Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Хочу увидеть тебя голой на МАКС-2021»

Истребитель 5-го поколения Су-57 «Лайт» поставит «шах и мат» F-35

10006
На фото: новый российский истребитель.
На фото: новый российский истребитель. (Фото: RostecRussia / Facebook)

На фото, опубликованном 16 июля в аккаунте Facebook «Ростеха», виден самолет, прикрытый черным защитным чехлом. Пост сопровождается надписью «Wanna see me naked?» («Хочешь увидеть меня голой?»), что только подыгрывает интерес к новинке. По слухам, это будет одномоторный истребитель, хотя ранее американскими экспертами предполагалось, что покажут доведенный до ума беспилотник С-70 «Охотник».

Янки были уверены, что из того, что сейчас делается в России, именно БПЛА, выполненный по схеме «летающего крыла», наиболее близок к полномасштабной презентации. Однако эти домыслы уже опровергнуты. Теперь никто не сомневается, что скрывалось за тизером со слоганом «шах и мат», который был размещен 11 июля на официальном twitter- аккаунте «United Aircraft Corporation (Объединенной авиастроительной корпорации)».

Напомним, неделю назад появился твит с надписью «Все проще, чем кажется… #МАКС2021# checkmate (шах и мат). Кажется, что-то намечается». Под ним было размещено фото лужайки с летающей шахматной ладьей и надписью на английском «Ребята, все проще, чем вы думаете».

Читайте также
Москва допускает, что талибы из Афганистана скоро прорвутся к Оренбургу? Москва допускает, что талибы из Афганистана скоро прорвутся к Оренбургу? Несмотря на клятвы исламистов не перешагивать границы «дружественных стран» Россия, Китай и их союзники готовятся к худшему

В этом снимке заокеанское экспертное сообщество узнало мистическую фотографию НЛО швейцарского писателя Эдуарда Альберта Мейера по кличке «Билли». Того самого, который в 1975 году якобы был в контакте с инопланетянами и даже предоставил фотодоказательства. Разница была в том, что вместо НЛО в небе нарисовался шахматный «конь». Все это напоминало тизер — рекламу-загадку с претензией на ажиотажный интерес.

Впрочем, о том, что «что-то намечается», причем такое, что может сделать «шах и мат», и вполне вероятно будет показано на МАКС-21, намекнул еще в конце декабря прошлого года глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Кстати, уже тогда янки стали ломать голову, о какой универсальной платформе, как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах, говорил Сергей Викторович.

В частности, заокеанский военно-популярный журнал Military Watch предположил, что русские разрабатывают аналог F-35 Lightning II — этакий одномоторный Су-57 «Лайт». Наверняка, у него будет другое название, а пока остановимся на этом. Дескать, «Ростех» пойдет по пути Lockheed Martin, хотя бы потому, что в мире формируется спрос на относительно дешевые истребители пятого поколения.

В то же время не совсем логично продавать сомнительным союзникам двухмоторный Су-57, который, похоже, получился, как хорошая машина. Мол, зачем делиться своими уникальными технологиями, фактически за бесценок. Заказчики много самолетов не купят — дорого очень, а партия из нескольких машин вполне может стать базой для инженерного копирайтерства.

Например, тяжелый и высокоманевренный F-22 Raptor, будучи, по крайней мере, в 2,5 раза дороже, чем Lightning II, сегодня является бесспорным лидером ВВС США. Но Raptor не продали даже самому верному союзнику Америки — Израилю. Другое дело F-35 (в основу которого пошли технологии F-22). Его корпорация Lockheed Martin толкает кому ни попадя из своих сателлитов, несмотря на тысячу и один системный недостаток.

Почему бы и «Ростеху» не повторить этот трюк. Су-57 «Лайт», наверняка, окажется намного дешевле, чем «старший брат», и с учетом высокого авторитета «Сухого» спрос на него однозначно будет. Даже бедным странам хочется немного «пятого поколения».

И в самом деле, то, что сказал Чемезов на декабрьском брифинге, укладывается в это предположение. По словам Сергея Викторовича, прорабатывается вопрос о создании боевой авиационной системы будущего в легком и среднем классе. Похоже, что речь идет о предпроектных работах и, скорее всего, о коммерческом предложении. Во всяком случае, глава «Ростеха» подчеркнул: «Мы считаем, что это перспективный самолет и рассматриваем, в том числе, различные варианты кооперации с зарубежными партнерами».

Кто эти «зарубежные партнеры», озвучено не было. Но если разобраться, выбор не велик. Вряд ли это будет Турция, хотя бы потому, что Анкара находится в тяжелейшем кризисе и потихоньку дрейфует назад — в сторону США. Даже невооруженным глазом видно, что от «дружбы» Путина с Эрдоганом у Кремля появилось больше минусов, чем плюсов.

Читайте также

Станут ли нефтяные шейхи финансировать проект Су-57 «Лайт»? Вероятность такая есть, хоть и небольшая. С другой стороны, страны Персидского залива традиционно ведут себя многовекторно. Авось Москва заступится в кое-каких вопросах. Напомним, вице-премьер Юрий Борисов встречался с министром иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Абдаллой бен Заидом Аль Нахайяном, кстати, в то же самое время, когда Чемезов говорил о разработке перспективного самолета. И на сайте правительства РФ сказано, что стороны «отдельно остановились на вопросах ВТС».

Но скорей всего, месседж Сергея Викторовича был рассчитан на Индию. Понятно, что продвижение Су-57 «Лайт» без всякого сомнения столкнется с сильнейшим американским противодействием, поэтому у потенциального партнера «Ростеха» должны быть очень веские причины, чтобы пойти поперек Вашингтону. А у Нью-Дели они есть — напряженность в отношениях с Пекином.

Газета The EurAsian Times со ссылкой на своих экспертов в этой связи пишет: «Сохраняется вероятность того, что Индия может серьезно изучить возможности Су-57». А далее — не исключено «заключение контракта на совместное производство. Чтобы противостоять китайскому наращиванию в регионе Ладакх и бросить вызов их самолетам-невидимкам J-20, правительство Моди может сделать этот неожиданный шаг».

Камнем преткновения большинства оборонных сделок с индийцами является требование о передаче технологий. Чтобы обойти эту проблему, Москва вполне может предложить Нью-Дели новый легкий или средний истребитель на базе Су-57 — тот самый, который презентуют на МАКС-21.

Картик Боммаканти, индийский эксперт по ВТС, считает, что «возможен синергетический военно-технический эффект, и Москва и Нью-Дели». В то же время он напоминает, что Индия уже давно стремится к тому, чтобы индигенизировать (буквально «отуземливать») оборонные исследования, разработку и производство истребителей. Обращает на себя внимание, что после брифинга Чемезова издание Indian Defense News, выражающее мнение Минобороны Индии, не скупилось на похвалы Су-57.

«России удалось снизить заметность своего первого самолета-невидимки Су-57, добавив новую решетку радиатора к воздухозаборнику, — пишет IDN. — Планер истребителя имеет плоскостное выравнивание кромок, аналогичное F-22, чтобы уменьшить его радиолокационное поперечное сечение. Стелс-истребитель оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая мощный бортовой компьютер (так называемый электронный второй пилот), радиолокационную систему, распространенную по всему его корпусу, а также имеет некоторые другие новшества, в частности, вооружение, размещенное внутри фюзеляжа».

Если вспомнить, что Indian Defense News писало о Су-57 летом 2020 года, можно увидеть разворот на 180 градусов. Тогда портал IDF не оставил камня на камне от нашей «сушки». Мол, «на современном этапе Су-57 можно считать только предсерийным, и степень его доработки относительно невелика. Даже российские ВВС не хотят получать их в больших количествах».

Читайте также
Губернаторов ударили лицом в «борщевой набор» Губернаторов ударили лицом в «борщевой набор» Регионам приказано снизить цены на продуктовый набор № 1 в авральном режиме

В действительности же главной причиной вероятного отказа от Су-57 Indian Defense News назвало не «сырость» российского самолета, а его ценник. «По некоторым данным, стоимость модернизированной версии Су-57 будет варьироваться от 150 до 200 миллионов долларов. Учитывая, что экспортная стоимость американских F-35 составляет около 120−140 миллионов долларов, Индия, скорее всего, действительно откажется от российских истребителей», — отмечает IDF.

Такое впечатление, что наезд был вызван только желанием сбить цену, поскольку американцам и в голову не приходит мысль индигенизировать Lightning II. Между тем, Lockheed Martin оставляет за собой право «приземлить» свои самолеты, если их военное применение будет противоречить национальным интересам США. И вообще, зачем Нью-Дели F-35, если разрешение на его вылет нужно получать из Вашингтона.

Да, Нью-Дели делает ставку на разработку своего одномоторного истребителя Tejas MK2 с американским движком GE-414. Ожидается, что первый прототип будет готов в августе 2022 года, а первый полет состоится в 2023 году. Сейчас работы идут по уменьшению радиолокационного поперечного сечения, в том числе за счет S-образных водозаборников. Но, программа Tejas MK2 подвергается в Индии критике и даже высмеивается за черепашьи темпы разработки. Этот самолет явно не тянет на современный истребитель 4++. А ему, между прочим, в случае гипотетической войны из-за резко ухудшающих отношений с КНР, придется вести воздушные бои с китайским Chengdu J-20 пятого поколения.

Как будет развиваться ситуация с «зарубежными партнерами» проекта Су-57 «Лайт», покажет только время. Но при всех острых и неоднозначных моментах только Индия является наиболее вероятным партнером «Ростеха» и, можно не сомневаться, посланцы Нью-Дели будут в числе первых, кому на МАКС-21 покажут русский «шах и мат».

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня