Поэтому союзники-американцы решили, видимо, поддержать их своей акцией: «Самураи, мы — с вами!»

Это именно демонстративный жест, в любом случае.

«СП»: — Насколько это было серьезное нарушение со стороны американцев? И как вы оцениваете наши действия?

— Безусловно, нарушение серьезное, поскольку им удалось продвинуться на целую милю по нашей территории. И ответные действия с нашей стороны были совершенно правильными. Мы нежно их выпроводили, предварительно предупредив о возможных последствиях. Обошлось все без жертв и даже хруста железа.

Ведь, вообще говоря, БПЛ, это, по сути, легкий крейсер, и он мог здорово «помять бока» «Маккейну» — хотя эсминцы у американцев тоже не маленькие. Не трудно себе представить, что произойдет, если большой противолодочный начнет таранить посудину такого водоизмещения, как эсминец. Особенно, если будет таранить форштевнем (передняя, самая прочная конструкция в носовой части — ред.), а этот форштевень глубоко въедет в корпус и помнет пусковые ячейки. Что там случится потом с боезапасом? Понятно…

Это не украинское корыто в Керченском проливе, которое наши тогда немножко «потоптали», применив, навал.

«СП»: — Режим территориальных вод, как известно, регулируется Конвенцией ООН по морскому праву. Она разрешает свободный проход даже боевых кораблей через территориальные воды других государств, но при условии соблюдения определенных положений. В данном случае эта конвенция применима?

— Нет. Потому что прежде, чем зайти в чьи-то территориальные воды, военные корабли всегда предупреждают ту страну, которой эти воды принадлежат. И получают на проход разрешение. Без разрешения нельзя этого делать. Это все равно, что лезть через границу.

Опять же, неоправданное любопытство и чрезмерное бахвальство иногда приводит к весьма неприятным последствиям.

Был такой случай в 80-х годах. Тогда на Дальнем Востоке мы проводили военно-морские учения «Океан». По международным каналам, как положено, известили всех заинтересованных, что такой-то квадрат океанской акватории нами закрывается для проведения учебных стрельб — по сути, превращается в полигон на какое-то время.

Но у американцев сразу же возник интерес к этим маневрам: что мы там будем делать? Какое оружие применять? По каким целям? Какова тактика, и каков результат? Их разведку все это очень интересовало. И они направили в район учений, если мне не изменяет память, свой крейсер «Тикондерога», который встал практически вплотную к объявленной границе закрытого периметра.

В то же время наш ракетоносец Ту-16 (на ту пору у нас еще была морская авиация), имея под «брюхом», соответственно, ракету Х-22, пошел на выполнение боевой задачи. Он должен был атаковать некую цель в том самом запретном квадрате. Однако во время схода с замков ракета повредила антенну, с помощью которой принимался сигнал управления с самолета-носителя, и пошла сама по себе, куда хотела.

При этом головка самонаведения у нее работала, и где-то на пределе дальности она этот крейсер поймала и указала на цель, «закатав» американцу прямо в двигатель.

Взрыв был мощнейший. Одиннадцать членов экипажа погибли. Мы американцам помогали, вертолетами спасали людей.

А потом руководители наших стран обменялись телефонными звонками. В Вашингтоне заявили, что не пересекали границу. Мы же — что просили вообще не подходить к этому району. В общем, сумели как-то договориться и разойтись, и даже публикаций в прессе на эту тему не было

«СП»: — Что было бы, если бы что-то похожее сегодня произошло?

— Сегодня все могло бы закончиться намного печальнее. Тогда, как мне кажется, немножко другие взаимоотношения были между странами. А сейчас в этих замечательных странах недоразвитой демократии к власти пришли люди типа Макрона или Джонсона, которые не знают и поэтому мало себе представляют, что такое война. Война на территории твоего государства.

А любой подобный инцидент, это повод к горячему конфликту.

Читайте также
Европа будет шпионить за Россией по заданию США, Кремль опять выразит озабоченность Европа будет шпионить за Россией по заданию США, Кремль опять выразит озабоченность Выход США из Договора по открытому небу — очередной демарш по отношению к нам?

Если я правильно помню, частота полетов самолетов-разведчиков США вдоль наших границ выросла уже в 10 раз. Американцы, видимо, давно по физиономии не получали, поэтому так обнаглели, что их присутствие у наших рубежей становится едва ли не привычным для нас.

Однако на будущее я бы им все же посоветовал держаться от нас подальше, ведь мы когда-нибудь и на поражение можем начать стрелять.

Из досье «СП»

«Джон Маккейн» спущен на воду в 1992 году. Он является эсминцем класса Arleigh Burke: такие суда строятся по заказу ВМС США с 1988 года. Длина корабля — 153,9 м, ширина — 20 м, а водоизмещение — 6630 т. Может развивать скорость до 32 узлов (около 60 км/ч). Экипаж — 227 человек. На его вооружении стоят две пусковые установки системы Aegis, артиллеристское, противокорабельное и другое вооружение. Порт приписки — морская база Йокосука в Японии.

Назван эсминец в честь двух адмиралов американского флота — Джона С. Маккейна — младшего и Джона С. Маккейна — старшего. Соответственно, отца и деда покойного сенатора-русофоба Маккейна.

Первый занимал пост главы Тихоокеанского командования ВС США, был участником Второй мировой и войны во Вьетнаме. Второй был пионером авианосных операций. Во время Второй мировой войны руководил авиацией в южной части Тихого океана.

В августе 2017 года эсминец столкнулся с торговым судном Alnic MC в районе Малаккского пролива близ Сингапура. В результате инцидента пятеро военнослужащих получили ранения, десять пропали без вести.

Президент США Дональд Трамп назвал тогда это происшествие «очень печальным». И написал у себя в Twitter, что все его мысли и молитвы — с моряками эсминца. Однако, когда, спустя два года, Трамп посещал базу в Йокосуке, ни один из членов экипажа «Джон Маккейн» не получил приглашение на его выступление.

Последние новости
Цитаты
Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Константин Ордов

Заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня