В Чехии продолжается раскрутка скандала, связанного с расследованием взрывов на складах вооружений в 2014 году. Президент страны Милош Земан сказал, что есть две версии ЧП многолетней давности — халатность персонала и «игра зарубежных спецслужб».
В ответ Земана назвали чуть ли не предателем нации. Премьер Андрей Бабиш заявил, что версия только одна — склады взорвали диверсанты из России. А председатель верхней палаты парламента Милош Выстрчил пригрозил президенту делом о госизмене…
Арсеналы в чешской деревне Врбетице в Злинском крае (граничит со Словакией), взлетели на воздух 16 октября и 3 декабря 2014 года.
Сразу возник ряд вопросов по первопричине взрывов, в результате которых было «утилизировано» порядка 150 тонн разного рода боеприпасов, в том числе весьма сомнительного предназначения. Как утверждается, посредством болгарского посредника Эмилияна Гебрева их продавали на Украину. А возможно, и в другие «горячие точки» планеты: черный рынок оружия обширный.
Собственно, сами арсеналы периодически взрываются по всему миру, неважно в какой стране происходят подобные инциденты. Скажем, в США в период с 1999 по 2018 год взрывы и пожары произошли как минимум в десяти случаях на складах хранения боеприпасов и на производствах по их изготовлению. В результате погибли более 30 человек, около 500 получили ранения разной степени тяжести.
Страшная трагедия произошла в 2000 году в Нидерландах, где во время взрыва на складе пиротехники в Энсхеде на границе с Германией погибли 23 человека, 947 получили ранения и ожоги, 400 домов были полностью разрушены, ещё 1500 повреждены. В 2002 году загорелся портовый склад боеприпасов в Гамбурге, в результате которого пострадало более 10 человек.
Страшной силы взрыв боеприпасов в самом крупном городе Нигерии, Лагосе, в 2002 году унёс жизни более 1100 человек, более 5 тысяч были ранены, свыше 20 тысяч стали беженцами.
Как громыхало на арсеналах в России лучше не вспоминать — 17 происшествий на военных складах за 10 лет (с 2009 года). Рвалось в Карабаше, Ульяновске, Амурской области, Башкирии, Липецкой области, Удмуртии, Прикамье, Оренбургской и Самарской области, Забайкалье, Нижегородской и Курской области, Дзержинске, Хабаровском крае и Абхазии. Погибших по самым скромным оценкам около 30 человек, более 400 раненых. Взрывы с большими разрушениями и человеческими жертвами происходили в Алжире, Китае, Украине, ЮАР, Болгарии, Шри-Ланке, Индонезии, Индии. Арсенал, это как ружьё на сцене в спектакле, которое появившись в первом акте, в третьем должно непременно выстрелить. Военные склады — потенциальная опасность, требующая пристального внимания и мер безопасности.
Арсеналы взрываются во многих случаях именно из-за нарушений мер безопасности, так называемого человеческого фактора, который в итоге и приводит к трагедии. Здесь любая ошибка, образно говоря, брошенная спичка или непотушенный окурок, могут послужить причиной пожара и взрыва.
Взлетают склады на воздух и в результате диверсии, однако большей частью это происходит в ходе ведения боевых действий, когда подобным образом истощаются боеприпасы противника. В таких ситуациях наносятся точечные удары по заранее обнаруженным целям, но эффект не всегда бывает ожидаем из-за защищенности самих складов, их рассредоточения на большой площади, надёжных укрытий и пр. Есть и другие сложности, связанные в первую очередь с проникновением на тщательно охраняемый объект — нахрапом такую задачу не решить.
Взрывы на складах в Чехии, произошедшие с временным интервалом в полтора месяца, но практически в одном и том же месте, в результате шестилетнего расследования в Праге сейчас решили списать на агентов российского ГРУ. Сам по себе это посыл достаточно абсурден, а ещё где-то даже анекдотичен. В роли исполнителей теракта чешские спецслужбы определили сотрудников российской военной разведки Александра Мишкина, известного ещё как «Александр Петров» и Анатолия Чепига, он же «Руслан Боширов». Под этими псевдонимами «офицеры ГРУ» засветились при отравлении Скрипалей в Великобритании в марте 2018 года.
Получается, вся агентурная сеть ГРУ в Европе держится на вездесущих «Петрове» и «Боширове»?
— Разведка любой страны предпочитает не «светить» своих агентов дважды, — считает военный эксперт Владимир Попов. — Это грозит обернуться провалом в проведении последующих операций. На повторное выполнение заданий отправляются люди с другой «биографией», порой даже с измененной внешностью, но уж точно не с повторяющимися анкетными данными. Меняются не только имена и фамилии, пусть даже вымышленные, но и цвет глаз, отпечатки пальцев и прочие специфические признаки, позволяющие рассекретить человека.
Ещё одно из правил разведки — после проведения успешной операции, особенно если она имела «громкий» эффект, исполнителей выводят из игры, их дальнейший удел — преподавательская работа в специальных центрах, обучение новых потенциальных агентов. Дважды использование «Петрова» и «Боширова» было бы маловероятным. Это такой фейк, игра на публику, над которым профессионалы любой страны просто рассмеются.
Если посмотреть чисто теоретически — насколько России могло быть важно уничтожение в 2014 году складов боеприпасов в Чехии?
Объём хранимых там снарядов/ракет/патронов и какого-то количества пистолетов-пулемётов не так уж и велик. На первом (склад № 16) находилось около 50 тонн боеприпасов, на втором (склад № 12) порядка 100 тонн. Это по большому счёту — пшик, легкий фейерверк.
Для понимания, чтобы вывезти такое количество взрывчатых веществ в разном виде, потребовалось бы 30−45 автомобилей типа «Газель» с грузоподъёмностью в 3,5 тонны. Несерьёзная тема, если исходить из вопроса национальной безопасности. А вот для нелегальной торговли оружием объемы вполне подходящие. На черный рынок снаряды, патроны, мины поставляют не эшелонами. Продажи поскромнее, хотя на этом делают миллиарды долларов.
Еще важно левые объемы скрыть. Десять взорвали, сотню продали — кто потом что докажет? Ну, а стрелки перевести при желании можно на что и на кого угодно.
К слову, и после 2014 года болгарский «оружейный барон» Гебрев, по его же утверждению, продолжал распродавать хранящиеся «заначки» в Чехии третьим странам. И кто скажет, сколько и чего он продал? Да никто, если сам «не расколется». А ЦРУ и британская МИ-6 в этом направлении копать точно не будут. Хотя их «тема».