В Лондон теперь нельзя — новый штамм вируса закрыл Великобританию для всех. Нельзя ещё и в десятки других стран, которые самоизолировались из-за COVID-19. Зато можно смело идти в российскую армию и призыв Осень-2020 успешно завершается — к 31 декабря Вооруженные силы РФ пополнятся на 128 тысяч новобранцев. Это на семь тысяч меньше чем во время весеннего призыва, однако, численность «срочников» компенсируется увеличением военнослужащих по контракту. А служить в армии, как выяснилось, гораздо безопаснее, чем ходить без строя на «гражданке».
Недавно министр обороны Сергей Шойгу заявил, что заболеваемость коронавирусом в армии ниже, чем в целом по стране. «Благодаря принятым мерам показатель заболеваемости коронавирусом в Вооруженных силах на 100 тысяч человек на 37 процентов ниже, чем по стране. Для этого с апреля в два с половиной раза увеличено число ПЦР-исследований и в семь раз — количество тестов в сутки. Этим закрыли потребности в тестировании военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил», — отрапортовал военный министр. Как армии удалось затормозить эпидемию COVID-19? Они что, бессмертные там все, люди в погонах?
Коронавирус армию всё-таки зацепил, особенно в начале года, когда вирус просочился в стройные ряды и шеренги военнослужащих. Тогда в Минобороны не были готовы к такой внезапной «атаке» и всячески скрывали случаи заболеваний. В большей степени заразились курсанты военных училищ и слушатели академия, которые имели контакт за стенами учебных заведений. Армию посадили на карантин и фактически заперли в казармах. А потом заработал весь механизм военной медицины.
Для начала использовали традиционные, дедовские способы. В каждой столовой в воинских частях был выложен в больших количествах чеснок, лук и сало — верное средство от любого вируса. Подтверждений эффективности употребления чеснока как средства профилактики заражения коронавирусом не получено, однако известно, что это полезный для здоровья продукт, обладающий определенными противомикробными свойствами. Поэтому солдатам предписано употреблять его три раза в день, во время каждого приема пищи. Запашок, конечно, ещё тот, но не с девушками же им в армии целоваться. Это вам не банка Coca-Cola! К слову, чеснок в США стали массово употреблять только после Второй мировой войны, тогда американские солдаты, страдающие от гриппа и простуды, заметили, что итальянцы болели намного реже — оказалось из-за того, что в их рацион входило большое количество зелени и чеснока.
Впрочем, не чесноком единым боролась российская армия с COVID-19. В Минобороны России в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции была организована необходимая работа направленная на обеспечение и сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия среди личного состава. Согласно заявлению начальника Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Дмитрия Тришкина, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции была организована необходимая работа, имеющая своей целью обеспечение и сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия среди личного состава Вооруженных Сил. Известно, что в войска направлены специально разработанные указания по профилактике коронавируса. В целях поддержания иммунитета у военнослужащих, особенно призывников-срочников, организован контроль за полноценным и разнообразным питанием. Назначена дополнительная витаминизация — надо полагать, что большей частью за счёт того же чеснока и лука.
— Избежать массовой эпидемии коронавируса в армии удалось по целому ряду причин, — считает ведущий хирург главного военного клинического госпиталя им. Бурденко полковник медицинской службы Александр Сахаров. — Среди них можно отметить и фактор уставных мероприятий, связанных с санитарно-гигиеническими требованиями. Это и обязательная утренняя уборка помещений, термическая обработка одежды, ежедневные осмотры военными медиками, обязательная термометрия. Сработал и фактор дисциплинированности армии, когда безукоснительно выполняются все предписания, благодаря чему распространение заболеваемости в армии удалось локализовать.
Что касается начавшейся вакцинации как в целом по стране, так и в армии. Разработка вакцины от коронавируса проводилась в том числе и в нашем госпитале Бурденко. Участвовали в этих исследованиях по использованию для лечения COVID-19 плазмы вакцинированных добровольцы с высоким титром антител. Доказана эффективность при тяжелых формах заболевания, поэтому сейчас предполагается массовая вакцинация военнослужащих. Это не означает принудительный порядок вакцинирования в армии, каждый сам волен решать, прививаться ему или нет, однако по опыту могу предположить, что среди военных будет самый высокий процент вакцинированных по стране. И это будет дополнительная гарантия нашей здоровой армии.
За минувшие годы в военной медицине, действительно, произошли некие изменения, причем в лучшую сторону и за здоровьем военнослужащих стали следить более ответственно. Солдатам сейчас ввели обязательное ежедневное измерение температуры, их предписано не переохлаждать в зимний период и всячески беречь от заболеваний. При первом чихе — в госпиталь или санчасть. Сейчас в 32 военных госпиталях развернуты специальные инфекционные отделения для приема заболевших на 4800 мест. Имеется 2782 аппарата искусственной вентиляции легких. Развернуто 15 многофункциональных мобильных комплексов для выявления возбудителя инфекции. В частях и отдельных подразделениях действуют 5554 стационарных пункта термометрии. Что касается вакцинирования, то как заявил министр обороны Сергей Шойгу, планируется привить более 400 тысяч военнослужащих (почти половина армии), из них 80 тысяч уже в этом году. К слову, с марта текущего года от коронавирусной инфекции в армии и на флоте военные медики вылечили почти 22 тысячи человек.
У российских военных медиков имеется достаточно богатый практический опыт противоэпидемиологической борьбы. Один из таких этапов пришелся на период войны в Афганистане, с его жарким климатом, расположением подразделений по большой территории, несоблюдением должного уровня бытовых условий, санитарно-гигиенических норм и обеспечением питьевой водой. Достаточно вспомнить, что на всем протяжении войны более 25 процентов личного состава 40-й армии в Афганистане не было боеспособно по причине инфекционных заболеваний. В октябре-декабре 1981 года, например, более 3000 военнослужащих 5-й мотострелковой дивизии заболело вирусными гепатитами А и Е. Слегли тогда с инфекцией даже командир дивизии, командиры полков и многие офицеры штабов — дивизия фактически потеряла боеготовность.
В сложившейся ситуации Минобороны СССР было вынуждено сформировать в Афганистане несколько СЭО с целью противодействия распространению инфекции. Санитарно-эпидемиологические отряды были созданы в Кабуле, Герате, Кундузе и Шинданте, что позволило локализовать очаги заболеваний гепатитом и прочими инфекционными заболеваниями.
Уже позже, в Вооруженных силах РФ были созданы медицинские отряды специального назначения (МОСН) — по одному на каждый военный округ и один центрального подчинения. МОСНы оснащались модульными системами и подвижными медицинскими комплексами, что повышало их мобильность и сокращало сроки развертывания. Эти медицинские учреждения использовались как на территории России, так и за её пределами — как при вооруженных конфликтах, так и при катаклизмах техногенного и природного характера. Они оказывали, например, медицинскую помощь в Индонезии после цунами 2004 года, при наводнении на Дальнем Востоке в 2013 году, во время чеченских войн, при проведении военной операции в Сирии.
Сказать, что солдаты в российской армии перестали болеть вовсе нельзя — они обычные люди и тоже подвержены различного рода заболеваниям, тем более, что специфика службы подразумевает порой длительное нахождение на свежем воздухе. При этом в армии панически боятся самого слова «коронавирус» и всякий раз подчеркивают, что COVID-19 Вооруженным силам не страшен.