Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Корабли-дроны: Россия безнадежно отстала от США и Китая

Nomad и Ranger подвозят патроны, а Sea Hunter ищет подводные лодки

4621
На фото: патрульный катер противолодочной обороны Sea Hunter
На фото: патрульный катер противолодочной обороны Sea Hunter (Фото: Zuma/TASS)

Американский «Летучий голландец» прошел безаварийно 8 тыс. километров и успешно вернулся на базу Пойнт-Ломо, штат Калифорния. О чем сообщила пресс-служба ВМС США. Правда, у безэкипажного корабля совсем другое имя — Nomad. Он был построен в рамках программы Пентагона «Повелитель Призрачного флота» (Ghost Fleet Overlord — GFO), стартовавшей в 2017 году.

Конечной целью этой программы является создание больших и средних беспилотных надводных роботизированных систем, способных действовать в океане в течение длительного срока без вмешательства людей, даже дистанционного, и не нуждающихся в обслуживании.

Предполагается, что одной из задач таких беспилотников будет снабжение крупных соединений боевых кораблей боеприпасами. То есть они будут использоваться как плавучие склады.

Nomad прошел по маршруту Мексиканский залив — Панамский канал — западное побережье США. При этом 98% времени корабль действовал абсолютно самостоятельно, и лишь в Панамском канале его контролировал наземный оператор. В ходе плавания Nomad соблюдал международные законы морского судоходства.

Беспилотник Nomad был создан на базе уже существовавшего морского судна снабжения Riley Claire, построенного в 2014 году. Его длина — 52 метра, ширина — 9 метров. Судно было оснащено необходимой для его роботизации аппаратурой, среди которой системы связи, технического зрения, а также центральный процессор с программой искусственного интеллекта.

Читайте также
Воздушный бой: «Рафаль» сбил Су-35 в небе Азии Воздушный бой: «Рафаль» сбил Су-35 в небе Азии Индонезия отказалась от российских истребителей в пользу французов

Nomad — это уже второй беспилотник, созданный в рамках программы GFO. Первым был Ranger, который в прошлом году прошел тот же самый путь из Мексиканского залива в порт приписки в Калифорнии.

Испытания этих двух беспилотников еще продолжатся. А завершение программы GFO ожидается в 2022 году. Тогда же будет принято решение о разворачивании производства безэкипажных кораблей снабжения.

Необходимо сказать, что в США бурно развивается направление кораблей-роботов различного назначения. И целый ряд разработок уже успешно завершен. К таковым относится патрульный катер противолодочной обороны Sea Hunter («Морской охотник»).

Катер предназначен для патрулирования тех регионов океана, где ожидается большая активность подводных лодок противника. Именно туда и направляется целая стая «Морских охотников», дальность плавания которых достигает 10 тыс. миль, а автономность — 70 суток. Длина катера — 40 метров, водоизмещение — 145 тонн. Скорость — 27 узлов. Высокая остойчивость, необходимая для океанского плавания, обеспечена тем, что катер построен по схеме тримарана. Способен эксплуатироваться при волнении до семи баллов.

«Морской охотник» оснащен гидроакустической станцией, пеленгующей шумы подводных лодок, и магнитометром. Обнаружив субмарину, беспилотник начинает ее сопровождать, передавая по спутниковой связи ее координаты, направление и скорость движения противолодочным самолетам или надводным кораблям, имеющим средства поражения подводных целей.

Эксплуатация таких катеров экономически чрезвычайно выгодна, день работы «Морского охотника» обходится всего лишь в 20 тыс. долларов. В то время как для эсминца типа «Арли Бёрк» этот показатель равен 700 тысячам. Понятно, что сокращение плана строительства кораблей типа «Арли Бёрк» и «Тикондерога» в определенной степени связано с предстоящим принятием на вооружение «Морских охотников».

Еще одна перспективная разработка, практически уже готовая, — гибридный разведывательный катер Hypersub Fathom. Способен плавать как в надводном положении, развивая скорость в 45 узлов, так и подкрадываться под водой на скорости 3,7 узла. Под водой работает от аккумуляторов, на поверхности — от 480-сильного дизеля. Дальность автономного плавания — 1000 миль. При этом есть возможность брать на борт экипаж.

Читайте также

А есть и уже внедренные разработки морских дронов. Уже шесть лет эксплуатируются безэкипажные противоминные катера Minehunting System компании Northrop Grumman. Они оснащены аппаратурой, которая способна на скорости хода в 18 миль обнаруживать, классифицировать и определять точное местоположение всех видов современных мин. Это значительное достижение, поскольку существующие сонары способны выполнять данную работу на значительно меньших скоростях хода тральщика.

В настоящий момент Управление стратегических исследований (Strategic Capabilities Office — SCO) Пентагона в контакте с ВМС США занимается секретным проектом Overlord по созданию первого в мире большого безэкипажного боевого корабля. Впрочем, недавно были раскрыты некоторые подробности этого проекта. В первой половине этого десятилетия должны быть построены 12 таких кораблей, на что были выделены 2,7 млрд. долларов.

О самих кораблях известно немного. Они будут относиться к классу корветов, имея водоизмещение порядка двух тысяч тонн и длину 80−100 метров. Предполагается, что на нем будут установлены ракетные комплексы для нанесения ударов по береговым целям для прорыва обороны, а также мощные средства радиоэлектронной борьбы. Корабль должен соблюдать правила морского судоходства, определять маршрут для решения боевых задач, поддерживать оперативную связь с другими кораблями в составе корабельной группы при минимальном взаимодействии с людьми.

Но не одни американцы создают надводные беспилотники. Этим уже 10 лет занимается, например, сингапурская компания STE. Она производит целое семейство катеров Venus различных габаритов (до 16 метров в длину) и назначений. В зависимости от устанавливаемого на катера оборудования могут решать широкий круг задач: патрулирование, береговая оборона, противоминная борьба, обнаружение подводных лодок, поисковые, спасательные и транспортные операции. Могут они использоваться и как ударные, для чего на катере устанавливаются модули с автоматической пушкой, крупнокалиберным пулеметом и гранатометами.

Читайте также
Пентагон: «Белый лебедь» нам не нравится категорически Пентагон: «Белый лебедь» нам не нравится категорически Российский «стратег» с мощными ракетами пугает НАТО

Ударные катера JARI-USV для ВМС производит и Китай. Но на них устанавливается более серьезное вооружение — ракеты, заряженные в восемь ячеек вертикальной пусковой установки, торпедный аппарат, автоматическая пушка калибра 30 миллиметров. К приборному оборудованию относятся РЛС с ФАР, гидроакустический комплекс, оптико-локационная станция.

А что Россия? Россия по части подводных беспилотников находится на недосягаемой высоте, сделав «Посейдон». В области же надводных дронов выглядит довольно бледно.

В 2016 году концерн «Калашников» объявил, что его дочерняя компания ZALA AeroGroup разрабатывает «беспилотный авианосец для беспилотных разведывательных квадрокоптеров». Называется он «Тритон». Это должен быть тримаран «длиной в несколько десятков метров и водоизмещением в несколько сотен тонн».

Дальность плавания «авианосца» — 750 миль. Радиус действия квадрокоптеров — 30 километров. Есть и пулемет калибра 7,62 мм для «уничтожения разведанных целей». Это довольно грустно. Вполне понятно, что на протяжении последних пяти лет сведения о «Тритоне» отсутствуют.

Какие-либо иные российские работы в области надводных безэкипажных катеров или кораблей в информационном поле не просматриваются. И это еще более грустно.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня