Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

К чему может привести экономия на испытаниях «Сармата»

Куда полетит необъезженная российская ракета?

5644

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат» шахтного базирования заступит на боевое дежурство в 2022 году, сообщил в интервью «Красной звезде» командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев. Тем самым он скорректировал заявление заместителя министра обороны Алексея Криворучко 10-месячной давности о достижении полной готовности ракеты в 2021 году.

«В настоящее время предприятия промышленности продолжают набор готовности к государственным летным испытаниям ракетного комплекса „Сармат“. Уже сегодня в Ужурском ракетном соединении развернуты работы по подготовке головного ракетного полка к перевооружению. Постановка на боевое дежурство планируется в 2022 году», — сказал Каракаев.

Параллельно с этим происходит подготовка серийного производства МБР «Сармат» на Красноярском машиностроительном заводе. Для чего было существенно модернизированы производственные мощности. Поскольку на Красмаше выпускаются эти ракеты для испытаний, то после получения сигнала о принятии «Сармата» на вооружение будет достаточно интенсифицировать и распараллелить производственные процессы.

Официальные заявления весьма бодрые, тон уверенный, перспективы прекрасные.

Однако есть определенный повод усомниться в реальности этих планов.

Нет, ракета, несомненно, прекрасная. По боевым возможностям она превосходит самую мощную и, естественно, эффективную МБР «Воевода», которая в НАТО называется «Сатаной». Ее характеристики впечатляют. Стартовая масса — 208,1 т. Длина — 35,5 м, диаметр — 3 м. Максимальная дальность — 18 000 км. Масса полезной нагрузки — 10 т. Боевое оснащение — до 10-и боевых блоков индивидуального наведения или до 3-х гиперзвуковых планирующих блоков «Авангард».

Одно из существенных достоинств «Сармата» состоит в том, что ракета способна осуществлять орбитальную атаку. Этим достигается возможность атаки Североамериканского материка не через Северный полюс, а через Южный. На этом направлении у США практически отсутствует противоракетная оборона. Мобильные комплексы THAAD, которые можно перебазировать в любую точку страны, бессильны перехватить любую МБР, не говоря уж о «Сармате».

А вот с программой испытаний ракеты не все так однозначно. В марте 2018 года завершились бросковые испытания. Они предназначены для проверки работоспособности автоматики ракетной шахты и двигателей первой ступени. В их ходе ракета выталкивается из шахты при помощи стартовых ускорителей. После чего кратковременно включаются двигатели первой ступени. И это всё. Всё, что выше первой ступени, — это массогабаритный макет. Всё во время этих испытаний отработало нормально. Но почему-то понадобилось выполнить три испытательных броска. Хоть обычно при испытании новых ракет их количество не превышает двух.

Однако ожидание начала летных испытаний сильно затянулось.

После третьего броскового испытания Дмитрий Рогозин, который тогда занимал пост вице-премьера, курирующего ОПК, заявил, что совсем скоро начнутся летные испытания. То есть в конце 2018 года. Но они не начались и во втором квартале 2019 года, на что указывали источники в ОПК, и в конце 2019 года.

Не начались они и в 2020 году, хоть вице-премьер Юрий Борисов, сменивший в правительстве Рогозина, заявил весной, что «Сармат» совсем скоро полетит. На готовность ракеты никак не сказывается пандемия. «Практически весь состав, задействованный в производстве, продолжает трудиться. На удаленку перевели только сотрудников старше 65 лет и тех, кто мог работать дистанционно», — сказал Борисов в интервью РИА «Новости».

Так в чем же проблема? Определенная роль в задержке принадлежит, естественно, миасскому Государственному ракетному центру им. Макеева, который разработал ракету. Разработчик всегда в чем-нибудь да виноват, как показывает история развития вооружений. В подготовке к испытаниям участвует и Красноярский машиностроительный завод, который должен построить к летно-конструкторским испытаниям пять ракет. Не менее пяти, поскольку это минимальное количество запланированных пусков при условии, что все пойдет должным образом. Пуски должны состояться с космодрома «Плесецк» по полигону «Кура», расположенному на Камчатке. Два первых пуска предполагают использование вместо боевой части ее массогабаритного макета.

Получается, что в 2021 году должны провести 5 летных испытаний абсолютно новой ракеты тяжелого класса. Но способна ли отечественная промышленность работать в таком темпе, который был достижим только в советский период истории?

И главное — достаточно ли пяти летных испытаний для того, чтобы принять МБР на вооружение? Будет ли это гарантировать ее правильную работу во всех режимах?

Испытательные пуски МБР Р-36М2 «Воевода» производили 26 раз. На что ушло два с половиной года. При том, что это была не новая ракета, а модификация МБР Р-36М УТТХ, которая в свою очередь была модификацией ракеты Р-36М. А первой ракетой этого семейства, разработанного в КБ «Южное», была Р-36. Так вот, ее во время летных испытаний запускали 85 раз. Поскольку ракета была абсолютно новая, разработанная с нуля. Испытания затянулись, поскольку из первых 10 пусков 7 оказались неудачными. Впоследствии было зафиксировано еще 7 неудачных пусков.

Так ведь и «Сармат» тоже совершенно новая ракета. Причем новая и для инженерной школы Ракетного центра им. Макеева. Это прекрасное предприятие, являвшееся до недавнего временем главным создателем баллистических ракет для подводных лодок. К ним, например, относится такой шедевр, как БРПЛ «Синева». Однако созданием МБР наземного базирования это КБ никогда не занималось. Хоть, конечно, у макеевцев накоплен громадный опыт в области создания жидкостных ракет, каковой является и МБР «Сармат».

Читайте также
Опоздавший «Илюша»: Гражданский Ил-114−300 летит, военный Ил-112 В пока не телится Тяжёлый путь в небо отечественного авиапрома объясняется сменой поколений

Правда, у легких МБР, к которым относится «Ярс», в конце нулевых годов была значительно меньшая программа летных испытаний. Произведено всего 4 пуска. Но при этом следует помнить, что «Ярс» «вырос» из «Тополя-М». А самая первая, абсолютно новая ракета семейства — «Тополь» — была подвергнута шестнадцати летным испытаниям. И лишь один пуск, первый, оказался неудачным.

Примерно тот же объем испытаний был и при разработке американских баллистических ракет. «Першинг-2» — 18 пусков, «Трайдент-3» — 16 пусков.

Вполне понятно, что сокращение количества испытаний вызвано в значительной степени большими затратами на их проведение. Но эти затраты складываются не только из стоимости ракет, но и из расходов на организацию этих сложнейших в техническом отношении мероприятий. Вот что пишет о них начальник научно-испытательного отдела с 1956 по 2009 год Всероссийского НИИ экспериментальной физики, лауреат Государственной премии СССР А.В. Веселовский:

«Пуски больших межконтинентальных баллистических ракет (МБР) — дело довольно сложное в организационном плане. Задействуется большое количество измерительных (оптических, радиолокационных, телеметрических) приемных пунктов на старте, финише, по трассе полета.

Читайте также
Что общего между катастрофой в Шереметьево «Суперджета» и двух «Боингов» Разве тренажер стал причиной жесткой посадки лайнера, унесшей более 40 жизней?

Вся их работа синхронизируется службой единого времени (СЕВ). Отчуждаются значительные территории, часто с необходимостью отселения жителей и отгона домашнего скота на время пуска. Возникает необходимость обеспечения функционирования всех служб внешнетраекторных измерений активного участка траектории и априорного прогнозирования точки падения боевого блока, и еще более сложного — пассивного участка траектории.

В районе финиша необходимо обеспечить запись быстроменяющихся (микросекундных) процессов, оценивающих работу системы автоматики боевого блока на атмосферном приземном участке, вплоть до встречи ББ с преградой («втыке» в грунт). Для этого надо заранее поднять самолеты с регистрирующей аппаратурой (РТС) на бортах, установить их барражирование, чтобы была исключена опасность их «накрытия» блоком и остатками последней ступени, а также с целью получения надежной информации на бортовые антенны самолетных приемных пунктов, которые имеют довольно узкую диаграмму направленности. Словом, вся эта огромная система на протяженности в 12−14 тыс. километров должна работать четко, синхронно, без сбоев, подчиняясь единой воле".

Однако если чрезмерно экономить на испытаниях, сокращая их количество ниже порога результирующей достоверности, то ущерб может получиться несоизмеримо более громадный.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня