Как говорится, медицинский факт: Россия несколько лет назад приняла на вооружение собственный прорывной тяжелый многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 с двумя двигателями. Но пока в войска он поступает буквально в «гомеопатических» дозах. А именно — первый серийный Су-57 передали в авиаполк Южного военного округа только в январе нынешнего года. Всего до конца 2021-го завод в Комсомольске-на-Амуре сулит произвести еще пять таких машин. Чего не хватит на формирование даже хотя бы одной эскадрильи.
Мало того. На образование первого авиаполка этих замечательных машин мы можем рассчитывать не ранее, чем через три года. Ибо к 2024 году Министерством обороны РФ заказано в Комсомольске-на-Амуре только 22 таких истребителя. Для ведения боевых действий в локальном конфликте наподобие сирийского этого может и хватить. А вот для серьезной войны даже на одном стратегическом направлении авиаполк Су-57 — капля в море.
Причин для столь печального положения дел множество. Одна из самых серьезных — стоимость новейшего самолета. По некоторым данным, она составляет приблизительно 2,23 миллиарда рублей за штуку. Что примерно в полтора раза дороже, чем, допустим, за тоже достаточно современный истребитель Су-35 (поколение 4++).
Где же выход для России? Свой вариант предложил госкомпания «Сухой». Как 26 мая сообщало агентство ТАСС, ее авиаконструкторы в инициативном порядке (то есть — на собственные средства) взялись за разработку куда более дешевого первого российского однодвигательного легкого тактического истребителя, облагающего сверхзвуковой скоростью и малой радиолокационной заметностью.
Собеседник агентства пояснил: «Компания „Сухой“ разрабатывает первый в современной истории России однодвигательный легкий тактический самолет взлетной массой до 18 тонн. Самолет будет развивать максимальную скорость полета более 2 Махов, а также обладает сверхманевренностью и улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет отклоняемого вектора тяги двигателя, показатель тяговооруженности самолета не менее 1».
В общих чертах впервые эту новость в декабре 2020 года озвучил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Причем отметил, что новая машина может быть как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.
Так чего же нам следует ожидать от этой инициативы?
Источник агентства «РИА-Новости» в самолетостроительной отрасли предположил, что за основу нового российского легкого истребителя будут приняты технические разработки, достигнутые в ходе работ над Су-57. Что, очевидно, способно значительно ускорить и удешевить процесс конструирования. В частности, от Су-57 взяли радиопоглощающее покрытие, систему вооружений, радиоэлектронное оборудование. Но главное — перспективный турбореактивный двигатель, известный пока как «Изделие 30» или «двигатель второго этапа». Он испытывается с 2017 года на одном из прототипов Су-57.
Двигатель «Изделие 30» — это пока вообще главный вызов для российских авиастроителей, работающих над истребителями пятого поколения. Пока на пошедших в серию и на прототипах Су-57 используют двигатель «двигатель первого этапа» АЛ-41Ф1, разработанный на основе советского АЛ-31Ф, установленного на Су-27. Его тяга на форсаже 15 000 кгс. Что вообще-то маловато для такой машины. Например, для выполнения бесфорсажного сверхзвукового полета на всех диапазонах требуемых высот и с разными вариантами полезной нагрузки.
Поэтому по расчетам «Изделие 30» должно выйти на 3000 кгс мощнее. То есть — более мощным не только, чем АЛ-41Ф1, но и Pratt & Whitney F135, который в настоящее время установлен на американском одномоторном F-35.
В принципе, считают многие, без этого двигателя Су-57 нельзя будет считать полноценным самолетом пятого поколения. Проблема России в том, считает, скажем, американская исследовательская организация RAND (Research and Development), что, несмотря на все усилия Москвы, «Изделие 30» не будет полностью готово как минимум до середины 2020-х годов. А это не может не сказаться самым негативным образом не только на темпах перевооружения Воздушно-Космических сил РФ на Су-57, но и на темпах создания легкого истребителя пятого поколения компанией «Сухой».
Американское издание Military Wath уже выразило уверенность, что в случае успеха российский легкий истребитель будет уступать Су-57 в выносливости, дальности полета и не сможет нести столько же полезной нагрузки. Зато он будет обладать большим экспортным потенциалом из-за более низкой цены и меньших эксплуатационных расходов.
Более того, считает Military Wath, если наш перспективный самолет будет оснащен рядом технологий Су-57, это позволит России продавать его как первый в мире одномоторный истребитель шестого поколения. А стоить он, возможно, будет как самолет пятого поколения. И, таким образом, на международных рынках вооружений может заткнуть за пояс заокеанский аналог F-35, который стремятся купить у Соединенных Штатов многие западные страны. И не только они.
Вместе с тем следует отметить, что работа над легким истребителем 5-го поколения с технологией «стелс» в нашей стране ни шатко, ни валко идет с 2015 года. Только прежде ею занималась не компания «Сухой», а корпорация «МиГ». И речь шла не об однодвигательной, а о двухдвигательной машине с плоским соплом и в компоновке «утка» (с горизонтальным оперением в передней части). При этом использовался технологический задел по советскому МиГ-1.44, который намного опередил своё время.
Этот самолёт, как сообщалось, должен был прийти на замену МиГ-29, а также МиГ-35. Однако, как следует из открытых сообщений, все упиралось в то, что Минобороны не в состоянии было финансировать эту разработку наряду с очень дорогостоящим Су-57. Поэтому названная программа МиГа так и осталась в чертежах и макетах.
Но после того, как к разработке легкого истребителя подключилась компания «Сухой», можно ожидать, что все у нас получится. Причем новый самолет, вероятно, выйдет куда более грозным, чем тот, что замышлялся на «МиГе». Поскольку летать будет хоть и на единственном, но мощном «Изделии 30».
В этом случае российская истребительная авиация в перспективе будет выстроена так же, как и у американцев. У них — тяжелый и очень дорогой даже для США F-22, выпущенный ограниченной серией. Кроме него — легкий и куда более массовый F-35 всех модификаций.
У нас — тяжелый Су-57 для завоевания господства в воздухе. При этом производить его во множестве — никаких денег не хватит. И легкий однодвигательный многоцелевой истребитель, во многом повторяющий Су-57, но более доступный для оборонного бюджета. При этом — с бортовым радиоэлектронным оборудованием (прежде всего радиолокационной станций), не уступающим по своим возможностям БРЭО тяжёлого истребителя. А еще — с внутренним запасом авиатоплива, обеспечивающим не намного меньшую дальность полёта, что и у Су-57. Поскольку для одного двигателя и топлива понадобится вдвое меньше, чем для двух таких же «Изделий 30».