Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Индии срочно понадобились 33 российских истребителя

Производители французского «Рафаля» одурачили Нью-Дели

11720

Министерство обороны Индии подтвердило закупку у России 33-х истребителей, сообщает газета The Times of India со ссылкой на источники в военном ведомстве. Запрос на продажу 21 МиГ-29 и 12 Су-30МКИ в ближайшее время будет направлен в Рособоронэкспорт. Причем поставок не нужно будет дожидаться несколько лет, когда самолеты будут построены российскими авиастроительными компаниями. Большая часть запрашиваемых истребителей уже существует и находится на хранении. Это, так сказать, неликвиды. Сумма контракта должна превысить миллиард долларов.

А ведь сравнительно недавно Нью-Дели были чрезвычайно привередливы в отношении российской авиационной техники. После нескольких лет бездеятельности они вышли из совместного проекта по созданию и производству индийской модификации истребителя пятого поколения Су-57. Тогда было заявлено, что истребитель никак нельзя отнести к пятому поколению из-за плохого двигателя, чрезмерной заметности для радаров противника и никудышной авионики.

Также из тендера на массовую закупку истребителей был выброшен российский МиГ-35. И в 2016 году был подписан контракт на приобретение 36 тяжелых французских истребителей «Рафаль». Причем по совершенно заоблачной цене. Каждый самолет должен обойтись Индии 218 млн. евро. Пока еще поставлены только 4 истребителя. Полностью контракт должен быть выполнен к 2023 году, но понятно, что при нынешних темпах поставок это может произойти лишь к середине десятилетия.

Эти чудовищные затраты были совершены в значительной степени для того, чтобы французская компания Dassault Aviation наладила производство этих самолетов в Индии, что означает передачу технологий. Но неделю назад было неожиданно и в высшей степени вероломно заявлено, что это условие будет соблюдено лишь в том случае, если Нью-Дели купят 100 самолетов!

Когда Индия затевала бизнес-игру с партнером, оказавшимся мошенником, ситуация с могущественным соседом — Китаем — не вызывала особых опасений. Но весной прошлого года все резко изменилось. За четыре месяца на спорной территории долины Гавлан в Гималаях произошли четыре столкновения между индийскими и китайскими пограничниками. Последнее столкновение, в котором участвовали по 250 человек с каждой стороны, переросло в настоящую бойню, в которой погибли 20 индийцев и 43 китайца. И это при том, что, согласно договору 1962 года, огнестрельное оружие не использовалось — дрались палками и камнями. Как пещерные воины.

Читайте также
Дырявый турецкий барабан: Эрдоган теряет Кавказ «Базовый вопрос» Анкары тормозится даже в союзном Азербайджане

Вполне понятно, что через некоторое время Китай начал стягивать к этому участку границы военную технику. То же самое необходимо было сделать и Индии.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди, дабы поддержать в гражданах боевой дух и веру в силу государства, так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Страна обладает такими возможностями, что никто не осмелится посягнуть даже на дюйм нашей земли».

Надо сказать, что Моди сильно переоценивает возможности Индии в военном противостоянии с Китаем конкретно в этом спорном горном районе, где основной ударной силой может быть в первую очередь авиация. Авиация Китая как в количественном, так и в качественном отношении однозначно сильнее. В ВВС КНР эксплуатируются современных 1150 истребителей, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Помимо этого есть 520 клонов давно снятых с вооружения в России советских истребителей МиГ-21.

У Индии 533 самолета фронтовой авиации, среди которых 150 МиГ-21. Правда, большая часть индийских «двадцать первых» относится уже к четвертому поколению истребителей. Модификация MIG-21UPG Bison была создана специально для ВВС Индии. Самолет получил стеклянную кабину, нашлемную индикацию, возросла дальность полета. Установлена новая РЛС с большей дальностью обнаружения и возможностью работать не только с воздушными, но и наземными целями.

Если же говорить о качестве, то и тут Индия уступает Китаю. У нее в настоящий момент 255 многоцелевых истребителей поколения 4++ Су-30МКИ и 60 МиГ-29, которые также, как и МиГ-21, осовременены за счет модификации и предназначены исключительно для ВВС Индии.

С новыми закупками будет такая история. 21 МиГ-29, снятые с хранения, будут модернизироваться до уровня MIG-29UPG. А 12 Су-30МКИ будут собираться из российских комплектующих на флагмане индийской авиастроительной промышленности — концерне Hindustan Aeronautics Limited.

Конечно, новое приобретение 33-х российских самолетов будет полезным в связи с обострением ситуации на границе с Китаем. Однако кардинально проблему отставания в воздушном сегменте вооруженных сил оно не решит.

Но у Индии есть перспектива правильно распорядиться вторым этапом тендера по закупке 114 истребителей. В мае правительство должно принять решение о том, кто же его выиграл, и кто будет пополнять ВВС страны новыми эффективными самолетами с высокими боевыми возможностями. На победу претендуют: французский «Рафаль», евроистребитель «Тайфун», шведский легкий «Грипен» и два «американца» — истребитель-штурмовик F/A-18 и F-21, который является индийской модификацией самого массового легкого истребителя четвертого поколения F-16. А также российский истребитель МиГ-35.

Конечно, советы давать индийцам мы не вправе. Однако хотелось бы им пожелать, чтобы они, в конце концов, поняли, что французы технологию им не передадут ни при каких обстоятельствах. Хоть они сотню «Рафалей» купят за громадные деньги, хоть тысячу. Точно такая же история и с американцами. И, вероятно, с производителями «Тайфуна». Есть надежда на шведов. Однако их истребитель, хоть и хорош, но слишком легок — и по дальности, и по массе полезной нагрузки. К тому же индийцы намереваются заполнять нишу легких истребителей самолетом собственной разработки.

И, думается, наиболее оптимальной машиной для ВВС Индии является средний истребитель МиГ-35.

Во-первых, он относится к поколению 4++, его некоторые характеристики удовлетворяют требованиям, предъявляемым к «пятерочникам».

Читайте также
ТАСС уполномочен заявить: АПЛ «Дмитрий Донской» возможно вооружить 200 «Калибрами» Хоть и старые, но самые большие в мире атомоходы наши военные к ужасу США мечтают превратить в гигантские «ракетодромы»

Во-вторых, у него довольно крепкая «мускулатура», то есть вполне серьезная боевая нагрузка, и он способен работать на значительном удалении от базы.

В-третьих, Россия не нарушает обещаний по части передачи заказчикам технологии того или иного вооружения.

В-четвертых, и это тоже существенно, за российский истребитель не придется выкладывать громадные средства. Стоимость МиГ-35 порядка 45 млн. долларов. Это существенно меньше, чем у других участников тендера, за исключением шведского «Грипена». Учитывая подготовку пилотов, запасные ремонтные комплекты и вооружение, за один самолет надо будет платить 60−65 млн. Это немного.

Но, конечно, и при таком усилении истребительного парка ВВС Индии не сможет сравняться с ВВС Китая.

Однако не стоит забывать, что у Индии есть «вечный» противник, с которым периодически приходится сражаться в небе. Это Пакистан. А он, как известно, является военно-техническим партнером Китая. Так что 114 МиГ-35 окажутся очень кстати для усиления обороны на западном направлении.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня