Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Авиабаза Хмеймим: Путин заносит «Кинжалы» над южным флангом НАТО

Спешная модернизация российского аэродрома означает, что Москва берет под контроль все Средиземноморье и половину Европы

17389

Американские эксперты и военные озадаченно чешут в затылках. Спутниковые снимки российской авиабазы Хмеймим в Сирии, сделанные в конце декабря прошлого года, показали, что на этом и без того достаточно современном русском аэродроме затеяна масштабная реконструкция двух взлетно-посадочных полос. Зачем? Ведь и раньше на Хмеймим не раз и без труда успешно приземлялись даже гигантские и военно-транспортные самолеты ВКС России Ан-124 «Руслан»?

Однако разведывательные спутники США свидетельствуют: так называемая «западная» ВВП аэродрома, длина которой прежде составляла внушительные 2895 метров, экстренно удлиняется с обеих сторон. Судя по масштабам работ, полоса станет продолжительней еще на 304 метра. Одновременно эта «бетонка» на всем протяжении расширяется на 8 метров (примерно до 52−54 метров). Строится и новая рулежная дорожка между обоими ВВП.

Штатовское издание The Drive предположило, что все эти работы русским понадобились, чтобы стало возможным принимать в Сирии «Русланы» с еще большим количеством грузов на борту. Кроме того, по версии издания, после удлинения ВВП российские ВКС вероятно смогут разместить на авиабазе дальние бомбардировщики Ту-22М3 и еще более тяжелые «стратеги» Ту-95МС или даже Ту-160.

Читайте также
Восемь Махов — всех побивахом: Шойгу ищет деньги на «Цирконы» Минобороны рассчитывает на дополнительные поставки гиперзвукового оружия

Другой заокеанский источник предположил, что рядом с ними в Хмеймим теперь станут базироваться и российские дальние противолодочные самолеты типа Ту-142 с максимальной взлетной массой в 185 тонн. Поскольку в таком случае им не придется, как сегодня, тратить огромное количество топлива на перелеты в эти края с внутренних аэродромов России, радиус, время патрулирования, а значит — и эффективность поиска американских ракетных подводных лодок существенно увеличатся. Таким образом, противолодочники России возьмут под контроль не только все Средиземное море, то и часть Атлантики. И, не исключено (при определенных внешнеполитических условиях), — Индийского океана.

Вероятно, все это действительно может иметь место. И совершенно точно даст нашей стране дополнительные стратегические преимущества в этих регионах. Однако, как представляется, главный замысел нынешних преобразований на авиабазе Хмеймим в другом. Предлагаю обратить внимание еще на одну новость, которая, на мой взгляд, может оказаться в прямой взаимосвязи с указанными событиями на сирийской земле.

6 февраля агентство РИА-Новости сообщило, что ВКС РФ провели успешные испытания принятой на вооружение только в 2016 году новейшей авиационной крылатой ракеты большой дальности Х-32. Причем, пуски осуществлял один из двух имеющихся в наличии у России модернизированных дальних бомбардировщиков Ту-22М3М. Их производство пока только разворачивается в Казани. Именно для этого типа самолетов высокоточная Х-32 и создавалась.

Мало того. Программа модернизации знаменитых «Бэкфайеров» — Ту-22М3 в Ту-22М3М совершенно точно контролируется на самом верху — в Кремле. Что, видимо, наглядно свидетельствует о ее чрезвычайной важности. Потому что в январе 2018 года, когда такая работа в нашей стране только разворачивалась, на авиазаводе в Казани счел необходимым лично побывать Владимир Путин. А спустя два года, в мае 2020-го, о ней же министр обороны РФ Сергей Шойгу под телекамерами докладывал президенту так: «У нас появилась модернизированная техника — Ту-22. Это фактически новые самолеты, я не буду отвлекаться на технические подробности. Они в массовом порядке модернизируются на казанском заводе».

Теперь, стало быть, «дооборудованный Ту-22М3 провел несколько пусков крылатых ракет Х-32, которые составят основу ударного вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М. Стрельбы прошли в рамках периодических испытаний изделий на военном полигоне. Заявленные боевые характеристики ракет подтверждены, точность попадания — „в колышек“ (центр мишени. — Прим. ред.)», — рассказал собеседник РИА-Новости.

Полагаю, логично предположить, что и упомянутые испытания Х-32, и начатые в лихорадочном темпе строительные преобразования на авиабазе Хмеймим — это звенья одной цепи. Если все так и есть — скорее всего, Ту-22М3М действительно готовятся к перебазированию в Сирию. А ВВП для них приходится удлинять и расширять приходится из-за того, что эта тоже очень тяжелая машина (максимальный взлетный вес до 116 тонн) унаследовала один «родовой» недостаток для всех бомбардировщиков семейства Ту-22 — очень высокую посадочную скорость (до 285 км/час). Чтобы погасить ее, одних тормозных парашютов мало. Необходимо значительное пространство.

Но когда все будет завершено и хотя бы несколько Ту-22М3М окажутся в Сирии — это станет очень плохой новостью вовсе не для бородатых фанатиков-экстремистов, почти добитых в этой стране. Для них, убогих, такое российское оружие явно избыточно. Все, что сегодня происходит в Хмеймим, адресовано исключительно тем, кто готовит войну с Россией на другом берегу Средиземного моря — для НАТО. Потому что в зоне досягаемости новых российских крылатых ракет окажется абсолютно новое для альянса направление — все без исключения государства его южного фланга. И даже Центральная и Восточная Европа. И тоже — угроза придет не с востока, как раньше, а с юга. Это нечто такое, к чему никогда прежде не готовились ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне.

Чтобы парировать эту головную боль, Западу нужны будут дополнительные деньги и новые военные усилия. Причем, не совсем понятно: какого рода и в каком направлении? Усиливать противоракетную и противовоздушную оборону той же Италии, Греции, Франции? Но чем? Ведь Х-32 со скоростью 1,5 километра в секунду следует к цели на высоте порядка 40 километров. А это уже стратосфера. Ни одно современное средство ПРО США, включая любые ракеты класса Standard глобальной системы «Aegis», не способны их достать на этакой верхотуре.

Кроме того, Х-32 в полете вдвое превосходит максимальную расчетную скорость аэродинамических целей, на которую запрограммирован штатовский «Иджис». К тому же на конечном участке траектории, уже прямо над целью, российская ракета переходит в крутое пике. В этот момент она оказывается в своеобразной слепой «воронке» сектора обзора любых радиолокационных станций, которые никогда ничего «не видят» прямо над собой. А стало быть — и не в состоянии обеспечивать обстрел.

Читайте также
Турция взяла под контроль путинских миротворцев в Карабахе? Анкара стала такой сильной, что уже не по зубам Москве

В таком случае, очевидно, самым действенным средством оказывается единственное: не дать российским дальним бомбардировщикам вообще подняться в воздух с Хмеймим. То есть — в случае критического обострения ситуации в мире первыми нанести внезапный удар по нашей авиабазе. В прежние времена у США для этого самым радикальным средством считались авианосцы. Но если Ту-22М3М скоро появится в Сирии, то штатовским «плавучим аэродромам» в целях самосохранения лучше будет вообще покинуть восточное Средиземноморье. Потому что конструкторами предусмотрен еще один вариант вооружения этого самолета — гиперзвуковая ракета Х-47М2 комплекса «Кинжал» с дальностью полета до 2 тысяч километров. От нее на сегодня ни у кого нет совершенно никакой защиты.

Как известно, нынче «Кинжалами» в состоянии бить по авианосцам только тяжелые истребители-перехватчики типа МиГ-31К. Такие уже несут боевое дежурство в российском Южном военном округе. Но уже объявлено, что дальние бомбардировщики куда эффективней способны использовать такое оружие. Потому что бить по кораблям противника станут залпом. Под фюзеляжем у каждого скоро будет не по одной, а по четыре точки подвески для «Кинжалов». Мало того. У Ту-22М3М боевой радиус намного больше, чем и МиГ-31К. По двум этим причинам в битве с авианосцами Ту-22М3М окажутся вне всякой конкуренции.

Правда, конструкторские работы в этом направлении в России еще, настолько можно судить по открытым источникам, не завершены. Требуется серьезная модернизация радиоэлектронного оборудования и укрепление внешней подвески, на которой могли бы размещаться «Кинжалы». Но на фоне уже проделанной работы все это наверняка — мелочи. Которые вскоре будут преодолены. И тогда на электронных картах в штабах НАТО российская авиабаза Хмеймим круглосуточно запульсирует красным цветом бесконечной тревоги.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ)

Андрей Патраков

Авиационный эксперт

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня