Андрей Дьячков, гендиректор Северного проектно-конструкторского бюро (СПКБ) заявил, что тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» после модернизации станет самым сильным надводным кораблем в мире. По его словам, этому способствует «высокий модернизационный потенциал этих кораблей (проектов 1144 и 11442), заложенный в них при проектировании». Также Андрей Аркадьевич назвал его «визитной карточкой» и даже символом ВМФ РФ.
Как известно, «Адмирал Нахимов» модернизировался на «Севмаше» аж с 1999 года. Правда, практические работы на нем ведутся только с 2013 года, что тоже немало по сроку. Впрочем, корабль и впрямь превратился в плавучую крепость, ощетинившуюся ракетами, пушками, торпедными аппаратами и всякой вспомогательной ультрасовременной всячиной, включая эффективную ПРО/ПВО. Благо что здесь мы впереди планеты всей.
Водоизмещение «визитной карточки ВМФ РФ» составляет 25 860 тонн, что серьезно повышает его статус в рейтинге самых боеспособных военно-морских единиц, особенно с учетом солидного арсенала гиперзвуковых «Цирконов», способных уничтожать цели на расстоянии до тысячи километров и развивающих скорость до 9 МАХ.
Короче, все очень по-взрослому.
Добавим, что с 2017 года только США и Россия являлись единственными военно-морскими странами, которые эксплуатировали такого рода тяжелые ракетные крейсеры. Правда, в начале 2020 года в клубе плавучих крепостей прибыло. В него вступила Поднебесная со своим «Наньчаном» типа 055. Согласно общепринятой классификации, китайский корабль этого проекта относится к эскадренным миноносцам, то бишь к эсминцам.
Впрочем, прежние мерки, как считают в США, нужно пересмотреть. Сегодня на одну тонну водоизмещения приходится в разы больше мощности залпа и инженерного оборудования, чем еще некоторое время назад. Короче, по мнению авторитетного на Западе эксперта Коллина Коха, к которому прислушиваются в Пентагоне, «Наньчан» — это не эсминец, а что ни на есть самый настоящий тяжелый ракетный крейсер, который и в одиночку способен навести шороху. Он имеет 112 ракетных ячеек вертикального пуска, включая 24, которые способны запускать зенитные ракеты.
Дескать, именно поэтому в военно-морской табели о рангах, «Наньчан» стоит на одну ступеньку ниже авианосцев «Нимиц». Встреча с ним, безусловно, не сулит ничего хорошего ни одному противнику. И не факт, что авианосная ударная группа справится с группой кораблей типа 055.
Для сравнения: американские ракетные крейсера типа «Тикондерога» оборудованы 122 ячейками для пуска ракет, в том числе 80 ЗУР «Стандарт-2», предназначенных для защиты от воздушного нападения.
Если следовать этой логике, то «Адмирала Нахимова» следует квалифицировать, как ракетный линкор, который как раз и приравнивается по боевой эффективности к авианосцам. Суммарно, согласно публичной информации, на «визитной карточке» ВМФ РФ имеется 172 ракетные шахты, в том числе 92 — для пуска зенитных ракет. Очевидно, что такого количества хватит, чтобы отразить налет палубной авиации с авианосцев «Нимиц» или «Форд».
Словом, Андрей Дьячков не лукавил, когда назвал «Адмирала Нахимова» самым сильным надводным кораблем в мире. Тем более, что тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» разрабатывали еще в Советском Союзе достаточно грамотные специалисты, как с точки зрения оборонной стратегии, так и с инженерных позиций. Не случайно Андрей Аркадьевич помянул их добрым словом, дав самую высокую оценку модернизационному потенциалу.
Конечно, убежденного американофила-фаната «Нимица» только могила исправит. Тем не менее наши потенциальные противники с большим уважением отзываются о российском флоте, пусть слегка обветшалом. Находясь под прикрытием береговой наземной авиации и противокорабельных бастионов, большие ракетные универсалы вроде «Адмирала Нахимова» запросто могут заблокировать походы американских АУГ в территориальные воды Балтики, Черного моря, Арктики и даже Тихого океана.
Вопрос «кто — кого», конечно, интересный, но сегодня ведущие военно-морские державы в большей мере придерживаются принципа «не победить, а напугать». Достаточно сказать: чуть что не так, янки посылают для демонстрации силы свои авианосцы. Действует этот аргумент, прямо скажем, убедительно, несмотря на ура-патриотические вопли врагов Америки. В этом плане модернизированная плавучая крепость проекта 1144 тоже логично рассматривать прежде всего как инструмент военно-политического давления.
Что касается слабой стороны российских кораблей, по версии заокеанских экспертов, у нас якобы намного хуже, чем у американцев, выживаемость, точнее непотопляемость. В США убеждены, что они в этом деле собаку съели, хотя бы потому, что всегда вкладывали большие деньги. Мало кто знает, что в 2005 году янки даже шарахнули по своему списанному авианосцу USS America (CV-66) класса Kitty Hawk мощной торпедой.
Результаты этих противоракетных и противоторпедных испытаний систем безопасности до сих пор остаются конфиденциальными. Но, похоже, все было «Окей», иначе бы программу плавучих аэродромов потихоньку списали бы.
По мнению Джона Бартлетта, американского отставного морского офицера, который ссылается на внутренние документы, высокие критерии непотопляемости американских кораблей считаются главным преимуществом ВМС США. «Очень немногие военные корабли из любой страны соответствуют американскому дизайну и подготовке к тому, чтобы оставаться на плаву в бою», — утверждает он.
Можно и так сказать: сколько у русских ракет, столько у американцев всевозможного инженерного оборудования для спасения, которое включает в себя автономно действующие мощные насосы в большинстве потенциально действующих отсеков. Правда, издание Business Insider, сравнивая ракетные крейсера, обратило внимание на более насыщенную ПРО именно на наших кораблях.
Вторым слабым местом «Адмирала Нахимова», опять-таки по оценкам «товарищей» из-за океана, является нулевая или почти нулевая логистика. Дэйв Калхун, инженер-механик на одном из штатовских эсминцев, пишет, что русские плавают вдали от родины в условиях жесткой автономности. Значит, если завтра война, вопрос снабжения боеприпасами может оказаться критическим для ВМФ РФ. Между тем Военно-морские силы Соединенных Штатов могут практически неограниченно пополняться и перевооружаться на море за счет огромного флота вспомогательных судов.
Третьей и самой большой проблемой в сфере безопасности «Адмирала Нахимова» является уязвимость перед штатовскими подлодками. Точнее, расходы на содержание тяжелого ракетного крейсера намного превышают риски его уничтожения торпедами субмарин. Овчинка, мол, выделки не стоит.
С такими оценками трудно не согласиться. Возможно поэтому считается, что такие плавучие крепости являются скорее проекцией силы, чем силой в реальности. Тем не менее самый успешный американский президент-манипулятор Рейган возобновил эксплуатацию линкоров класса «Айова», поскольку эффективность огня у них была выше, чем у авианосцев. Расчеты на тот момент показывали, что стоимость доставки одной тонны «боеприпасов» до вражеской цели составляла $1,6 тыс. для линкора, и $12 тыс. для «Нимица».
Кстати, последующий вывод «Айова» из состава ВМС США объяснили концом «холодной войны». Тем не менее ни один из 4-х кораблей этой серии под нож не пустили, сделав из них музеи. Ничего не мешает американцам их вновь модернизировать и ввести в строй, тем более сами янки объявили нам «холодную войну 2.0».