Американские эксперты и военные озадаченно чешут в затылках. Спутниковые снимки российской авиабазы Хмеймим в Сирии, сделанные в конце декабря прошлого года, показали, что на этом и без того достаточно современном русском аэродроме затеяна масштабная реконструкция двух взлетно-посадочных полос. Зачем? Ведь и раньше на Хмеймим не раз и без труда успешно приземлялись даже гигантские и военно-транспортные самолеты ВКС России Ан-124 «Руслан»?
Однако разведывательные спутники США свидетельствуют: так называемая «западная» ВВП аэродрома, длина которой прежде составляла внушительные 2895 метров, экстренно удлиняется с обеих сторон. Судя по масштабам работ, полоса станет продолжительней еще на 304 метра. Одновременно эта «бетонка» на всем протяжении расширяется на 8 метров (примерно до 52−54 метров). Строится и новая рулежная дорожка между обоими ВВП.
Штатовское издание The Drive предположило, что все эти работы русским понадобились, чтобы стало возможным принимать в Сирии «Русланы» с еще большим количеством грузов на борту. Кроме того, по версии издания, после удлинения ВВП российские ВКС вероятно смогут разместить на авиабазе дальние бомбардировщики Ту-22М3 и еще более тяжелые «стратеги» Ту-95МС или даже Ту-160.
Другой заокеанский источник предположил, что рядом с ними в Хмеймим теперь станут базироваться и российские дальние противолодочные самолеты типа Ту-142 с максимальной взлетной массой в 185 тонн. Поскольку в таком случае им не придется, как сегодня, тратить огромное количество топлива на перелеты в эти края с внутренних аэродромов России, радиус, время патрулирования, а значит — и эффективность поиска американских ракетных подводных лодок существенно увеличатся. Таким образом, противолодочники России возьмут под контроль не только все Средиземное море, то и часть Атлантики. И, не исключено (при определенных внешнеполитических условиях), — Индийского океана.
Вероятно, все это действительно может иметь место. И совершенно точно даст нашей стране дополнительные стратегические преимущества в этих регионах. Однако, как представляется, главный замысел нынешних преобразований на авиабазе Хмеймим в другом. Предлагаю обратить внимание еще на одну новость, которая, на мой взгляд, может оказаться в прямой взаимосвязи с указанными событиями на сирийской земле.
6 февраля агентство РИА-Новости сообщило, что ВКС РФ провели успешные испытания принятой на вооружение только в 2016 году новейшей авиационной крылатой ракеты большой дальности Х-32. Причем, пуски осуществлял один из двух имеющихся в наличии у России модернизированных дальних бомбардировщиков Ту-22М3М. Их производство пока только разворачивается в Казани. Именно для этого типа самолетов высокоточная Х-32 и создавалась.
Мало того. Программа модернизации знаменитых «Бэкфайеров» — Ту-22М3 в Ту-22М3М совершенно точно контролируется на самом верху — в Кремле. Что, видимо, наглядно свидетельствует о ее чрезвычайной важности. Потому что в январе 2018 года, когда такая работа в нашей стране только разворачивалась, на авиазаводе в Казани счел необходимым лично побывать Владимир Путин. А спустя два года, в мае 2020-го, о ней же министр обороны РФ Сергей Шойгу под телекамерами докладывал президенту так: «У нас появилась модернизированная техника — Ту-22. Это фактически новые самолеты, я не буду отвлекаться на технические подробности. Они в массовом порядке модернизируются на казанском заводе».
Теперь, стало быть, «дооборудованный Ту-22М3 провел несколько пусков крылатых ракет Х-32, которые составят основу ударного вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М. Стрельбы прошли в рамках периодических испытаний изделий на военном полигоне. Заявленные боевые характеристики ракет подтверждены, точность попадания — „в колышек“ (центр мишени. — Прим. ред.)», — рассказал собеседник РИА-Новости.
Полагаю, логично предположить, что и упомянутые испытания Х-32, и начатые в лихорадочном темпе строительные преобразования на авиабазе Хмеймим — это звенья одной цепи. Если все так и есть — скорее всего, Ту-22М3М действительно готовятся к перебазированию в Сирию. А ВВП для них приходится удлинять и расширять приходится из-за того, что эта тоже очень тяжелая машина (максимальный взлетный вес до 116 тонн) унаследовала один «родовой» недостаток для всех бомбардировщиков семейства Ту-22 — очень высокую посадочную скорость (до 285 км/час). Чтобы погасить ее, одних тормозных парашютов мало. Необходимо значительное пространство.
Но когда все будет завершено и хотя бы несколько Ту-22М3М окажутся в Сирии — это станет очень плохой новостью вовсе не для бородатых фанатиков-экстремистов, почти добитых в этой стране. Для них, убогих, такое российское оружие явно избыточно. Все, что сегодня происходит в Хмеймим, адресовано исключительно тем, кто готовит войну с Россией на другом берегу Средиземного моря — для НАТО. Потому что в зоне досягаемости новых российских крылатых ракет окажется абсолютно новое для альянса направление — все без исключения государства его южного фланга. И даже Центральная и Восточная Европа. И тоже — угроза придет не с востока, как раньше, а с юга. Это нечто такое, к чему никогда прежде не готовились ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне.
Чтобы парировать эту головную боль, Западу нужны будут дополнительные деньги и новые военные усилия. Причем, не совсем понятно: какого рода и в каком направлении? Усиливать противоракетную и противовоздушную оборону той же Италии, Греции, Франции? Но чем? Ведь Х-32 со скоростью 1,5 километра в секунду следует к цели на высоте порядка 40 километров. А это уже стратосфера. Ни одно современное средство ПРО США, включая любые ракеты класса Standard глобальной системы «Aegis», не способны их достать на этакой верхотуре.
Кроме того, Х-32 в полете вдвое превосходит максимальную расчетную скорость аэродинамических целей, на которую запрограммирован штатовский «Иджис». К тому же на конечном участке траектории, уже прямо над целью, российская ракета переходит в крутое пике. В этот момент она оказывается в своеобразной слепой «воронке» сектора обзора любых радиолокационных станций, которые никогда ничего «не видят» прямо над собой. А стало быть — и не в состоянии обеспечивать обстрел.
В таком случае, очевидно, самым действенным средством оказывается единственное: не дать российским дальним бомбардировщикам вообще подняться в воздух с Хмеймим. То есть — в случае критического обострения ситуации в мире первыми нанести внезапный удар по нашей авиабазе. В прежние времена у США для этого самым радикальным средством считались авианосцы. Но если Ту-22М3М скоро появится в Сирии, то штатовским «плавучим аэродромам» в целях самосохранения лучше будет вообще покинуть восточное Средиземноморье. Потому что конструкторами предусмотрен еще один вариант вооружения этого самолета — гиперзвуковая ракета Х-47М2 комплекса «Кинжал» с дальностью полета до 2 тысяч километров. От нее на сегодня ни у кого нет совершенно никакой защиты.
Как известно, нынче «Кинжалами» в состоянии бить по авианосцам только тяжелые истребители-перехватчики типа МиГ-31К. Такие уже несут боевое дежурство в российском Южном военном округе. Но уже объявлено, что дальние бомбардировщики куда эффективней способны использовать такое оружие. Потому что бить по кораблям противника станут залпом. Под фюзеляжем у каждого скоро будет не по одной, а по четыре точки подвески для «Кинжалов». Мало того. У Ту-22М3М боевой радиус намного больше, чем и МиГ-31К. По двум этим причинам в битве с авианосцами Ту-22М3М окажутся вне всякой конкуренции.
Правда, конструкторские работы в этом направлении в России еще, настолько можно судить по открытым источникам, не завершены. Требуется серьезная модернизация радиоэлектронного оборудования и укрепление внешней подвески, на которой могли бы размещаться «Кинжалы». Но на фоне уже проделанной работы все это наверняка — мелочи. Которые вскоре будут преодолены. И тогда на электронных картах в штабах НАТО российская авиабаза Хмеймим круглосуточно запульсирует красным цветом бесконечной тревоги.