Господство в воздухе: ВВС России против US Air Forces

Боевая авиация двух стран попала на «переходный период» и простаивает на земле

3238
На фото: истребители четвёртого поколения Су-27
На фото: истребители четвёртого поколения Су-27 (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Казалось бы, неплохой повод для гордости — Россия занимает второе место в мире по количеству самолётов военной авиации, уступая по этому показателю лишь США.

Британский авиационный журнал Flight International выпустил намедни справочник World Airforces 2021, в котором отмечается наличие в Вооруженных силах России 4143 летательных аппаратов, самолётов и вертолётов. По истребительной авиации мы тоже на втором месте. Впрочем, это лишь цифры, так называемая списочная численность авиапарка, которая не отражает в полной мере реальную боевую эффективность военно-воздушных сил.

Возьмём, к примеру, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, известный ещё как «Белый лебедь». Таких в ВВС России 16 воздушных машин, которые стоят на вооружении 22-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (авиабаза Энгельс в Саратовской области). Практически половина из них прикована к земле — проходят модернизацию. Эти самолёты, которые стали эксплуатироваться с 1987 года, по прежнему считаются лучшими в своём классе, однако время берёт своё и им требуется обновление. Проходит оно крайне медленно. Первый из них вошёл в состав Дальней авиации в конце 2018 года, ещё один модернизированный Ту-160М выполнил первый испытательный полёт в начале 2020 года.

Это при том, что ещё в 2015 году министр обороны Сергей Шойгу заявлял о необходимости возобновления производства таких бомбардировщиков, озвучивая их потребность в количестве не менее 50 единиц. Как заявляется, возобновление новых самолётов Ту-160М/Ту-160М2 ожидается не ранее 2023 года.

Большее количество «страгегов» в ВВС — это Ту-95 «Медведь». Боеспособных в модификации Ту-95МС около тридцати и ещё порядка 60 находятся в резерве, но тоже идут в общий зачёт списочной численности. Те, которые ещё летают (этот стратегический бомбардировщик эксплуатируется с 1956 года, последний был выпущен в 1992-м) требуют модернизации до уровня «МСМ», с обновлённым двигателем, новым комплексом вооружения и электронного оборудования. Такой модернизации подлежат лишь Ту-95МС-16, которые прослужат до 2040 года. Их насчитывается около 20 единиц.

Ещё печальнее ситуация со стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-22М. В разных модификациях их насчитывается 62 единицы, большая часть из которых небоеспособны, находятся в капитальном ремонте или на хранении. Планировалось, что до 2020 года на Казанском авиационном заводе им. Горбунова до уровня Ту-22М3М будет модернизировано до 30 таких самолётов. Детальная информация о проводимых работах по модернизации этих бомбардировщиков является закрытой, первый полёт обновлённого Ту-22М3М состоялся в 2018 году, можно предположить, что такую программу прошло не более десяти самолётов.

Читайте также
ВВС США хотят взломать воздушные ворота России ВВС США хотят взломать воздушные ворота России По данным Минобороны, активность иностранной авиаразведки у наших границ выросла на 40%

По истребителям всё гораздо лучше, здесь российские ВВС могут заслуженно войти в число лучших как по качеству, так и по количеству. Не будем упоминать истребитель пятого поколения Су-57, который пока так и не долетел до авиационных полков и продолжает находиться в стадии совершенствования.

Есть и другие «короли неба», среди которых, несомненно, высшую ступень почёта занимает многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги Су-35, который относится к поколению 4++. Являясь продолжением истребителя Су-27, это совершенно новый самолёт, разработанный в ОКБ Сухого в 2008 году. Первые 48 из стоящих сейчас на вооружении 90 таких воздушных машин были поставлены в 2015 году, вторая партия гособоронзаказа была выполнена до ноября 2019 года. Сейчас Минобороны планирует заключить новый контракт на предположительно 50 единиц.

Сам «папа» Су-35С — советско-российский многоцелевой сверхзвуковой тяжелый истребитель четвёртого поколения Су-27 (по кодификации НАТО Flanker-В — «Фланкер-Б»), который эксплуатируется с 1985 года, по прежнему в строю. Таких самолётов, в разных модификациях, насчитывается 101 единица. Ввиду исчерпания ресурса и морального устаревания предполагается, что часть из них будет выведена из эксплуатации уже в ближайшее время. В строю останется модернизированный Су-27СМ3 (24 ед.) и, скорее всего, Су-27СМ (47 ед.), которые должен был заменить Су-57.

Хорошо зарекомендовал себя и многоцелевой советско-российский многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) Су-30 (Flanker-C) в модификациях СМ и М2 — их 91 и 20 соответственно. Однако и этому самолёту, который эксплуатируется с 1992 года и продолжает выпускаться сейчас, требуется масштабная глубокая модернизация по пути его унификации с Су-35С.

Похоже, что доживает свой век советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum — «Точка опоры»). Таких на вооружении 120 машин, однако не все из них боеспособны. Этого «ветерана» уже начали менять на российский многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ (его характеристики максимально приближены к пятому поколению) МиГ-35. Впрочем, новых машин пока выпущено 10 единиц.

Вторую молодость намерены дать и советско-российскому сверхзвуковому высотному всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия МиГ-31 (Foxhound — «Лисья гончая»). Началом его эксплуатации стал 1981 год и это был первый советский истребитель четвёртого поколения. Из действующих — 80 самолётов МиГ-31БМ и 10 МиГ-31К (переоборудованный под гиперзвуковую ракету «Кинжал»). Потребность в этих самолётах сейчас столь велика, что Минобороны планирует модернизировать не менее 150 единиц до уровня БМ до 2023 года. Известно, что на хранении находится 160 МиГ-31, которые после обновления ещё способны вернуться в строй.

Можно было бы пройтись и по другим видам российской военной авиации — фронтовой, транспортной, специальной (в последней, к слову, осталось всего 14 самолётов-заправщиков Ил-78), но общая тенденция и так видна. При достаточно большой списочной численности, «на ходу» находится в лучшем случае половина из них.

Читайте также
Против Лукашенко даже у Америки кишка тонка Против Лукашенко даже у Америки кишка тонка Почему коллективный Запад не желает, а Россия не может реально «валить режим» в республике

Сложился своеобразный «переходный период», когда количество новой авиационной техники не успевает менять ту, которая, образно говоря, на ладан дышит. Проблема в большей степени решается за счёт модернизации имеющихся самолётов, чей лётный ресурс можно продлить, плюс поставить новое оборудование и вооружения, что сохранит самолёты в боевом строю на десяток лет. Но и она, как видно, продвигается не так быстро, как хотелось бы Минобороны.

Примерно такая же ситуация и в ВВС Соединенных Штатов. US Air Forse, которые обладают самым большим в мире авиапарком столкнулись с аналогичными проблемами. «ВВС США нуждаются в срочной и полномасштабной модернизации, чтобы быть готовыми к гипотетическим конфликтам с Россией и Китаем», — к такому выводу пришли исследовательская компания Mitre Corp. и Центр стратегических и бюджетных оценок США (CSBA). И хотя развитие военно-воздушных сил по плану «Американские ВВС: вызов будущему» ведется с 2013 года, выяснилось, что боевых самолетов Штатам не хватает — бомбардировщиков, истребителей, разведчиков, а еще и самолетов-заправщиков.

В США сделали ставку на истребитель пятого поколения F-35 Lightning II («Молния»), который позиционируется американцами как лучшая боевая машина в мире. При этом совершенно забыли про другие самолёты, которые постепенно приходят в упадок.

В списке, например, американских истребителей, числятся и те, которые уже не только не выпускаются, но и не эксплуатируются, как, например, сверхзвуковой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat, который был официально выведен из состава ВС США в сентябре 2006 года (поступал на вооружение с 1974 года). Штурмовик А-10 Thunderbolt («Удар молнии»), известный ещё как «Бородавочник», был разработан ещё в начале 1970-х годов, однако при наличии множества модификаций и в случае замены крыла срок службы А-10 может быть продлён до 2028 года.

В числе «старичков» и многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon («Сражающийся сокол»), самый массовый американский истребитель, которых с 1976 года было выпущено более 4 500 единиц. F-16 экспортировался в 25 стран, в ВВС США «соколов» было поставлено 2231 машин, последние из которых поступили на вооружение в 2005 году. С тех пор этот истребитель производился до 2017 года только на экспорт.

Читайте также
Пашиняна могут спасти только "Калибры" на Каспии Пашиняна могут спасти только «Калибры» на Каспии Задача осложняется кризисом государственности в Армении

Остаются на вооружении Air Forse и истребители семейства F-15. В модификации F-15 Eagle («Орёл») C и D это истребитель завоевания господства в воздухе, а F-15 Strike Eagle («Ударный орёл») это истребитель-бомбардировщик. Эти предназначенные для завоевания господства в воздухе самолёты четвёртого поколения, начали поступать на вооружение с 1976 года. Как утверждают создатели и эксплуатанты, F-15 ни разу не был безвозвратно потерян в воздушных боях, сбив при этом около 100 самолётов и вертолётов противника. Предполагается, что в модернизированном виде «орлы» останутся на вооружении ВВС США до 2025 года.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor («Хищник») перестал производиться с 2011 года, всего было выпущено 187 серийных самолётов, из которых 18 потерпели крушения либо потеряны безвозвратно. С 2012 года на эксплуатацию F-22 были наложены существенные ограничения из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, которые так и не удалось устранить. Пилоты жаловались на удушье в кабине, в итоге «хищным птицам» запретили подниматься выше 6,7 тысячи километров и совершать дальние полёты. F-22 является к тому же самым дорогим истребителем в мире — его производство, с учётом НИОКР, составляло 379,5 миллионов долларов. В приличную сумму обходится и эксплуатация этого самолёта, поэтому летают они крайне мало.

В ближайшие 3−5 лет действующие американские истребители планируется выводить из эксплуатации. И хотя тот же F-16, а также штурмовик А-10 (самые массовые самолёты в ВВС США) по данным американского правительственного доклада, хотя и находятся в «удовлетворительном состоянии», они будут уступать место истребителю пятого поколения F-35. В реальности же практически половина боевого авиапарка США прикована к земле. Точно также как и в России.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Марунич

Специалист по вопросам энергетики

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Владимир Рожанковский

Эксперт «Международного финансового центра», LIFA

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня