В нынешнем году кильватерные струи кораблей НАТО в Чёрном море пересекались неоднократно, наиболее масштабные военно-морские учения Sea Breeze-2020 здесь состоялись в июле, а совсем недавно завершились ещё одни, в которых принял участие американский эсминец Donald Cook и авиация альянса. Манёвры боевых кораблей НАТО, в основном вблизи берегов российского Крыма, послужили поводом для аналитиков RAND Corp (некоммерческая организация, выполняющая функции стратегического исследовательского центра) смоделировать ситуацию и посмотреть, что из этого получится.
Как сообщило издание Forbes, американские эксперты создали настольную игру, в которой основными персонажами стали страны, претендующие на превосходство в Чёрном море. Вывод был неутешительным в первую очередь для самих Соединенных Штатов и их партнёров — Россия сможет разрушить любую коалицию НАТО в Черноморском регионе. По итогам этой игры в «морской бой» выяснилось, что победить здесь Россию не получится ни при каком раскладе, даже если США решат сотрудничать с другими странами региона — Болгарией, Румынией, Турцией, Украиной и Грузией.
Аналитики американского центра заявили, что Россия может удерживать контроль над черноморскими водами, даже не вступая в военные или политические конфликты с остальными участниками или альянса между ними. Для этого достаточно применять психологические атаки, кибернетические операции и информационные удары по потенциальным противникам.
Эксперты считают, что «очень многое будет зависеть от самой России, так как в подобных противостояниях ей придётся буквально ходить по лезвию бритвы». Так, Россия может привлечь на свою сторону Турцию, предложив ей углубленное военное сотрудничество по Сирии и Болгарии, которой будет достаточно сделать привлекательную скидку на газ. Украинские амбиции, как полагают в RAND Corp, можно развеять в пух и прах путём полной блокировки Керченского пролива.
Впрочем, всё это лишь на бумаге и в теоретических измышлениях, а что присутствует в реальности? Какими силами и возможностями обладает каждая из стран Черноморского бассейна, что бегает по воде и в глубине?
Черноморский флот (ЧФ) Военно-морского флота РФ не случайно вызывает у НАТО зубовный скрежет — на сегодняшний день он является самым крупным и мощным в регионе. К тому же постоянно пополняется новыми боевыми кораблями и подводными лодками. Флагманом ЧФ является ракетный крейсер «Москва» (проект 1184 «Атлант»), этот корабль, который был спущен на воду в 1982 году, прошёл несколько модернизаций и по-прежнему представляет собой грозную силу. Из «старичков» можно назвать сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» — «Пытливый» и «Ладный» (последний находится в ремонте).
Современная мощь ЧФ — фрегаты «адмиральской линейки» (проект 11356Р «Буревестник»), поступившие на вооружение в 2016—2017 годах. Это «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», на вооружении которых стоят крылатые ракеты «Калибр». В следующем году этот «ударный кулак» пополнит корвет «Ретивый» (проект 20380 типа «Стерегущий»), который в 2020 году был спущен на воду. Его вооружение включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Все эти корабли имеют ангар и площадку для вертолёта Ка-27.
Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.
Малые ракетные корабли на ЧФ представлены проектами 1239 «Сивуч» — МРК «Бора» и ««Самум», проектами 21631 «Буян-М» — МРК «Вышний Волочок», «Орехово-Зуево» и «Ингушетия», а «Грайворон» проходит государственные испытания. На подходе также МРК проекта 22800 «Каракурт» — «Циклон», «Аскольд» и «Амур». Малыми эти корабли можно назвать из-за небольшой ширины, высоты и осадки, что позволяет по внутренним водным артериям перебросить их из Чёрного в Каспийское и Балтийское моря. А вот по вооружению эти «малышы» очень даже кусачие, в том числе и за счёт наличия на борту «Калибров».
В боевом составе ЧФ также находятся ракетные катера проекта 1241 «Молния-1» -5 единиц в составе 295-го Сулинского дивизиона. Малые противолодочные корабли проекта 1124 М «Альбатрос/-М» — 6 единицы в 68-й бригаде охраны водного района (г, Севастополь).
Там же базируются тральщики проекта 266-М «Аквамарин-М» (3 ед.) и базовые тральщики проекта «Александрит» (3ед.). 184-я бригада охраны водного района Новороссийской базы ЧФ также представлена МПК, тральщиками и иными кораблями (общей численностью 21 единиц), среди них и новейшие патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков» — 3 в строю («Павел Державин» принят 27 ноября 2020 года) и ещё 3 в различной степени готовности).
Подводные силы ЧФ представлены современными подлодками проекта 636.3 «Варшавянка» — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». Эти дизель-электрические ПЛ обладают пониженным уровнем шумности, способны атаковать корабли противника на большой дальности с помощью противокорабельных крылатых ракет. Имеется в наличии и более старая подводная лодка проекта 877 «Палтус» — «Алроса» (в строю с 1990 года), однако она проходит сейчас ремонт и модернизацию.
Это далеко не полный состав сил и средств Черноморского флота, среди которых можно вспомнить, например, и о БДК — больших десантных кораблях, которых в строю 7 единиц. Многие из них участвуют в «сирийском экспрессе» — доставляют грузы и вооружения для российской группировки ВКС в Сирии. Впрочем, и перечисленного достаточно, чтобы оценить мощь ЧФ, имеющего большой «джентльменский» набор, чтобы осадить любого противника. Это ещё без упоминания авиации, средств ПВО и РЭБ, береговых ракетных и артиллерийских комплексов, которые также представляют грозную силу.
В качестве отступления можно упомянуть, что таким состояние ЧФ было не всегда. После развала Советского Союза стал разваливаться и флот.
— Мы тогда фактически остались без одного из самых боевых флотов Советского Союза — Черноморского, — говорит экс-командующий ЧФ адмирал Владимир Комоедов. — Большинство кораблей дышали на ладан, проблемными стали крейсера, подводные лодки, морская авиация утратила свою силу. Всё, казалось, что нет больше флота и битву за Черное море мы проиграли.
На этом фоне, естественно, лидирующую позицию занял турецкий боевой флот. А каждый заход американского эсминца воспринимался как издевка — они швартовались с хозяйской позицией даже в Севастополе, ходили, где хотели, осматривали, что хотели. К счастью, ситуация изменилась — Черноморский флот получил мощнейшее вооружение. Не берем в расчет, легендарный ракетный крейсер «Москва», это уже уходящая эпоха боевых кораблей. Флот пополнился современными фрегатами, подводными лодками — той силой, которую боятся, уважают, и которую, естественно, нужно демонстрировать.
Вторым по значимости на Чёрном море, действительно, можно назвать ВМС Турции — флот Анкары одно время даже опережал ВМФ РФ.
Военно-морские силы Турции представлены устаревшими подводными лодками типа «Атылай» — 6 единиц, типа «Превезе» — 4 единицы и типа «Гюр» -4 единицы. Отметим, что это общая численность подлодок, которые используются не только в Чёрном, но и Средиземном морях. С учётом нынешней ситуации, можно предположить, что большинство турецких субмарин «пасутся» сейчас именно у берегов Греции и Кипра, а не российского Крыма.
Надводные силы ВМС Турции представлены фрегатами типа «Явуз» — 4 единицы, типа «Барбаросс» — тоже 4, бывшими фрегатами США типа G — 8 кораблей. Корветы УРО — это бывшие французские корабли типа В. Собственные корветы типа «Ада» («Milgem») представлены четырьмя кораблями, последний из них, TCG Kinaliada, поступил в строй в сентябре 2019 года. Повторимся, что это все силы флота Турции и в Чёрном море их не так уж и много.
Иных «игроков» в Чёрном море в серьезный расчёт можно даже не брать. ВМС Румынии и Болгарии существенно уступают как турецкому флоту, так и, в значительной степени, Черноморскому флоту РФ как по численности боевых кораблей (действующих подводных лодок вообще нет), так и по степени их боеготовности. Грузию, как морскую державу вообще можно не рассматривать, сейчас в таком же плачевном состоянии оказались и военно-морские силы Украины.
Флота как такового у Украины нет, это очевидно. Ни военного, ни гражданского. И, скажем, Черноморское морское пароходство, которое имело до 1991 года 227 судов, на сегодняшний день ужалось до единственного судна. Не лучше ситуация с ВМС — флагман «Гетьман Сагайдачный» это бывший советский пограничный сторожевик. На Николаевских судоверфях с 2005 года строят (вернее, не строят) первый украинский корвет «Владимир Великий», степень готовности корабля не дотягивает и до 50 процентов.
Крейсер «Украина», практически готовый, тоже так и не смогли достроить из-за отсутствия финансирования. Экс-командующий украинскими ВМС вице-адмирал Игорь Воронченко ещё год назад говорил, что военному судостроению грозит «точка невозврата».
В общем, особо-то опереться на союзников для США в Чёрном море не представляется возможным. И играть здесь с Россией в «морской бой» опасно для самих Соединенных Штатов. Тем не менее, Вашингтон регулярно направляет сюда свои боевые корабли, чтобы держать Москву в «тонусе».
— США давно проявляют повышенный интерес к Черному морю, считая его почему-то зоной интересов своей национальной безопасности, — говорит президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — Понятно, что это связано в первую очередь с Россией, которая является в регионе основным игроком, а с возвращением Крыма получила возможность разместить там вооружения, с помощью которых способна держать под контролем как морскую акваторию, так и приморские страны, где США планируют разместить свои вооружения.
Еще в 2015 году американцы определили стратегию контроля Черного моря, однако они не знают, как им здесь контролировать ситуацию. Они утратили многие позиции, в том числе из-за невозможности обосновать военные базы в Крыму, как это планировалось. Фактически уже потерян и союзник в лице Турции, которая банально может запретить проход американских кораблей через проливы в случае некоего вооруженного конфликта, у Анкары есть такое право согласно Конвенции Монтрё.
В общем, всё достаточно наглядно видно, кто хозяйка в Чёрном море, а кто залётный гастролёр, проходимец без права прописки.