Россия, похоже, проснулась и начала спешно затыкать дыру в секторе авиационных ракет малой дальности после двадцати лет бездеятельности, пишет военный обозреватель Дуглас Барри для Международного института стратегических исследований (IISS) со штаб-квартирой в Лондоне. Озаботила его судьба ракеты «воздух-воздух» Р-73, которая входит в состав обязательного вооружения российских истребителей, эксплуатирующихся не только в ВКС РФ, но и в целом ряде стран, которые закупают нашу авиационную технику. Но скоро закупать перестанут, утверждает Барри.
Насчет двадцати лет бездействия концерна «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), который занимается разработкой авиационных ракет, автор публикации в IISS, конечно, сильно перегнул палку. Ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-73 была принята на вооружение в 1983 году. С тех пор последовательно выпущено несколько ее модификаций, каждая из последующих превосходит предыдущие по боевым возможностям.
Так, спустя четыре года появилась Р-73 РМД-2. Американцы, у которых в тот момент «симметричной» ракетой была AIM-9L, можно сказать, пришли в ужас, поскольку их ракета по маневренности близко не стояла к российской, у которой перегрузочная способность была на уровне 40 g. Это было достигнуто за счет оптимальной аэродинамики и введения управляемого вектора тяги.
Довольно долго советские пилоты оказывались в выигрышном положении в сравнении с американскими еще и за счет того, что у нас впервые ввели нашлемное целеуказание для ракет, включая и Р-73.
С тех пор появилась еще пара модификаций. У американцев больше, они дошли в индексации своей ракеты малой дальности уже до буквы Х — AIM-9X. И, наконец, КБ «Вымпел», создал модификацию РВВ-МД, летные характеристики которой вновь оказались недоступны для конструкторов компании Raytheon.
На вооружение она была принята в 2015 году. Способна маневрировать с перегрузками в 60 g. В то время как у американской AIM-9X, у которой наконец-то появился управляемый вектор тяги, эта характеристика достигает лишь 40 g.
Также у РВВ-МД увеличился до 90 градусов угол пеленга инфракрасной головки самонаведения (ГСН), повысилась помехозащищенность.
Но при всем при этом невозможно не согласиться с Дугласом Барри насчет того, что в последние годы у российской ракеты малой дальности наблюдается «торможение». По сравнению с тем, что в этой области ракетной техники происходит не только на Западе, но уже и на Востоке.
Прежде всего, наблюдается явное отставание в части избирательности инфракрасных ГСН. В российской РВВ-МД используется двухканальная ГСН. У американской AIM-9X — это матрица инфракрасных фотоприемников размерностью 128×128 элементов. За счет этого ГСН получила возможность видеть не размытое тепловое пятно, излучаемое объектом, а четкие контуры цели. Поэтому AIM-9X совершенно не реагирует на тепловые ловушки, отстреленные атакуемым самолетом.
Во второй половине 2010-х годов на вооружение ВВС США была принята ракета AIM-9X Block II с улучшенными характеристиками. За счет уменьшения площади крыльев и более динамичного управления вектором тяги повысилась ее маневренность. Правда, перегрузочная способность лишь приблизилась к 40 g.
Новая модификация американской ракеты получила возможность поражать и наземные цели. Как объясняют американцы, это необходимо для борьбы с российскими ракетными комплексами «Искандер-М», а также с семейством ЗРС концерна «Алмаз-Антей». Но если захват воздушных целей ИК ГСМ AIM-9X Block II происходит на удалении до 18 километров, то наземных — лишь четыре-пять километров.
Тем не менее, следует признать, что в новом тысячелетии американская ракета ушла вперед. Более того, разрыв может возрасти, поскольку в Raytheon сейчас создают AIM-9X Block III.
Ушли вперед и европейцы, обогнав даже американцев. Созданная европейским консорциумом под предводительством Германии ракета IRIS-T по некоторым характеристикам превзошла AIM-9X, которую она должна заменить на истребителях «Тайфун», «Рафаль» и «Грипен». У нее такая же матричная ГСН, но скорость уже не 2500, а 3600 километров в час, перегрузочная способность — 60 g. Вес БЧ — 11 килограммов. Ракета способна поражать и наземные цели. Но при этом ее ГСН может обнаруживать менее теплоконтрастные объекты, чем AIM-9X Block II. Соответственно захватывает их на большем расстоянии.
Британская ракета AIM-132 ASRAAM также оснащена матричной ГСН и имеет управляемый вектор тяги. То же самое можно сказать и о китайской ракете малой дальности PL-10E.
То есть уже все страны, создающие передовую авиационную технику, в авиационных ракетах имеют и управляемый вектор тяги, и матричную инфракрасную ГСН. И это два главных требования к ракетам нового поколения. Увы, РВВ-МД, удовлетворяет лишь одному из них. И это начинает негативно сказываться на экспортном потенциале.
Например, Индия уже закупила британские ракеты AIM-132 ASRAAM для своих четырех истребителей-бомбардировщиков французского производства «Рафаль». И теперь, как утверждает Дуглас Барри, изучает возможность интегрировать их в вооружение российских Су-30МКИ.
В то же время существуют сведения, что на КБ «Вымпел», как только стало известно о создании матричной ГСН для ракеты AIM-9, началась разработка ракеты с аналогичной ГСН, которая получила название «Изделие 300». Было это в самом начале тысячелетия.
В сильно устаревшей инсайдерской информации, полученной совсем недавно, говорилось: «Также создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД („Изделие 300“). Ракета оснащена матричной тепловой ГСН с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный со временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления. Испытания ракеты ожидаются в 2014—2015 годах».
Однако, судя по всему, работы были остановлены. И вполне понятно, что всему виной неудача с инфракрасной матрицей ГСН. Теперь начались работы по «Изделию 300М», о чем недавно было сообщено в корпоративной газете КБ «Вымпел». Но не на пустом месте, поскольку индекс «М» означает, что, по-видимому, идет модернизация опытных образцов, которые не вышли на испытания. Так что будем ждать, когда в России тоже появится ракета малой дальности пятого поколения.