Камчатка заждалась первых «калиброносцев»

Рискнуть двумя новыми подлодками и корветом на Севморпути адмиралам и хочется, и колется

6732
На фото: дизель-электрическая подводная лодка "Петропавловск-Камчатский" проекта 636.3
На фото: дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский» проекта 636.3 (Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС)

Для начала — об одной, на первый взгляд, странности. Построенная в Санкт-Петербурге дизель-электрическая подводная лодка Б-274 «Петропавловск-Камчатский» (проект 636.3 «Варшавянка») еще 25 ноября 2019 года (больше полутора лет назад!) была включена в состав 19-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота (Камчатка). Но все еще обминает кранцы у одного из причалов в Балтийском море.

Сошедшая вслед за ней со стапелей той же «Северной верфи» точно такая же Б-603 «Волхов» в боевой состав той же камчатской бригады ТОФа вошла 24 октября прошлого года. И тоже пока, по большому счету, не сдвинулась с места.

Наконец, «Гремящий», головной корвет проекта 20385, «Северной верфью» спущен на воду вообще почти четыре года назад (30 июня 2017 года) и предназначен для 114-ой бригады кораблей охраны водного района Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ. И он если изредка и режет форштевнем волны, но пока исключительно на другом конце Земли от своей будущей базы — в Балтийском море.

Читайте также
Суданские качели: Зачем ВМФ РФ нужна база в Красном море Суданские качели: Зачем ВМФ РФ нужна база в Красном море Хартум «завис» между Россией и США

Чтобы понять, как заждались этого внушительного пополнения наши адмиралы на Тихом океане, достаточно, на мой взгляд, одного весьма красноречивого факта. На сегодняшний день у нас в тех краях всего один (!) корабль с отлично зарекомендовавшими себя в операции в Сирии высокоточными крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» — после долгой модернизации превращенный во фрегат бывший БПК «Маршал Шапошников». Но именно «Калибры» составляют основную ударную силу только что построенных и «Петропавловска-Камчатского», и «Волхова», и «Гремящего». Причем, в зависимости от ситуации «Калибры» на них могут устанавливаться в трех вариантах: противокорабельных ракет 3М-54 (SS-N-30, по классификации НАТО), ракет против наземных целей 3М-14 (SS-N-27 Sizzle) и противолодочных ракет 91Р1/РТ2.

Словом, перед нами этакие морские «универсальные солдаты», которые способны существенно укрепить безопасность России на ее дальневосточных рубежах. Отчего же их экипажи пока так и не получили приказа Москвы поскорее это сделать?

Насколько можно судить — все дело в затянувшемся выборе Москвой маршрута межфлотского перехода. Их даже теоретически всего два. Первый - через Гибралтар, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. Второй — Северный морской путь. Что предпочесть командованию ВМФ РФ?

Через Индийский океан, понятное дело, путь длиннее и дольше. Зато безопасней и привычней. Однако в пути на Камчатку по этому маршруту отряду дополнительно понадобится еще, как минимум, морской танкер для многочисленных дозаправок. И на случай непредвиденных ситуаций — океанский спасательный буксир.

Океанская дорога Севморпутем, как известно, примерно в полтора раза короче (расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему свыше 7,5 тысяч морских миль против примерно 12 тысяч морских миль через Суэцкий канал). Но опасней из-за арктических льдов. Которые, как уверяют ученые, хоть и непрерывно истончаются в последние годы, но пока не настолько слабы, чтобы не представлять опасности для сравнительно хлипких стальных бортов корвета и легких корпусов дизель-электрических подводных лодок. Поэтому силы сопровождения и в этом случае отряду понадобились бы немалые. Скорее всего — тот же танкер и хотя бы один атомный ледокол, который придется на пару месяцев снять с обеспечения коммерческих перевозок в высоких широтах.

Таким образом, все карты давно на столе у наших адмиралов. Почему же тогда еще 3 марта 2021 года ТАСС уверенным тоном заявило: «Две подводные лодки проекта 636.3 „Петропавловск-Камчатский“ и „Волхов“, а также корвет проекта 20385 „Гремящий“, построенные петербургскими корабелами для Тихоокеанского флота (ТОФ), отправятся на Дальний Восток через Средиземное море и Суэцкий канал». При этом выход в океан в начале весны якобы был назначен на май.

Но май минул — ничего в этом деле не изменилось. Из чего, вероятно, следует, что в адмиральских верхах споры продолжаются. Как следствие — пару недель назад, 21 мая 2021 года, со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе то же агентство ТАСС снова напустило густого туману: «Межфлотский переход подлодок и корвета с Балтики на ТОФ начнется в ближайшее время. Сейчас решается вопрос о маршруте перехода — по Северному морскому пути или через Суэцкий канал».

Казалось бы: чего здесь месяцами раздумывать, когда давно все предельно ясно? Полагаю, все дело в том, что руководство ВМФ России и Генеральный штаб ВС РФ на самом деле целиком и полностью за переход «Гремящего», «Петропавловска-Камчатского» и «Волхова» именно Севморпутем. И только в крайнем случае — через Суэц.

Вероятно, таким крайним случаем способна оказаться особо сложная ледовая обстановка на маршруте от Баренцева моря до Берингова пролива. Поэтому разведка ледовых полей авиацией Северного флота в эти дни наверняка идет особенно интенсивно. Ибо понятно, что с решением тянуть больше нельзя.

Читайте также
Как бедные платят больше богатых Как бедные платят больше богатых Активы миллиардеров растут, но подпадают под «фискальную политику» государства только тогда, когда будут проданы

Наиболее тонкими льды в Арктике, как известно, из года в год становятся с июля по сентябрь. Всего на два-три месяца, за которые нужно успеть пройти тысячи миль в тяжелейшей навигационной обстановке. Выходит, тихоокеанскому отряду больше нельзя терять ни дня. Иначе до новых морозов можно не успеть проскочить на Камчатку даже и в кильватере за атомным ледоколом. Упаси бог: затрет, как насмерть затерло когда-то во льдах ледокол «Сибиряков».

Тогда может — ну его, этот Севморпуть? Под солнцем Африки да мимо Индии — милое дело!

Нет, у наших адмиралов иные резоны. Далекие от чисто бухгалтерских. Им важно на практике в условиях тающих льдов проверить возможности использования Севморпути для быстрого усиления группировки кораблей Тихоокеанского флота за счет Северного. Или наоборот. В зависимости от того, с какого из океанских направлений будут формироваться новые угрозы для страны.

В принципе использование Арктики для таких передислокаций всегда было сопряжено с огромными сложностями и большим риском. Не случайно за все послевоенные годы Севморпутем на Тихий океан в сопровождении ледоколов проследовало считанное количество боевых надводных кораблей. Самые крупные из них — четыре артиллерийских крейсера проекта 68-бис («Дмитрий Пожарский» в 1955 году, «Адмирал Лазарев», «Адмирал Сенявин» и «Александр Суворов» в 1956 году), а также ракетный крейсер проекта 1134 «Севастополь» (в 1980 году). Все остальные, построенные в Ленинграде и в Николаеве для Тихоокеанского флота крейсеры, многочисленные большие противолодочные корабли, а также эсминцы к дальневосточному месту службы проследовали «южным» маршрутом.

Несколько иная ситуация с подводными лодками. С теми, которые атомные, — проще всего. Они уходят под лед возле Кольского полуострова и затем всплывают только у Камчатки. Самые «свежие» примеры — два благополучно добравшихся на Камчатку из североморского Гаджиево стратегических «Борея» («Александр Суворов» в 2015 году и «Владимир Мономах» годом позже).

Вначале, во времена Холодной войны, за каждый такой переход командиры наших атомоходов почти все получали звезды Героев Советского Союза. В последние десятилетия практика подледных плаваний стала настолько обыденной, что Героев командирам атомоходов давать прекратили. Ограничиваются орденами.

Куда сложнее с дизельными подлодками. Потому что они не в состоянии подолгу находиться подо льдом и вынуждены периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов. Но нет никаких гарантий, что в критический момент в ледовых полях отыщется полынья нужного размера. Поэтому форсировать арктические моря «дизелюхам» приходится исключительно в надводном положении.

Первой в 1940 году этим курсом на ТОФ в сопровождении транспорта «Седов», ледоколов «Ленин», «И. Сталин», «Красин», «Л. Каганович», «Литке» (на разных участках маршрута), прибыла подводная лодка Щ-423. Последняя на сегодняшней день попытка в надводном положении в рамках очередной Экспедиции особого назначения (ЭОН-57) переправить с Севера на Тихий океан дизельные подводные лодки была предпринята в 1957 году.

О технических и навигационных «прелестях», в которых проходили эти походы, определенное представление дают, на мой взгляд, воспоминания бывшего командира подводной лодки Б-71 капитана 1 ранга в отставке Геннадия Карменока. Вот некоторые фрагменты из этих мемуаров: «Порой мы попадали в сплоченный лед и несвоевременное реагирование на обстановку приводило к заклиниванию корпуса лодки во льду. При этом все, кто шел сзади, останавливались. Дистанцию между кораблями держали 50−70 метров, потому что из-за сплочения льда канал, пробитый ледоколами, быстро сужался, и корабли, случалось, останавливались и ждали ледокола…

Читайте также
Эрдоган вытесняет Россию из Закавказья Эрдоган вытесняет Россию из Закавказья Турецкий султан отправляется в Карабах осматривать новые владения

Вообще, находиться в сплоченном льду дело незавидное. Уж и не помню, долго ли мы были в таком положении, когда вахтенный офицер доложил: «Большая ледяная гора надвигается на нас». Я поднялся на мостик и убедился — так и есть. Дал ход дизелями. Вначале малый, затем средний, а лодка стоит неподвижно. Запустил третий дизель, довел до среднего хода. Лодка уперлась в лед, но не движется. А «гора» медленно, но неотвратимо приближается!

… Вот тогда я понял одну из премудростей арктического плавания: лучше пройти 200 миль по чистой воде, чем форсировать ледовую перемычку размером в 5 миль".

И вот сегодня, спустя 64 года после того давнего подвига участников ЭОН-57, экипажам «Петропавловска-Камчатского» и «Волхова» может быть приказано снова заглянуть в арктический «ящик Пандоры». Это произойдет, если в Минобороны и в Главном штабе ВМФ все же будет выбран Севморпуть для перехода долгожданного пополнения ТОФа на Камчатку. Но брать на себя ответственность подобного выбора сложно. Вероятно, поэтому начало межфлотского перехода этих подлодок и «Гремящего» так затянулось.

Но есть один признак, означающий, что две тихоокеанские лодки и корвет отойдут от балтийских причалов буквально на днях. В программе начинающегося 23 июня в Санкт-Петербурге десятого Международного военно-морского салона «MBMC-2021» ни один из этих новехоньких — буквально «с иголочки»! — кораблей не значится. Вместо них заявлены уже достаточно старая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» (Северный флот) и чуть более «молодая» черноморская «Варшавянка» с именем «Краснодар».

Получается думать о том, отправлять ли тихоокеанцев Севморпутем уже некогда. Пора им грузить штурманские карты и лоции.

Последние новости
Цитаты
Михаил Синельников-Оришак

Политолог и публицист

Александр Фролов

замгендиректора Института национальной энергетики

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня