Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Стая американских «Куропаток» опасней русской «Молнии»

Боевые рои беспилотников в США создадут раньше, чем в России

7036

В России в ближайшее время откроется ОКР по созданию роя беспилотных летательных аппаратов, сообщил источник РИА «Новости» в оборонно-промышленном комплексе. Предварительные работы в объеме эскизного проекта в инициативном порядке, то есть без государственного финансирования, выполнены в санкт-петербургской компании «Кронштадт», известной по созданию первого в стране ударного дрона «Орион» со взлетной массой, достигающей одной тонны. Комплекс создаваемого роя беспилотников получил название «Молния».

«Беспилотники этой системы будут запускаться стаей с самолета-носителя, например, для прорыва вражеской ПВО или ведения групповой радиоэлектронной борьбы совместно с пилотируемыми самолетами. Также предполагается применение аппаратов​ комплекса как отдельных высокоточных управляемых боеприпасов или разведчиков-целеуказателей», — рассказал собеседник агентства.

Предположительно их носителями станут многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 и тяжелый ударный беспилотник «Охотник», а также военно-транспортные самолеты и самолеты фронтовой авиации.

В комплекс «Молния» входят восемь БПЛА, имеющих форму крылатой ракеты, оснащенной складывающимся крылом и реактивным двигателем.

Читайте также
Тройка смертников: Украина, Грузия и Молдова готовятся сообща топить Черноморский флот Под «крышей» США создается новый морской альянс

ЛТХ, изложенные источником РИА «Новости», имеют прикидочный характер. Длина беспилотника — 150 см, размах крыла — 120 см. Масса полезной нагрузки или же боевой части в случае использования беспилотника в качестве камикадзе — 5−7 кг. Турбореактивный двигатель будет обеспечивать скорость полета порядка 600−700 км/ч. Дальность полета должна достигать нескольких сотен километров.

Форма беспилотника выбирается такой, чтобы предельно минимизировать его радиолокационную и тепловую заметность — предусмотрено плоское сопло, воздухозаборник с S-образным каналом воздуховода. Корпус аппарата, разумеется, будет иметь специальное радиопоглощающее покрытие.

То есть машину вряд ли удастся сделать дешевой. А это, между прочим, одно из существенных требований, предъявляемых к роевым беспилотникам, которые будут массово погибать, прорывая противовоздушную оборону противника.

Во-первых, они будут подвергаться жестоким атакам со стороны комплексов радиоэлектронной борьбы. Во-вторых, «стая» понесет потери при массовом пикировании на РЛС комплексов ПВО.

Существуют две концепции применения роев беспилотников. Наиболее распространенная (теоретически, поскольку до практики еще никто дело не довел) — потеря всего роя после его использования. Но есть теоретические наработки, согласно которым уцелевшие в воздухе дроны возвращаются на базу или на самолет-носитель. Источник РИА «Новости» ничего не сказал о расходности роя. Но, судя по тому, что в него входят не копеечные машины, предполагается их многократное использование.

Однако необходимо отметить, что создание самих дронов, которые должны действовать по законам роя, — это не главная и далеко не самая сложная проблема, с которой сталкиваются конструкторы. Собственно, и не конструкторы даже, а математики, алгоритмисты, программисты. Самое сложное — «мозги» роевых беспилотников. В сумме они должны обладать коллективным искусственным интеллектом, как это устроено у пчел и у муравьев. У роя должен быть «вожак», организующий совместные действия для достижения вполне конкретных целей. В случае гибели «вожака» его полномочия подхватывает другая «особь».

В рое должно быть несколько групп дронов, имеющих конкретную специализацию. Это, условно говоря, разведчики, бойцы, камикадзе, еще кто-то. При этом они должны обмениваться между собой информацией, действуя сообща. И при этом руководствоваться определенной тактикой, которая может меняться в ходе операции.

Надо сказать, что «Кронштадт» не единственная в России компания, занимающаяся данной проблематикой. Существуют работы с большей степенью готовности. Так, на форуме «Армия-2019» был анонсирован рой «Стая-93», созданный в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, в который может входить до сотни малогабаритных квадрокоптеров с вертикальным взлетом и посадкой. Тем не менее, каждая такая малютка способна переносить до 2,5 кг полезной нагрузки.

В разработке «Стая-93» основная нагрузка легла на математику и программирование. Создающийся коллективный ИИ вполне приложим не только к представленным на презентации квадрокоптерам, но и к другим дронам, имеющим достаточные «размеры мозга». О комплексе «Молния» ничего в этом плане не известно. Так что приходится еще раз повторить: в рое беспилотников далеко не самое главное «железо», то есть сами беспилотники. Значительно важнее научить их нужным образом «думать».

Тема воздушных роёв стала чрезвычайно модной в начале прошлого десятилетия. Ну, а мода без спекуляций не бывает. За эту тему в России немедленно ухватились несколько так называемых старт-апов «сколковского гнездования». Появились почти победоносные публикации. Однако про этих «пионеров» уже давно все забыли. В теме остались достаточно авторитетные компании.

Многое по этой теме делается в США. И, надо сказать, с неплохими перспективами на получение конкретного продукта, который через некоторое время могут начать внедрять в армию.

Наиболее амбиционный проект Gremlins с 2014 года ведет Агентство перспективных оборонных исследований Министерства обороны США (DARPA), занимаясь прежде всего созданием коллективного роевого интеллекта. Но эта деятельность пока не вышла за пределы мощной компьютерной сети агентства.

Непосредственно дроны для проекта Gremlins, получившие обозначение Х-61А, разрабатывает компания Dynetics. Первые опытные образцы, их четыре, уже проходят летные испытания. Беспилотник выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низко расположенным складывающимся крылом, крестообразным хвостовым оперением и оснащен турбореактивным двигателем. Полезная нагрузка — до 70 кг. Скорость полета — 0,8 М, продолжительность — 3 часа.

Х-61А запускается с летающей лаборатории на базе военно-транспортного самолета «Геркулес», способной нести до 20 «Гремлинов». После выполнения задания беспилотники должны возвращаться на носитель. Есть значительные подозрения относительно того, что конструкторы «Кронштадта» позаимствовали именно эту концепцию.

Читайте также
Лукашенко помог НАТО поставить Су-25 на «новое крыло» Болгария протестировала советские штурмовики, модернизированные в Белоруссии, и дала им статус «стандарт альянса»

Если со сравнительно малочисленными и достаточно крупными «Гремлинами» вполне способны справиться один-два ЗРПК «Панцирь», то рой Perdix («Куропатка»), создаваемый в Массачусетском технологическом институте, для наземных ракетных и пушечных комплексов неуязвим. Поскольку наштамповать «Куропаток» на 3D-принтере можно огромное множество.

Эти микродроны массой 290 граммов и длиной 25 сантиметров оснащены электродвигателем и толкающим винтом. Они дешевы. Их можно выбрасывать из самолета-носителя буквально мешками. Скорость и дальность невелика — 112 км/ч и 20 км. Однако для атаки на комплексы ПВО (точнее — их ослепление громадной суммарной массой) зачастую больше и не требуется. Но, в принципе, дальность можно и нарастить, используя более емкий аккумулятор.

Этот проект достиг значительной степени готовности. В 2016 году на полигоне Чайна-Лейк в Калифорнии были проведены испытания, в которых были задействованы 103 «Куропатки», функционирующих как рой. Испытания включали в себя сброс беспилотников над заданным районом с борта трех истребителей F/A-18, сбор их в рой, а затем пикирование на заданные цели. «Куропатки» продемонстрировали способность соблюдать дистанцию между собой во время полета, следовать за лидером и реконфигурироваться в случае поражения отдельных дронов во время полета.

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня