SOS: «Князьям» подлодок «Борей» срочно нужна подмога

Стратегические субмарины не могут обходиться без тральщиков и противолодочных самолетов

5584
На фото: атомная подводная лодка стратегического назначения "Владимир Мономах" проекта "Борей"
На фото: атомная подводная лодка стратегического назначения «Владимир Мономах» проекта «Борей» (Фото: Вадим Савицкий/ТАСС)

Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 855 «Борей» и 855А «Борей-А» может быть больше, чем сейчас запланировано. В настоящий момент вопрос находится на рассмотрении, сообщил в интервью РИА «Новости» член коллегии ВПК и Морской коллегии при правительстве РФ Владимир Поспелов.

Поспелов заявил, что после закладки девятого и десятого стратегических подводных крейсеров серия может быть продолжена.

Может быть принято решение о строительстве еще одной лодки, или нескольких.

В случае продолжения серии будет учитываться как потребность ВМФ в «Бореях», являющихся мощным инструментом сдерживания противника от необдуманных действий, так и ограничения, налагаемые Договором СНВ-3 на количество ядерных боезарядов и пусковых установок.

«Борей» и его более совершенная модификация «Борей-А» относятся к атомным подводным лодкам четвертого поколения, для которого характерны существенно более низкий уровень полей (акустических, магнитных, электромагнитных), чем у лодок третьего поколения, и качественный скачок в чувствительности гидроакустических станций. Применительно же к стратегическим лодкам — использование более эффективного основного вооружения, баллистических ракет.

Читайте также
Тяжелая судьба легкого крейсера «Михаил Кутузов» Тяжелая судьба легкого крейсера «Михаил Кутузов» Превращенный в корабль-музей, из-за отсутствия денег на ремонт он медленно тонет прямо в центре города-героя Новороссийска

Сейчас в ВМФ России эксплуатируются четыре «Борея». Три из них относятся к проекту 855 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Один — к модернизированному проекту 885А, это «Князь Владимир». Еще один «Борей-А» — «Князь Олег» проходит государственные испытания. Он должен быть передан флоту осенью этого года.

Еще три «Борея-А» строятся на «Севмаше» — «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Первый из них вступит в строй в этом году, два других — в течение ближайших двух лет. Еще два стратегических ракетоносца — «Князь Потемки» и «Дмитрий Донской» — будут заложены в этом году. Их передача ВМФ ожидается в 2026 и 2027 году соответственно.

То есть полный производственный цикл — от закладки лодки до окончания ее испытаний — составляет 5−6 лет. Небывалые темпы для Объединенной судостроительной корпорации, которая еле укладывается в десять лет при строительстве куда более простых в производстве корветов. И это понятно, потому что правительство уделяет особое внимание совершенствованию ракетно-ядерного оружия и поддержанию его высокой боеготовности. Это направление военной техники финансируется наилучшим образом. И для его создания и выпуска всегда находятся производственные ресурсы.

Так что, если будет принято решение о продолжении серии «Бореев-А», то «Севмаш» выдаст к сроку и одиннадцатую лодку, и двенадцатую.

При этом препятствий для этого со стороны СНВ-3 не просматривается. Разница в количестве боеголовок, которыми располагает «Борей-А» и американская стратегическая лодка «Огайо», велика.

На каждой из 14 «Огайо» размещены 24 баллистические ракеты «Трайдент-2». Каждая ракета несет либо 8 боеголовок W88 (475 кт), либо 14 W76 (100 кт). На «Борее» установлены 16 ракет «Булава». Каждая оснащена шестью боеголовками по 150 кт. Если учитывать и стратегические подводные лодки предыдущего поколения с их ракетами и боеголовками, то у России по отношению к США наблюдается большой недобор по ядерным зарядам.

Продолжение серии лодок «Борей-А» вполне логично с точки зрения сохранения в ВМФ России двенадцати РПКСН. Потому что к 2030 году будут выведены из состава флота стратегические подводные лодки нескольких модификаций проекта 667. Поэтому к десяти эксплуатирующимся, строящимся и готовящимся к закладке «Бореям» следовало бы добавить еще пару. А то и больше.

По деньгам это не столь страшно — стоимость лодки «Борей-А» порядка 20 млрд. рублей. Также следует учитывать, что на «Севмаше» прекрасно освоили строительство этой лодки, никаких неприятных сюрпризов быть не должно. К тому же чем больше серия выпускаемой продукции, тем ниже стоимость производства. Сомневаться не приходится: если надо будет, на «Севмаше» построят и два, и четыре «Борея-А».

Однако при развитии стратегического подводного флота следует учитывать, что лодки сами по себе, автономно, существовать не могут. Это относится не только к береговым службам обеспечения. Лодки и в море могут действовать лишь при поддержке специальных сил ВМС.

Проводка выходящих с базы ВМФ на боевое дежурство подводных лодок осуществляется базовыми тральщиками — чтобы обезопасить субмарины от минных полей, которые мог установить противник.

Также необходима противолодочная авиация, самолеты которой обеспечивают противолодочное обеспечение развертывания своих стратегических подводных лодок, а также их возвращения на базу. При этом они на регулярной основе осуществляют поиск, а в военное время и уничтожение подводных лодок противника на подступах к районам базирования своих сил, в том числе и стратегических.

К сожалению, ситуация и с тральщиками, и с противолодочными самолетами у нас довольно грустная. И наращивая количество «Бореев», необходимо иметь в виду сбалансированность подводного стратегического флота. Необходимо учитывать и еще один момент. Если на Северном флоте исторически инфраструктурная ситуация еще и не катастрофична, то на Тихоокеанском флоте, куда недавно были переправлены два «Борея», дела обстоят хуже.

Казалось бы, если принимать во внимание лишь количественную характеристику, с базовыми тральщиками в ВМФ все нормально. На четырех флотах и в Каспийской флотилии их 23. Однако из этого вполне приличного количества необходимо срочно вычесть 19 кораблей. Эти тральщики проекта 1265 «Яхонт» были спроектированы в 60-е годы, их строительство началось в 1971 году. Они уже сильно устарели. «Яхонт» не способен бороться с некоторыми типами современных мин. И, соответственно, не в состоянии гарантировать безопасную проводку надводных кораблей и подводных лодок через минные поля.

В середине прошлого десятилетия начали передавать флоту прекрасные базовые тральщики проекта 12700 «Александрит» с корпусом из стеклопластика, абсолютно немагнитным. Вот этот корабль гарантирует защиту от мин любой конструкции. К настоящему моменту ВМФ переданы четыре «Александрита». Ожидаются к середине этого десятилетия еще шесть.

Читайте также
«Черное крыло»: МС-21 продолжает «бодаться» с «Боингом» «Черное крыло»: МС-21 продолжает «бодаться» с «Боингом» В нашем самолете по-прежнему слишком много иностранного

На четыре флота и одну флотилию этого маловато будет. Дело усугубляется тем, что в связи с полной катастрофой в сегменте морских тральщиков предполагается привлекать «Александриты» к сопровождению кораблей в дальних морских походах. Хоть у этого базового тральщика мореходность не слишком высокая. И это значит, что базы приписки «Бореев» оголятся.

Противолодочную авиацию представляют два самолета — Ил-38 (на базе Ил-18) и Ту-142 (на базе Ту-95). Туполевская машина тут не в счет, она предназначена для дальних морских и океанских рейдов. Ил-38, которых сейчас в морской авиации ВМФ 15, — самолет старый, с ограниченными возможностями поиска подводных лодок противника. Он начал эксплуатироваться в 1969 году. Правда, и американский «Орион», который сейчас активно вытесняется «Посейдонами», не намного моложе. Но Ил-38 существенно проигрывает ему по боевым возможностям.

В 2014 году начали модернизировать Ил-38 до модификации Ил-38Н, которая, как утверждают разработчики радиокомплекса, в четыре раза эффективнее прототипа. Но дело идет довольно медленно — сейчас в строю только семь обновленных машин.

При этом возросла лишь эффективность обнаружения подводных лодок противника, но ударные возможности остались на том же невысоком уровне. Если у американского «Посейдона» шесть точек внешней подвески ракет и торпед, то у российского самолета во внутреннем отсеке находятся всего лишь две торпеды или глубинные бомбы.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Александр Фролов

замгендиректора Института национальной энергетики

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня