Главное ограбление 2020: Как ушлые таганрогцы умыкнули миллион из самолёта «Судного дня»

Известно, что в России воруют, но случай с обворованным секретным Ил-80 стал уникальным

13286
На фото: самолет Ил-80
На фото: самолет Ил-80 (Фото: Kirill Naumenko/wikipedia.org)
Материал комментируют:

Случай с хищением аппаратуры из самолёта Ил-80, который является воздушным пунктом управления Вооруженными силами РФ, его ещё называют «самолётом Судного дня» и «летающим Генштабом», помимо недоумения вызвал ещё ряд вопросов. Как обокрали столь секретный объект? Это единичный случай или общая тенденция, свойственная всем авиапроизводящим предприятиям России? Вероятно, что с подобной лёгкостью, как квартиру обворованного Шпака, можно обчистить и президентский «борт № 1"Ил-96−300ПУ? И что в итоге унесли грабители?

Начнём с того, почему этот Ил-80 оказался именно в Ростовской области на аэродроме «Таганрог-Южный», который используется «Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом» им. Г.М. Бериева. ТАНТК известен прежде всего тем, что является/являлся производителем серии российских самолётов-амфибий семейства «Бе», а также «Альбатросов» А-40 (это военная версия). Их с «самолётом Судного дня» мало что связывает. Здесь взаимосвязь с другим самолётом — А-50 «Шмель», созданном на базе военно-транспортного Ил-76 именно с участием ТАНТК (специальной «начинкой» занимались специалисты НПО «Вега» из Московского НИИ приборостроения). Он является самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления, в чём-то «младший брат» Ил-80.

Читайте также
Да ты кто такой, «Джон Маккейн»? Китайская «джонка» прогнала эсминец США Да ты кто такой, «Джон Маккейн»? Китайская «джонка» прогнала эсминец США ВМС Китая, на манер российского БПК «Адмирал Виноградов», обратили в бегство американский корабль

Сейчас на вооружении ВВС России находятся и эксплуатируются 9 самолётов А-50 и А-50У, ещё три А-50ЭИ были переоборудованы для Индии. Обслуживание и модернизацию они проходят в Таганроге. Туда же «приписали» и самолёты-управленцы Ил-80 (на базе гражданского лайнера Ил-86) и Ил-82 (на базе военного Ил-76), которые в чём-то имеют схожую радиоэлектронную начинку. С учётом того, что первый из них был принят в эксплуатацию в 1992 году, Минобороны РФ ещё в прошлом году приняло решение модернизировать все свои четыре имеющиеся в наличии воздушные командные пункты. Так Ил-80 оказался в злополучном аэропорту «Таганрог-Южный».

Все четыре самолёта «Судного дня» входят в состав 3-й отдельной авиационной эскадрильи, которая базируется на площадке авиабазы «Чкаловский» в Подмосковье. На домашней площадке им ничего не угрожает — круглосуточная охрана, три кольца безопасности, регулярный осмотр и проверки. Там же, к слову, базируются и самолёты министра обороны Сергея Шойгу — основной Ил-96 (почти как у Путина) и запасной Ту-154, которые также являются летающими командными пунктами. Там даже пилоты и техники к таким самолётам без проверки приблизиться не могут.

— Система безопасности и охраны любой военной техники, в том числе авиационной, строится по принципу «от простого к сложному», — рассказал «СП» военный эксперт полковник Владимир Попов. — Более важным объектам уделяется и большее внимание, скажем, если штаб полка находится под защитой дежурного, его помощника и нескольких часовых, то тот же Генштаб охраняет целое специальное подразделение.

В тех же РВСН существует специальная служба по охране как командных пунктов, так и самих пусковых установок баллистических ракет. Там всё очень серьёзно. Аналогичная ситуация и в батальонах охраны военных аэродромов, где за современной авиационной техникой присматривает не сторож с двустволкой. И если присмотр, скажем, за транспортными Ан-26 не столь бдительный, хотя и он присутствует, то за самолётами уровня воздушного управления следят с особой тщательностью. Там не только часовые задействованы, но и офицеры военной контрразведки днюют и ночуют у секретных ангаров.

Возможность что-то украсть присутствует и на военных аэродромах, здесь большой популярностью пользуется спирт, порой авиационное топливо, что-то из расходных технических материалов. При этом распотрошить внутреннюю начинку боевого самолёта никто даже не пытается — это не слитое из бака «шило», за которое могут и простить. И самое главное очень серьезный контроль.

Контроль по идее должен был присутствовать и для обеспечения безопасности аэродрома «Таганрог-Южный», куда прибыл для ремонтных работ принадлежащий Минобороны Ил-80. Как утверждается, «ТАНТК Бериева» потратил на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры 24,1 миллиона рублей.

Некое ФГУП «УВО Минтранса России» подвизалось за эти деньги обеспечить надёжную защиту охраняемого объекта с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021-го. Но вот почему-то не обеспечило. В итоге из воздушного пункта управления были украдены 39 блоков различного связного оборудования, а также пять плат из пяти таких же демонтированных блоков. Как утверждается, ущерб составил один миллион рублей.

— Воровали аппаратуру профессионально, со знанием дела, — считает авиационный эксперт Сергей Птичкин. — Злоумышленники прекрасно знали, как проникнуть в самолёт и что именно в нём нужно искать. Представьте человека, который впервые забрался в такой воздушный пункт управления, да он просто не поймёт, что там можно открутить и прикарманить! В этом случае «скручивали» самое ценное не с точки зрения секретов, а самое дорогое по стоимости — платы и блоки, в которых с избытком используются золото и серебро. С той лишь целью, чтобы драгметаллы потом выплавить и продать, нисколько не задумываясь, какой урон может быть нанесён обороноспособности страны из-за банального желания обогатиться.

Читайте также
100 лет плану ГОЭЛРО: Сможет ли Россия снова повторить прорыв 100 лет плану ГОЭЛРО: Сможет ли Россия снова повторить прорыв Валерий Коробов: «Необходима единая техническая политика по реконструкции тепловой энергетики»

Как там была организована охрана, в том числе и таких стратегически важных объектов, как самолёт Ил-80, говорить не берусь. Однако, неоднократно бывая в Таганроге, могу отметить, что в ТАНТК царит полная разруха.

Заказов на производство самолётов — раз-два и обчёлся, штат работников предприятия сократился, с выплатами зарплат тоже есть определенные проблемы. А тут пригоняют такого «золотого телёнка», который просто ломится от драгметаллов. Как тут не воспользоваться? Подобные случаи здесь случались и раньше, их списывали на «не преднамеренные расходы», доставали утраченное, то есть украденное, из запасников НЗ, в итоге работу завершали и передавали объект заказчику.

Сейчас, видимо, украли сверх меры, а когда кинулись искать недостающее, его уже не обнаружилось. Сроки поджимали, поэтому и пришлось сознаться в воровстве «неустановленными лицами», хотя помимо своих это сделать никто не мог. К охранной структуре, призванной защитить столь важный и секретный самолёт, здесь тоже есть вопросы.

Собственно, а что же Минобороны не озаботилось сохранностью своих командных воздушных пунктов управления, или, например, Федеральная служба охраны, которая эти самолёты в определенной степени курирует? На самом деле в этой ситуации вопросов к военным или ФСО нет. Они сдали объект для ремонта, убедились, что на предприятии действует система охраны и удалились до завершения сроков проводимых работ.

Читайте также
«Ясень» же «Борей»: ВМФ получит 14 атомных подлодок «Ясень» же «Борей»: ВМФ получит 14 атомных подлодок Зачем российскому флоту столько дорогих АПЛ, когда нет авианосцев

Скажем, когда тоже супер-секретный истребитель пятого поколения Су-57 находится на территории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, за него отвечает местная служба безопасности. Когда самолёт приходит на войсковые испытания, в том числе, как это было, и в Сирию, пылинки с него сдувают уже военная контрразведка и часовые.

Здесь вопрос в большей степени именно к ведомственной охране самого Таганрогского аэродрома.

Во-первых, банально пропустили сам факт хищения с проникновением на объект повышенной важности.

Во-вторых, при расследовании даже не смогли предоставить видеозаписи стоянки самолёта. То есть за 20 с чем-то миллионов рублей не умудрились поставить хотя бы видеокамеру наблюдения, того же сторожа с собакой на ночь выставить возле самолёта. И слова о том, что украденная аппаратура была устаревшей и не представляющей ценности — слова в пользу бедных.

Тоже ЦРУ заплатило бы гораздо больше, чем оцененный в миллион рублей похищенные платы, чтобы узнать их содержимое и хранящуюся на них информацию. У любого документа с грифом «Секретно», равно как и изделия особой важности, есть свои сроки их сокрытия, у некоторых это бессрочный период. А здесь неопознанные злоумышленники с какой-то лёгкостью вынесли едва ли не половину секретов российского Генштаба.

— Случай, действительно, вопиющий, — продолжает эксперт Сергей Птичкин. — Воровали по мелочёвке и раньше, хотя на серьезных авиазаводах такое практически исключено из-за строгих систем безопасности. Однако нынешняя ситуация в Таганроге с Ил-80 вышла за все рамки допустимого. Надо полагать, что как военным, так и спецслужбам придётся теперь самим следить за сохранностью секретов, а не доверять их вохровцам.

Последние новости
Цитаты
Василий Солодков

Директор банковского института ВШЭ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня