Русская субмарина втихаря ускользнула от НАТО

О конфузе альянса стало известно в День моряка-подводника

42816
На фото: российская подлодка "Ростов-на-Дону"
На фото: российская подлодка «Ростов-на-Дону» (Фото: Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ/ТАСС)
Материал комментируют:

Исчезнувшая с радаров НАТО подводная лодка «Ростов-на-Дону» продолжает находиться связи и передает информацию, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на информированный источник.

«Противолодочные силы НАТО вот уже неделю пытаются найти в Средиземном море подлодку «Ростов-на-Дону»… Попытки найти ее не увенчались успехом. В то же время российское командование не теряет связь с «Ростовом-на-Дону», — цитирует агентство своего собеседника.

По его словам, западный военный альянс задействовал в регионе большие силы для поиска российской подлодки, но безрезультатно. «Значит, в условиях боевых действий они находятся на прицеле, что их очень раздражает», — пояснил источник.

О том, что исчезновение подлодки с американских экранов систем управления и контроля вызывает озабоченность у ВМС США, особенно в связи со способностью российской подводной лодки собирать конфиденциальную информацию, сообщило 18 марта израильское издание.

После этого ВМС США мобилизовали силы союзников в надежде обнаружить российских подводников: было объявлено совместное с израильтянами морское патрулирование в восточной части акватории Средиземном море. Ранее, 16 марта, подлодку заметили к западу от острова Крит.

Читайте также
Арабские шейхи поменяют «Абрамсы» на танки от Шойгу Арабские шейхи поменяют «Абрамсы» на танки от Шойгу Россия и Китай выдавливают США с оружейного рынка Саудовской Аравии

В трехнедельной операции по отслеживанию субмарины были задействованы суда США, Канады, Великобритании, Франции, Италии и Греции. С итальянской авиабазы NAS Sigonella и греческого аэропорта «Араксос» в воздух были подняты американские самолеты Р-8А Poseidon.

Из-за присутствия российской подлодки в районе Гибралтара от прохождения через пролив временно отказался американский авианосец. До этого момента нашу субмарину от Ла-Манша сопровождал британский патрульный корабль HMS Mersey. Лодка шла с Балтийского моря.

Подлодка «Ростов-на-Дону» совершает межфлотский переход после первого планового ремонта. Предполагается, что она войдет в состав Постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море, заменив аналогичную субмарину, сообщили ТАСС в силовых структурах Крыма.

Все шесть подводных лодок Черноморского флота находятся в настоящий момент в море на боевом дежурстве, заявил в Севастополе его командующий, вице-адмирал Игорь Осипов на мероприятии, посвященном Дню моряка-подводника, который отмечается 19 марта.

— Речь идет о дизель-электрической подводной лодке проекта 636.3, модификации проекта 877, знаменитой «Варшавянки», которая отличается возможностью применения ракет типа «Калибр», — пояснил капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков. — Ее обнаружили и ввели противолодочные силы НАТО. Наша лодка от них оторвалась, а они озаботились ее жизнью.

«СП»: — В альтруизм натовцев верится с трудом. Как подлодка может скрытно выходить на связь?

— Она выходит на сеансы связи, устанавливаемые специальным режимом. Этот режим определяет периоды выхода подводной лодки на связь. Сообщения передаются, конечно, не разговором по телефону, а телеграфным ключом в сверхбыстродействующем режиме — за доли секунды. Такие вещи не пеленгуются. Информация принимается на берегу. Мы о ней знаем, лодка живет.

«СП»: — Насколько типично подобное плотное сопровождение нашей подлодки военными НАТО?

— Ситуация распространенная. И мы также делаем. Недавно «американец» пришел в наши территориальные воды в Баренцевом море. Мы его обнаружили и несколько часов за ним следили. Это норма. Так было всегда.

«СП»: — Каким образом обнаруживают чужую подлодку?

— Основной способ — акустика. Она работает в двух вариантах. Первый — инфразвуковой канал, который позволяет следить на больших дистанциях. До нескольких сотен миль. Но это более актуально для обнаружения атомных подлодок. К тому же и наши, и американцы научились это подавлять. Второй вариант — ультразвуковой диапазон. Он работает в режиме эхолокации или пассивного приема с помощью подкильных или опускаемых гидроакустических станций.

Эти станции сильно зависят от распределения звука в толще воды, от так называемого «слоя скачка» (комплекс физических характеристик воды, связанный с температурой, соленостью, плотностью и т. д. — авт.). Если подлодка находится под слоем скачка, а корабль над ним, то какой бы мощной гидроакустическая станция ни была, дальность обнаружения не больше 1−2 километров. Если же по одну сторону слоя скачка, то слышимость несколько десятков километров.

«СП»: — Как подлодка может уйти от наблюдения корабля противника, если он близко?

— Есть несколько разных способов. Подлодка может нырнуть под слой скачка, а может пристроиться под киль попутного торгового судна и идти под ним тихонечко. Оно ее маскирует шумами своими. Интенсивность движения в Средиземном море высокая. Спрятаться есть где.

Читайте также
Силовики начинают слежку за «подозрительными типами» на свежем воздухе Силовики начинают слежку за «подозрительными типами» на свежем воздухе Легче пересечь границу, чем попасть на футбол

«СП»: — То есть главное не шуметь. Наверное, поэтому на фотографиях подлодок, когда они где-то на верфях, всегда прикрыт винт?

— От винта зависит уровень шума. Поэтому его закрывают… В советское время был скандал с высокоточными станками «Тошиба», которые японцы продали СССР в обход запрета американцев. США предполагали, что станки могут быть использованы для изготовления бесшумных винтов для советских подлодок. Но вообще, у нас с американцами были два разных подхода к достижению бесшумности подлодок. Они делали ставку на прецизионность, а мы на создание сложных многоуровневых систем поглощения шумов.

О других деталях устройства подлодок, позволяющих оставлять преследователей с носом, нам рассказал главный редактор портала MilitariRussia.ru Дмитрий Корнев.

— Подлодку проекта 636.3 на Западе называют KILO, а российская пресса любит называть «Черной дырой». Ее основные достоинства — именно малошумность. Она достигается за счет полностью электрического хода в подводном положении и других технологий, которые с 1970-х годов, когда создавали базовую модель, очень хорошо технологически отработали. Это амортизирующие платформы под все механизмы и агрегаты, противогидроакустическое покрытие корпуса. Предположу, что самые современные звукопоглощающие покрытия используются именно на этом проекте.

Кроме того, на этих лодках стоит самая современная аппаратура обнаружения других объектов. Причем, дело даже не в какие-то очень мощных гидролокаторах, а в цифровой системе идентификации звуков и хранения их образцов. Эта система позволяет то, что слышит сонар очень быстро определять не с помощью навыка гидроакустика, а объективно. Эта цифровая система появилась на подлодках в 1980−90-е годы. К тому же надо знать, что на малых ходах почти все лодки являются бесшумными. И вот тут есть разница между нашими подлодками и американскими…

Читайте также
500 японцев против Москвы: Суга надавит на Путина «Годзиллами» 500 японцев против Москвы: Суга надавит на Путина «Годзиллами» Для Су-57 истребитель Mitsubishi, который взлетит в 2030 году, представляет реальную угрозу

«СП»: — Можно подробнее?

— У нас почти на всех лодках используется двухкорпусная архитектура. Есть прочный корпус и внешний корпус, который мы видим. И между ними есть межбортное пространство, где находится вода, потому что внешний корпус проницаемый. И при движении лодки могут возникать завихрения воды, которых создают шум. В то время как американцы делают однокорпусные подлодки. Речь идет о классе «Лос-Анжелес» и выше. Такие лодки имеют более высокую плавучесть и меньшую шумность. То есть если один и тот же набор агрегатов поместить в однокорпусную и двухкорпусную лодку, то первая будет идти тише. Здесь американцы нас опережают.

«СП»: — Есть куда расти…

— Конечно. Например, подлодку «Ясень» или проект 677 «Санкт-Петербург» многие эксперты уже называют «полуторакорпусными». Поскольку в какой-то части корпуса прочный корпус максимально соприкасается с внешним, уменьшая межкорпусное пространство почти до нуля, а в какой-то возвращаемся к прежней двухкорпусной архитектуре. То есть мы движемся в сторону однокорпусности. Если это получится, то при равном уровне технологий мы отыграем еще какую-то долю шумности, а значит, малозаметности наших подлодок.

Последние новости
Цитаты
Борис Джерелиевский

Военный эксперт

Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня