«Порубщик-2» сможет «вырубать» войска НАТО в воздухе, на земле и в космосе

Новый российский самолет РЭБ дотянется даже до спутниковых группировок противника

9853
На фото: экспериментальным машиностроительным заводом им. В.М. Мясищева на базе самолета Ил-18 создан самолет постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП «Порубщик»
На фото: экспериментальным машиностроительным заводом им. В.М. Мясищева на базе самолета Ил-18 создан самолет постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП «Порубщик» (Фото: ilyushin.org/ПАО «Ил»)

В России начинаются работы по созданию новой модификации самолета радиоэлектронной борьбы. Условное название новой машины — «Порубщик-2», сообщил РИА «Новости» источник в оборонно-промышленном комплексе.

Мощная система РЭБ воздушного базирования появилась в России сравнительно недавно. В середине нулевых годов было принято решение о переоборудовании трех летающих командных пунктов Ил-22 «Бизон» в постановщиков помех Ил-22ПП «Порубщик».

Созданием оборудования бортового комплекса РЭБ занялся концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в госкорпорацию Ростех. В 2009 году к переоборудованию трех самолетов, созданных на базе гражданского лайнера Ил-18, приступил Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева в подмосковном Жуковском. Спустя два года начались летные испытания. А в 2016 году машины поступили на вооружение Специальной авиации ВВС России.

Таким образом, был ликвидирован пробел в ВВС по части самолетов РЭБ. Более двадцати лет, после снятия в вооружения в 1993 году Ту-16П, в Специальной авиации не было ни одного достаточно мощного самолета РЭБ. Правда, доживали свой век построенные в 70-е годы Ан-12БК-ИС.

Читайте также
«Волк-18» вышел на охоту за вражескими беспилотниками «Волк-18» вышел на охоту за вражескими беспилотниками Концерн «Алмаз-Антей» перехватывает всё, что летает

Но установленные на них станции РЭБ «Фасоль» уже давно не удовлетворяли требованиям современности, поскольку не реагировали на плавающие частоты РЛС противника. Да, и еще у фронтового бомбардировщика Су-24 была модификация постановщика помех, что послужило созданию фэйка о том, как этот самолет «парализовал» в Черном море американский эсминец.

«Порубщик» имеет специфическую «внешность», обладая выделяющимися боковыми антеннами, расположенными в обтекателях из радиопрозрачного материала. В полете у него разматывается буксируемая антенна длиной в несколько сотен метров.

Комплекс РЭБ построен с учетом особенностей работы современных радиоэлектронных систем противника. В частности, он не размазывает мощность помехового сигнала по всему частотному диапазону, а подавляет только те частоты, на которых работает противник. То есть аппаратура на борту «Порубщика» достаточно интеллектуальная, использующая мощные вычислительные ресурсы.

Одно из существенных преимуществ комплекса РЭБ Ил-22ПП от предыдущих станций подавления состоит в том, что благодаря избирательности он не влияет на работу своих, российских, радиоэлектронных систем. Скажем, от «Фасоли», размещенной на борту Ан-12БК-ИС, порой «доставалось и своим».

Достигается это за счет того, что перед включением генератора активных помех, комплекс сканирует эфир, выявляя частоты, используемые в аппаратуре противника. Определив частоты, на которых работают каналы радиосвязи противника, а также частоты РЛС и их девиацию, «Порубщик» начинает подавлять их работу при помощи генерации активных помех именно на этих частотах. Также имеется возможность распространения помех в заданном направлении.

«Клиентов» у «Порубщика», работе которых он препятствует, много. Тут и самолеты дальнего радиолокационного обзора и управления (АВАКС), и воздушные командные пункты, и самолеты-разведчики, и самолеты тактической авиации, и наземные комплексы ПВО и узлы связи… И даже разнообразная современная наземная боевая техника, которая все больше и больше интегрируется в информационно-боевые сети различного уровня.

При этом могут подавляться и каналы связи с космическими объектами, которые выдают целеуказание или же используются для связи.

Два-три «Порубщика» в состоянии парализовать деятельность войск, дислоцированных в крупном позиционном районе. Или же сорвать наступление противника.

Следует признать, что оборудование, используемое на самолете Ил-22ПП, довольно «свежее», ему чуть больше десяти лет. Для самолетов Специальной авиации это не возраст. Но признать следует и то, что уже сейчас необходимо озаботиться перспективой создания нового самолета РЭБ.

На то есть два резона. Во-первых, область электроники, как бытовой, так и военной, развивается стремительно. И если сейчас «Порубщик» способен справляться с возложенными на него задачами, то уже через десять лет его эффективность начнет постепенно снижаться. Поэтому желательно было бы получить новый самолет РЭБ уже через 10−15 лет. К сожалению, нынешние темпы разработок таковы, что начав создавать летающий комплекс сейчас, мы получим его никак не раньше начала 30-х годов.

Во-вторых, самолеты, на которых размещены комплексы «Порубщик», очень немолоды. Для них были использованы командные пункты Ил-22 «Бизон», производство которых завершилось в середине 70-х годов. И хоть перед переоборудованием был произведен капитальный ремонт, но ресурса у этих машин осталось лет на десять. Следовательно, их достаточно скоро придется списывать.

Для «Порубщика-2» предполагается использовать либо гражданский авиалайнер Ту-214, облюбованный военными для переделки в специализированные самолеты, либо военно-транспортный Ил-76. К носителю предъявляются два требования: возможность размещения на борту значительного количества аппаратуры вместе с операторами и обеспечение длительного патрулирования.

Читайте также
 «Регион» создает «Хищника», который станет «убийцей авианосцев» «Регион» создает «Хищника», который станет «убийцей авианосцев» Торпеда «Футляр» превзошла американскую Mk 48, но не дотягивает до немецкой DM2A4ER

Вполне понятно, что аппаратуру для «Порубщика-2» будет разрабатывать КРЭТ. Потому что это законодатель моды в области РЭБ не только в России, но и в мире. По оценке ведущих консалтинговых компаний Strategy Partners Group и Frost and Sullivan, в 2012 году объём российского рынка систем и средств РЭБ превысил 400 млн. долларов, при этом доля продукции КРЭТ в системах РЭБ составляет около 94%. Доля концерна на мировом рынке РЭБ приближается к 6%.

Ну, и в заключение о печальном. Если качество отечественных самолетов РЭБ находится на высоком уровне, то их количество удручает. Комментируя сообщение РИА «Новости», член экспертного совета коллегии ВПК России Виктор Мураховский сказал: «Думаю, для подавления сигнала спутниковой группировки потенциального противника нам необходимо по эскадрилье на каждое оперативно-стратегическое командование, то есть четыре эскадрильи по 12 самолетов».

48 бортов при нашей нищете в Специальной и Военно-транспортной авиациях — это, конечно, перебор. В богатейших Штатах эксплуатируются 15 таких самолетов.

Но три — это, разумеется, позор. Позор, потому что в послевоенный советский период, который продолжался 45 лет, было построено около 50 серьезных самолетов на базе Як-28, Ан-12 и Ту-16. Постсоветский период продолжается уже 30 лет.

Последние новости
Цитаты
Захар Прилепин

Писатель, журналист

Вадим Трухачёв

Политолог

Михаил Синельников-Оришак

Политолог и публицист

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня