Украина собиралась воевать с Россией еще до 2014 года. Об этом в эфире телеканала UkrLife рассказал генерал-майор Вооруженных сил Украины Виктор Назаров. Он признался, что Киев начал готовиться к войне с Россией сразу после Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в 2007 году.
Поводом для беспокойства украинского командования, по его словам, стало выступление на конференции президента России Владимира Путина, который заявил о кризисе международных отношений на Западе.
«Мы не ждали у моря погоды. <…> Разрабатывались военные документы, оперативные планы, которые в том числе предполагали и войну с Россией», — заявил Назаров.
Он также рассказал о том, что Генеральный штаб прорабатывал сценарии боестолкновений в Крыму и Донбассе, однако, по его словам, в 2014 году Москва все равно сумела застать Киев врасплох.
«Ту тактику, которую они применили в Крыму… да, это было довольно неожиданно», — добавил генерал.
Как это понимать? Они всерьез собирались воевать уже тогда? Или Назаров сочиняет для поддержки антироссийского мифа? Или просто хайпует?
— Вспомним, кто тогда был президентом Украины, — говорит политолог, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров. — Виктор Ющенко. Этот «фрукт», как известно, управлялся Соединенными Штатами напрямую — через спальню. Его супруга имела обширные связи в США, так как работала в свое время и в Белом доме, и в Конгрессе, и в американском Минфине. При этом, по словам на тот момент главы секретариата украинского президента Виктора Балоги, Екатерина «принимала живейшее участие почти в каждом решении Ющенко». Не удивительно, если в то время всерьез разрабатывались планы войны с Россией. Не удивительно, что и места возможных боестолкновений были определены реалистично — Донбасс, Крым. Не удивительно потому, что за этими планами, несомненно, стояли американцы в лице спецслужб и военных разведок. Они уже тогда готовили Украину к роли антироссийского плацдарма не только в политическом, но и в военном плане. Война чужими руками — привычное для американских генералов дело. И они к ней всерьез готовились. Я бы поверил украинскому генералу.
«СП»: — Понятно, что мюнхенская речь напугала Запад, но причем тут Украина. Ей чего было бояться?
— Все логично. Роль американского сателлита подразумевает, что все угрозы патрону — в первую очередь это твои угрозы. Думаю, в 2007 году на Украине это понимали уже отчетливо. Понимая, что в случае чего Запад будет использовать именно украинский плацдарм для нападения на Россию, украинские генералы осознавали, что и ответный удар придется именно на Украину. И именно в регионах Донбасса и Крыма он будет наиболее сильным, потому что будет поддержан местным Сопротивлением.
«СП»: — Украина уже тогда была для нас потеряна? Стала частью Запада?
— Украина ни тогда еще не была, ни сейчас пока не является частью западного мира. Находящаяся на границе двух цивилизаций — западной и православной, или западнохристианской и восточнохристианской, она так и не смогла окончательно определиться с цивилизационным выбором. Стремление в сторону Востока, который пока еще поддерживает большинство, не устраивает элиты, а выбор в пользу Запада не принимается большей частью украинцев.
«СП»: — Можно было предвидеть последующие события и предотвратить 2014 год?
— К этому и стремились. Как известно, Россия всячески поддерживала следующего украинского президента Виктора Януковича. Он, казалось, сможет остановить прозападный крен Украины. Но Янукович пошел другим путем, откровенно демонстрируя желание сидеть на двух стульях. Образно выражаясь, можно сказать, что со временем он и провалился между этими двумя стульями. Запад обманул его во время переворота, Россия, конечно, спасла жизнь, спрятав на своей территории, но не сохранила ему власть. А ведь он, похоже, именно на это рассчитывал, когда просил ввести российские войска на Украину.
«СП»: — А что теперь? Война неизбежна в итоге? Или мы так и будем годами пребывать в состоянии холодной?
— Война России с Украиной теоретически возможна. Победитель в ней известен заранее. И это не Украина. Возможно, осознание этого, а даже не отсутствие команды «фас!» из США и сдерживает Киев от перехода от слов к делу. Измениться к лучшему ситуация может только в случае изменения позиции Штатов. Мы же понимаем, что при всех оговорках «ключи от Киева» лежат в вашингтонском Белом доме. Подождем грядущих встреч Путина и Байдена и Байдена и Зеленского. По их итогам, возможно, получится сделать какие-то более точные прогнозы по продолжительности «холодных времен» в мировой политике.
— Украинская политика — это качели, — считает политолог Александр Дудчак. — Приходят «западники» — начинается продавливание «евроинтеграции» и пронатовской политики. Приходят более трезвомыслящие прагматики — стремление в НАТО остывает.
Этот генерал говорит про 2007 год, когда президентом был «оранжевый» евроинтегратор Ющенко. Стоит вспомнить, как в январе 2008 года Ющенко (президент), Тимошенко (премьер) и Яценюк (спикер парламента), скрывая от широкой общественности, отправляли в штаб-квартиру НАТО послание с официальным заявлением украинской власти о присоединении к ПДЧ в НАТО. Тогда оппозиция устроила скандал. Какая-то часть генералитета очень хотела ездить в командировки в Брюссель, и любым способом пытались демонстрировать свою верность НАТО. Но оперативные карты рисуют в отношении всех соседей. Этот генерал, наверное, хочет приукрасить действительность, в которую погружен его мозг и придать ценности тому предательству, которое он возводит в ранг достоинства.
Такие, как этот Назаров, пытаются описывать и оценивать события того времени с позиций сегодняшнего дня. В системе их нынешних ценностей все это в их же глазах выглядит важным. Украине нечего было бояться, но многие из украинских военных высокого ранга в то время уже прошли подготовку в американских и европейских центрах, они уже «перешли на сторону зла», были по сути завербованы или стали крайне лояльными интересам Запада.
«СП»: — А как они собирались воевать? Первыми напасть? А то, что в Крыму, тогда у них в тылу, была российская база, их не смущало?
— Вряд ли кто-то всерьез собирался воевать. Они-то точно в окопах бы не сидели. И если бы какой-то гипотетический конфликт прозападная украинская власть попыталась тогда организовать, это скорее всего закончилось бы отказом выполнять приказы начальства военнослужащими ВСУ.
«СП»: — По словам Назарова, Генеральный штаб прорабатывал сценарии боестолкновений в Крыму и Донбассе, однако в 2014 году Москва все равно сумела застать Киев врасплох. Каким образом? То есть, грош цена их подготовке?
— Врасплох застал всех госпереворот. Турчинов признавался, что было большой проблемой заставить стрелять украинских военнослужащих даже на Донбассе — ну, не все же дураки, тогда еще понимали, что это госпереворот, и как будет дальше — было не понятно. Но после того, как подключились нацистские батальоны, которые расстреливали шахтеров, входящих из шахт со своих смен, местное мирное население, когда они вынудили взяться за оружие Донбасс, пошли первые жертвы — включились законы гражданской войны. ВСУ уже начали воевать даже не за какую-то идею, а за погибших сослуживцев, родственников. На это и был расчет. Он сработал.
«СП»: — В каком случае тогда могло произойти столкновение России и Украины? Если, конечно, такое можно представить. И чем бы оно закончилось?
— Очень гипотетически такое можно было представить. Закончилось бы братанием на передовой тогда. Но об этом нет смысла рассуждать.