Министерство обороны Индии подтвердило закупку у России 33-х истребителей, сообщает газета The Times of India со ссылкой на источники в военном ведомстве. Запрос на продажу 21 МиГ-29 и 12 Су-30МКИ в ближайшее время будет направлен в Рособоронэкспорт. Причем поставок не нужно будет дожидаться несколько лет, когда самолеты будут построены российскими авиастроительными компаниями. Большая часть запрашиваемых истребителей уже существует и находится на хранении. Это, так сказать, неликвиды. Сумма контракта должна превысить миллиард долларов.
А ведь сравнительно недавно Нью-Дели были чрезвычайно привередливы в отношении российской авиационной техники. После нескольких лет бездеятельности они вышли из совместного проекта по созданию и производству индийской модификации истребителя пятого поколения Су-57. Тогда было заявлено, что истребитель никак нельзя отнести к пятому поколению из-за плохого двигателя, чрезмерной заметности для радаров противника и никудышной авионики.
Также из тендера на массовую закупку истребителей был выброшен российский МиГ-35. И в 2016 году был подписан контракт на приобретение 36 тяжелых французских истребителей «Рафаль». Причем по совершенно заоблачной цене. Каждый самолет должен обойтись Индии 218 млн. евро. Пока еще поставлены только 4 истребителя. Полностью контракт должен быть выполнен к 2023 году, но понятно, что при нынешних темпах поставок это может произойти лишь к середине десятилетия.
Эти чудовищные затраты были совершены в значительной степени для того, чтобы французская компания Dassault Aviation наладила производство этих самолетов в Индии, что означает передачу технологий. Но неделю назад было неожиданно и в высшей степени вероломно заявлено, что это условие будет соблюдено лишь в том случае, если Нью-Дели купят 100 самолетов!
Когда Индия затевала бизнес-игру с партнером, оказавшимся мошенником, ситуация с могущественным соседом — Китаем — не вызывала особых опасений. Но весной прошлого года все резко изменилось. За четыре месяца на спорной территории долины Гавлан в Гималаях произошли четыре столкновения между индийскими и китайскими пограничниками. Последнее столкновение, в котором участвовали по 250 человек с каждой стороны, переросло в настоящую бойню, в которой погибли 20 индийцев и 43 китайца. И это при том, что, согласно договору 1962 года, огнестрельное оружие не использовалось — дрались палками и камнями. Как пещерные воины.
Вполне понятно, что через некоторое время Китай начал стягивать к этому участку границы военную технику. То же самое необходимо было сделать и Индии.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди, дабы поддержать в гражданах боевой дух и веру в силу государства, так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Страна обладает такими возможностями, что никто не осмелится посягнуть даже на дюйм нашей земли».
Надо сказать, что Моди сильно переоценивает возможности Индии в военном противостоянии с Китаем конкретно в этом спорном горном районе, где основной ударной силой может быть в первую очередь авиация. Авиация Китая как в количественном, так и в качественном отношении однозначно сильнее. В ВВС КНР эксплуатируются современных 1150 истребителей, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Помимо этого есть 520 клонов давно снятых с вооружения в России советских истребителей МиГ-21.
У Индии 533 самолета фронтовой авиации, среди которых 150 МиГ-21. Правда, большая часть индийских «двадцать первых» относится уже к четвертому поколению истребителей. Модификация MIG-21UPG Bison была создана специально для ВВС Индии. Самолет получил стеклянную кабину, нашлемную индикацию, возросла дальность полета. Установлена новая РЛС с большей дальностью обнаружения и возможностью работать не только с воздушными, но и наземными целями.
Если же говорить о качестве, то и тут Индия уступает Китаю. У нее в настоящий момент 255 многоцелевых истребителей поколения 4++ Су-30МКИ и 60 МиГ-29, которые также, как и МиГ-21, осовременены за счет модификации и предназначены исключительно для ВВС Индии.
С новыми закупками будет такая история. 21 МиГ-29, снятые с хранения, будут модернизироваться до уровня MIG-29UPG. А 12 Су-30МКИ будут собираться из российских комплектующих на флагмане индийской авиастроительной промышленности — концерне Hindustan Aeronautics Limited.
Конечно, новое приобретение 33-х российских самолетов будет полезным в связи с обострением ситуации на границе с Китаем. Однако кардинально проблему отставания в воздушном сегменте вооруженных сил оно не решит.
Но у Индии есть перспектива правильно распорядиться вторым этапом тендера по закупке 114 истребителей. В мае правительство должно принять решение о том, кто же его выиграл, и кто будет пополнять ВВС страны новыми эффективными самолетами с высокими боевыми возможностями. На победу претендуют: французский «Рафаль», евроистребитель «Тайфун», шведский легкий «Грипен» и два «американца» — истребитель-штурмовик F/A-18 и F-21, который является индийской модификацией самого массового легкого истребителя четвертого поколения F-16. А также российский истребитель МиГ-35.
Конечно, советы давать индийцам мы не вправе. Однако хотелось бы им пожелать, чтобы они, в конце концов, поняли, что французы технологию им не передадут ни при каких обстоятельствах. Хоть они сотню «Рафалей» купят за громадные деньги, хоть тысячу. Точно такая же история и с американцами. И, вероятно, с производителями «Тайфуна». Есть надежда на шведов. Однако их истребитель, хоть и хорош, но слишком легок — и по дальности, и по массе полезной нагрузки. К тому же индийцы намереваются заполнять нишу легких истребителей самолетом собственной разработки.
И, думается, наиболее оптимальной машиной для ВВС Индии является средний истребитель МиГ-35.
Во-первых, он относится к поколению 4++, его некоторые характеристики удовлетворяют требованиям, предъявляемым к «пятерочникам».
Во-вторых, у него довольно крепкая «мускулатура», то есть вполне серьезная боевая нагрузка, и он способен работать на значительном удалении от базы.
В-третьих, Россия не нарушает обещаний по части передачи заказчикам технологии того или иного вооружения.
В-четвертых, и это тоже существенно, за российский истребитель не придется выкладывать громадные средства. Стоимость МиГ-35 порядка 45 млн. долларов. Это существенно меньше, чем у других участников тендера, за исключением шведского «Грипена». Учитывая подготовку пилотов, запасные ремонтные комплекты и вооружение, за один самолет надо будет платить 60−65 млн. Это немного.
Но, конечно, и при таком усилении истребительного парка ВВС Индии не сможет сравняться с ВВС Китая.
Однако не стоит забывать, что у Индии есть «вечный» противник, с которым периодически приходится сражаться в небе. Это Пакистан. А он, как известно, является военно-техническим партнером Китая. Так что 114 МиГ-35 окажутся очень кстати для усиления обороны на западном направлении.