Китай оценил русский истребитель Checkmate
Россия и Поднебесная готовы объединиться в небе против общего врага
Китай проявил колоссальный интерес к новому российскому истребителю Checkmate, презентованному на Московском авиасалоне в «Жуковском» холдингом «Сухой». Про презентацию очень подробно написали десятки китайских изданий, предысторию и технические параметры новой машины разобрали военные эксперты.
Подобный интерес можно объяснить только одним — официальный Пекин заинтересован в кооперации с Россией при разработке новых истребителей пятого поколения. Ведь Россия и Китай являются одними из немногих стран на планете, которые сумели создать такие машины.
Причем ранее китайские инженеры уже использовали наработки советских и российских инженеров, в том числе из «Сухого». Базу удалось улучшить, создав принципиально лучшие машины.
Оружие будущего для сверхдержав уже стало настоящим
Истребители пятого поколения — это машины будущего для большинства стран, которые пока что еще неспособны интегрировать воедино современную авионику, чтобы двигаться на сверхзвуке в крейсерском режиме, многофункциональные радары с низкой вероятностью перехвата (LPIR) и интерактивные компьютерные системы.
Подобным критериям отвечают в мире сейчас всего четыре машины: американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, российский Су-57 и китайский J-20 Chengdu (он же Veyron).
Появление Китая в списке военно-технологических держав, способных создать собственный истребитель пятого поколения, всерьез пошатнуло позиции других разработчиков. Собственные программы создания подобных истребителей есть во многих милитаризированных государствах, включая Индию, Иран, Пакистан, Турцию.
У Китая разработка истребителя пятого поколения заняла девять лет: впервые объявлено о национальной программе было в 2007 году, а уже в 2016 году самолет был представлен публике на Китайской международной авиационно-космической выставке. Спустя год самолеты J-20 Chengdu приняли участие в военном параде, посвященном 90-летию основания Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Четыре авиационные бригады от Монголии до Тайваньского пролива
Точное количество истребителей, поступивших на вооружение, разумеется, не раскрывается. При этом издание South China Morning Post со ссылкой на инсайдеров в военных кругах недавно сообщало, что китайские ВВС получили порядка 150 истребителей в составе 4 авиационных бригад (для сравнения: на вооружении ВВС США находится порядка 180 истребителей F-22 Raptor).
Две бригады подчинены командованиям восточного и северного театра военных действий, а еще две базируются во Внутренней Монголии и восточной провинции Хэбэй. Последняя с геостратегических позиций наиболее важна, поскольку базирующиеся здесь подразделения ВВС могут контролировать Тайваньский пролив и Восточно-Китайское море.
По словам инсайдеров South China Morning Post, в ближайшие пять лет Китай ускорит развертывание модернизированной версии истребителя J-20C для защиты пяти стратегических направлений страны. Эти пять направлений относятся к пяти командованиям НОАК на театре военных действий: на севере, юге, западе, востоке и в центре. С такими амбициозными планами модернизации принятого на вооружение совсем недавно истребителя, возможно, и связан неподдельный интерес Китая к российскому Checkmate.
«Шах и мат» американским разработчикам поставили дешевизной
Сейчас Китай ведет разработку еще одного истребителя пятого поколения FC-31 Shenyang (он же Gyrfalcon). Правда, в отличие от J-20 Chengdu, до серийного производства еще не дошло: впервые о новой разработке стало известно в 2012 году, когда вездесущие американские спутники-шпионы сфотографировали перемещаемый по шоссе прототип нового китайского самолета.
Разрабатывает новый самолет компания Shenyang Aircraft Industry, входящая в национальную авиапромышленную корпорацию. На ее счету — разработка практически всех передовых китайских вооружений: от первого сверхзвукового истребителя J-6 Shenyang до первой ракеты класса «земля — воздух» Hongqi-1.
При этом некоторые истребители Shenyang Aircraft Industry были частичной имитацией российских разработок. В частности, официально закупленных Су-30МКК и Су-27СК. Правда, китайские инженеры улучшили и доработали российские разработки, скажем, в части электронно-оптической системы прицеливания. И подобная кооперация тоже лишний раз объясняет интерес Китая к Checkmate.
Вполне возможно, что Китай проявит интерес к закупкам нового истребителя, который, как признают в холдинге «Сухой», ориентирован исключительно на экспорт. Потенциальными покупателями могут быть, в том числе, Индия, Вьетнам, Мьянма, Аргентина и даже ОАЭ. Новая машина неприхотлива, поскольку требует меньшего наземного обслуживания и специального наземного оборудования.
Кроме того, Checkmate значительно дешевле аналогов: обещано, что исходная цена одной машины составит $30 млн, а экспортная в таком случае не превысит $60 млн (американский F-35A стоит в пределах от $150 до $250 млн). И уже к 2027 году планируется выпустить не менее 300 готовых боевых единиц российского истребителя. В числе покупателей, возможно, окажется и Китай.